Приоритетная роль творческого
воображения в профессиональной подготовке вокалиста
Агабекян Аида Багратовна
магистрант кафедры музыкального искусства
института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия, г. Москва
Низамутдинова Светлана
Маратовна
научный руководитель,
кандидат педагогических наук, доцент
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия, г. Москва
Аннотация. В данной статье автор утверждает важность роли воображения в деятельности
вокалиста и предоставляет практические рекомендации. Перед тем как выполнять
определенные действия, вокалист воображает, какой вид будет у данного предмета
и умозрительно выводит алгоритм действий. Таким образом, человек наперед
конструирует образ предстоящего предмета или итоговое достижение деятельности.
Развитое творческое воображение занимает важное место в творческой профессии
вокалиста.
Ключевые слова: воображение, творчество, психика, образ.
Воображение – это
свойство психики создавать образы в сознании. Воображение как психический
процесс образовывает наглядно-образное мышление, вследствие чего человек может нацеливаться,
по поиску решения вопросов без явного вмешательства практических действий. Этот
процесс очень важен, особенно, в случаях, когда недостижимо или сложно совершить
нужное практическое действие, или оно является нецелесообразным.
Воображению свойственно рождать
образы, опираясь на памяти, а не на информации внешнего мира, потому что оно вбирает
в себя элемент фантазии и мечты. Даже у людей прагматичных и скептических имеется
воображение.
В творческом и рабочем
процессах воображение позволяет вокалисту руководить и координировать своей работой, также проверять свою речь, эмоции, память
и внимание. Способствует созданию и использованию образов действительности. Воображение
повышает психологическое состояние индивида, устраняет стрессы и состояния
депрессии. С помощью воображения человек может планировать свою дальнейшую
деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность
являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что очень важно в
трудовой деятельности.
Существуют особые методы формирования
творческого мышления. Самым действенным методом служит чтение хорошей литературы
и просмотр документальных фильмов, расширение круга своих знаний, извлечение
знаний из различных областей жизнедеятельности, запоминание и анализирование информации. В таком случае возникает большой
объем материала для творческих процессов.
Чтобы воображение было
произвольным, над ним следует работать, регулярно тренировать. Чтобы результат был
лучше, нужно поискать ключи вдохновения, попросить поддержку у знакомых,
расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда
результаты получаются уникальными, и человек становится более активным, если
процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.
У каждого человека свой запас прожитых мгновений,
этапов, впечатлений. Создавая на сцене точный образ, мы будим воображение
зрителя и затрагиваем самые глубокие струны души. Мы говорим о том, что
вокалист должен обладать богатым воображением и овладеть техникой подачи этих
импульсов зрителю.
Вокалист может обладать хорошей вокальной техникой,
но если он не подает это зрителю творчески, артистически, то функция артиста
сравнивается с функцией технического оборудования, с помощью которого можно
прослушать исполнение. Воображение у кого-то больше развито, у кого-то менее. В
этом и заключается работа артиста над собой, чтобы восполнить необходимое для
такой профессии.
Поработав с большим количеством учеников-вокалистов по
раскрепощению на сцене и диалога артиста со зрителем через песню, автор статьи разработала
следующие практические упражнения, выполнение которых в данном порядке помогает
вокалисту раскрыть образ песни сначала для себя, а потом уже и для зрителя.
Задание №1. Вокалисту дается задание спеть
произведение без слов, но в настроении музыки. Если эта песня весёлого
характера, то ученик вместо слов поёт «ла-ла», а если грустное – «на-на».
Педагог во время выполнения этого задания, исходя из содержания песни, помогает
ученику больше раскрыть настроение: «представь, как солнышко греет тебя»,
«представь как твой любимый обнимает тебя», «вообрази мир без забот и проблем»
и т.п. Благодаря этому, ученик больше улавливает краски настроения данного
произведения.
Задание №2. Вокалисту даётся задание на альбомном
листе нарисовать картину песни. Один единый сюжет. Ученика сразу нужно
успокоить тем, что кроме педагога больше никто не увидит данный рисунок, потому
что в основном от учеников можно услышать, что они совершенно не умеют
рисовать.
Рисуя на бумаге, мы
лучше концентрируемся и заставляем мозг внимательно отнестись к тому, что
делаем. Учёные доказали, что когда
перед тобой лишь лист бумаги и карандаш (ручка), мозг не получает
дополнительной стимуляции и сосредотачивает свои ресурсы на конкретной задаче.
Задание №3. Вокалисту предлагается не просто
пересказать сюжет песни, а придумать целое кино. Вообразить если бы они были
кинорежиссёром. Иными словами – придумать логичный и целостный сюжет клипа.
Все упражнения по формированию и укреплению видений
внутреннего зрения нацелены на воспитание образного мышления артиста, при
котором даже рассеянная мысль делается чувственной и зримой. «Слушать на нашем
языке, – утверждает Станиславский, – означает видеть то, о чем говорят, а
говорить – значит рисовать зрительные образы» [4, С.
384]. Из этого не следует, что мышление художника отделяется от
словесного мышления. Артист стремится показать свои взгляды партнерам не ради
самих видений, а ради какой-то цели, чтобы в чем-то убедить, подтолкнуть их к
тому или иному итогу. Значит, одновременно с созданием видений вокалист должен выяснить
и личное соучастие к ним, иметь свое размышление о предмете или явлении,
которое показывается перед его мысленным взором.
Таким образом, изменение творческого воображения реализовывается в три этапа.
На первом появляется творческая идея. В сознании создателя возникает вначале неточный
образ, исходный замысел, который может, сложиться произвольно, без конкретного
осмысления идеи. Второй этап предусматривает обдумывание замысла. Человек задумывается
о стратегиях воплощения идеи в реальность, мысленно улучшает ее. Третий этап
завершает обдумывание идеи и воплощает ее в жизнь.
Творчество – это процесс образования
принципиально новых или модернизированных методов решения заданий и проблем.
Становится понятно, что воображение и творческий процесс связаны друг с другом.
Творческое мышление и
воображение имеют свои индивидуальные особенности. Благодаря этому процессу
существует возможность разрабатывать во всех отношениях новые неповторимые
представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых отражается
индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В
большей степени творческое представление или склонность к нему определяется с
рождения, но его в свою очередь можно также развивать.
Список
использованной литературы:
1. Богданов
И. А. Драматургия эстрадного представления: учеб. пособие для студ. вузов / И.
А. Богданов, И. А. Виноградский. – СПб.: СПбГАТИ,
2009. – 424 с.
2.
Выготский Л. С.
Психология искусства / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошевского.
– М.: Педагогика, 1987. – 344
с.
3. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2003. – 713 с.
4. Станиславский К. С. Учебник актерского мастерства.
Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К.
С. Станиславский. – М.: АСТ, 2011.
– 384 с.
5. Шаляпин Ф. И. Маска и душа / Ф. И. Шаляпин. – Спб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 424 с.
6. Энциклопедия мудрости. Литературно-художественное
издание / К. Андриевская, М.
Агеев, И. Атрощенко. –
Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2007. – 814 с.
Сведения об авторах:
Агабекян Аида Багратовна – магистрант кафедры музыкального искусства
института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет», e-mail: aida.agabekyan@yandex.ru
Низамутдинова Светлана Маратовна – кандидат
педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский
городской педагогический университет», e-mail: Nizamutdinova@mgpu.ru