Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

Приоритетная роль творческого воображения в профессиональной подготовке вокалиста

Агабекян Аида Багратовна

магистрант кафедры музыкального искусства 

института культуры и искусств 

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 

Россия, г. Москва 

Низамутдинова Светлана Маратовна

научный руководитель, 

кандидат педагогических наук, доцент

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 

Россия, г. Москва 

 

Аннотация. В данной статье автор утверждает важность роли воображения в деятельности вокалиста и предоставляет практические рекомендации. Перед тем как выполнять определенные действия, вокалист воображает, какой вид будет у данного предмета и умозрительно выводит алгоритм действий. Таким образом, человек наперед конструирует образ предстоящего предмета или итоговое достижение деятельности. Развитое творческое воображение занимает важное место в творческой профессии вокалиста.

Ключевые слова: воображение, творчество, психика, образ.

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Воображение как психический процесс образовывает наглядно-образное мышление, вследствие чего человек может нацеливаться, по поиску решения вопросов без явного вмешательства практических действий. Этот процесс очень важен, особенно, в случаях, когда недостижимо или сложно совершить нужное практическое действие, или оно является нецелесообразным.

Воображению свойственно рождать образы, опираясь на памяти, а не на информации внешнего мира, потому что оно вбирает в себя элемент фантазии и мечты. Даже у людей прагматичных и скептических имеется воображение.

В творческом и рабочем процессах воображение позволяет вокалисту руководить и координировать своей работой, также проверять свою речь, эмоции, память и внимание. Способствует созданию и использованию образов действительности. Воображение повышает психологическое состояние индивида, устраняет стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения человек может планировать свою дальнейшую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что очень важно в трудовой деятельности.

Существуют особые методы формирования творческого мышления. Самым действенным методом служит чтение хорошей литературы и просмотр документальных фильмов, расширение круга своих знаний, извлечение знаний из различных областей жизнедеятельности, запоминание и анализирование информации. В таком случае возникает большой объем материала для творческих процессов.

Чтобы воображение было произвольным, над ним следует работать, регулярно тренировать. Чтобы результат был лучше, нужно поискать ключи вдохновения, попросить поддержку у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

У каждого человека свой запас прожитых мгновений, этапов, впечатлений. Создавая на сцене точный образ, мы будим воображение зрителя и затрагиваем самые глубокие струны души. Мы говорим о том, что вокалист должен обладать богатым воображением и овладеть техникой подачи этих импульсов зрителю.

Вокалист может обладать хорошей вокальной техникой, но если он не подает это зрителю творчески, артистически, то функция артиста сравнивается с функцией технического оборудования, с помощью которого можно прослушать исполнение. Воображение у кого-то больше развито, у кого-то менее. В этом и заключается работа артиста над собой, чтобы восполнить необходимое для такой профессии.

Поработав с большим количеством учеников-вокалистов по раскрепощению на сцене и диалога артиста со зрителем через песню, автор статьи разработала следующие практические упражнения, выполнение которых в данном порядке помогает вокалисту раскрыть образ песни сначала для себя, а потом уже и для зрителя.

Задание №1. Вокалисту дается задание спеть произведение без слов, но в настроении музыки. Если эта песня весёлого характера, то ученик вместо слов поёт «ла-ла», а если грустное – «на-на». Педагог во время выполнения этого задания, исходя из содержания песни, помогает ученику больше раскрыть настроение: «представь, как солнышко греет тебя», «представь как твой любимый обнимает тебя», «вообрази мир без забот и проблем» и т.п. Благодаря этому, ученик больше улавливает краски настроения данного произведения.

Задание №2. Вокалисту даётся задание на альбомном листе нарисовать картину песни. Один единый сюжет. Ученика сразу нужно успокоить тем, что кроме педагога больше никто не увидит данный рисунок, потому что в основном от учеников можно услышать, что они совершенно не умеют рисовать.

Рисуя на бумаге, мы лучше концентрируемся и заставляем мозг внимательно отнестись к тому, что делаем. Учёные доказали, что когда перед тобой лишь лист бумаги и карандаш (ручка), мозг не получает дополнительной стимуляции и сосредотачивает свои ресурсы на конкретной задаче.

Задание №3. Вокалисту предлагается не просто пересказать сюжет песни, а придумать целое кино. Вообразить если бы они были кинорежиссёром. Иными словами – придумать логичный и целостный сюжет клипа.

Все упражнения по формированию и укреплению видений внутреннего зрения нацелены на воспитание образного мышления артиста, при котором даже рассеянная мысль делается чувственной и зримой. «Слушать на нашем языке, – утверждает Станиславский, – означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы» [4, С. 384]. Из этого не следует, что мышление художника отделяется от словесного мышления. Артист стремится показать свои взгляды партнерам не ради самих видений, а ради какой-то цели, чтобы в чем-то убедить, подтолкнуть их к тому или иному итогу. Значит, одновременно с созданием видений вокалист должен выяснить и личное соучастие к ним, иметь свое размышление о предмете или явлении, которое показывается перед его мысленным взором.

Таким образом, изменение творческого воображения реализовывается в три этапа. На первом появляется творческая идея. В сознании создателя возникает вначале неточный образ, исходный замысел, который может, сложиться произвольно, без конкретного осмысления идеи. Второй этап предусматривает обдумывание замысла. Человек задумывается о стратегиях воплощения идеи в реальность, мысленно улучшает ее. Третий этап завершает обдумывание идеи и воплощает ее в жизнь.

Творчество – это процесс образования принципиально новых или модернизированных методов решения заданий и проблем. Становится понятно, что воображение и творческий процесс связаны друг с другом.

Творческое мышление и воображение имеют свои индивидуальные особенности. Благодаря этому процессу существует возможность разрабатывать во всех отношениях новые неповторимые представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых отражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему определяется с рождения, но его в свою очередь можно также развивать.

Список использованной литературы:

1.    Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления: учеб. пособие для студ. вузов / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. – СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.

2.    Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

3.    Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии  / С. Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2003. – 713 с.

4.    Станиславский К. С. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2011. – 384 с.

5.    Шаляпин Ф. И. Маска и душа / Ф. И. Шаляпин. – Спб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 424 с. 

6.     Энциклопедия мудрости. Литературно-художественное издание / К. Андриевская, М. Агеев, И. Атрощенко. – Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2007. – 814 с. 

Сведения об авторах:

Агабекян Аида Багратовна – магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mailaida.agabekyan@yandex.ru 

Низамутдинова Светлана Маратовнакандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: Nizamutdinova@mgpu.ru