Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

Влияние вокального обучения и актерского опыта на изменение качества голоса и эмоциональной искренности

Агабекян Аида Багратовна 

магистрант кафедры музыкального искусства 

института культуры и искусств 

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 

Россия, г. Москва 

Низамутдинова Светлана Маратовна

научный руководитель, 

кандидат педагогических наук, доцент

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 

Россия, г. Москва 

 

Аннотация. Известно, что вокальное обучение посредством пения и актерских занятий изменяет акустические параметры голоса. В то время как методик обучения пению существует множество, роль актерского мастерства применительно к вокальному искусству остается не до конца изученной. 

Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, был проведен эксперимент, где слушатели оценивали эмоциональную искренность вокалистов. Вокалисты с большим опытом актерского мастерства были оценены как более убедительные. Данный эффект был связан с пониженной точностью тона и увеличенной вибрацией. То есть представляли собой смещение приоритетов вокалистами с актерским опытом, чтобы подчеркнуть эмоциональную искренность в отношении точности тона или качества голоса в их исполнениях. Акустические отклонения, проявляемые более опытными актерами, были преднамеренной техникой для повышения подлинности или правдивости их эмоциональных выражений.

Ключевые слова: пение, эмоция, эмоциональная искренность, актерское мастерство, качество голоса.

Цели певца разнообразны: точное воспроизведение тона, желаемое качество голоса, разборчивость и чёткость текста и предполагаемый эмоциональный накал; эти факторы являются зависимыми, а их приоритеты могут отражать различия в обучении и опыте исполнителя. Два типа обучения, которые могут по-разному влиять на голосовые акустические цели – это пение и актерский опыт. В многочисленных исследованиях была изучена акустика пения и последствия краткосрочного обучения акустике пения. Акустические качества речи говорящего актера также изучались, хотя и менее широко, как и эффекты краткосрочного актерского обучения по речевой акустике. Это своеобразно, учитывая популярность оперного и музыкального театра, которые часто требуют как качественного вокала, так и актерского опыта. Среди вокалистов с высоким уровнем актерского мастерства может быть переориентация целей с вокальных задач в отношении точности тона или качества голоса на эмоциональную искренность. Вокалисты с многолетним опытом могут вместо этого определять приоритетность тона и качество голоса. 

В эксперименте рассматривалось восприятие слушателями эмоциональной искренности артистов-вокалистов. Автор предположил, что вокалисты с большим опытом будут оцениваться слушателями как обладающие более высокими уровнями эмоциональной искренности. Ожидалось, что акустические меры голоса будут также связаны с восприятием слушателями их подлинности. А записи с более низким значением и повышенной вибрацией будут оценены как более настоящие.

Эксперимент заключался в следующем: 12 (вокалисты) × 5 (эмоции: спокойный, счастливый, грустный, сердитый, напуганный) × 2 (интенсивность: слабый, сильный) внутри предмета, с 120 испытаниями на участника, которые были представлены в случайном порядке. На каждом испытании участникам было предложено оценить подлинность исполнения вокалиста с использованием 5-балльной шкалы (1 = совсем не подлинные 5 = очень искренние). До эксперимента концепция эмоциональной искренности объяснялась следующим образом: «Эмоциональная искренность касается того, считаете ли вы, что вокалист действительно переживал эмоции, которые он изображал. Эмоциональную искренность не следует путать с интенсивностью или ясностью изображаемой эмоции». Громкость была отрегулирована до комфортного уровня и поддерживалась во всех презентациях.

Результаты эксперимента подтвердили, что рейтинги слушателей эмоциональной искренности были связаны с уровнем действующего опыта вокалиста и с акустическими особенностями голоса. Вокалисты с большим опытом были оценены как более эмоционально искренние и убедительные по сравнению с вокалистами с меньшим количеством актёрского опыта, что подтвердило основную гипотезу эксперимента. Никакой взаимосвязи не обнаружилось между годами обучения пению и эмоциональной искренностью, как и ожидалось. Спокойные постановки были в целом оценены как самые настоящие, в то время как противоположные постановки считались наименее подлинными. Интересно, что менее сильные эмоции были оценены как более настоящие, чем сильные эмоции. Это говорит о том, что эмоциональные проявления вокалистов были более правдоподобными, когда их выражения были менее интенсивными. Тем не менее, взаимодействие между интенсивностью эмоций показало, что, хотя это имело место для большинства эмоций, сильно интенсивный гнев, по-видимому, оценивался как более подлинный, чем менее интенсивный гнев. Сообщалось также о значительных случайных перехватах для оценок подлинности, как для отдельных слушателей, так и для вокалистов слушателей, что указывает на постоянную тенденцию оценивать подлинность записей более или менее друг от друга, а также для некоторых вокалистов над другими. 

Таким образом, мы выяснили, что актерский опыт влияет на вокальное обучение, на изменение качества голоса и эмоциональной искренности исполняемого материала.

Список использованной литературы:

1.    Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.  

2.    Бармак А. А. Художественная атмосфера. Этюды / А. А. Бармак. – М.: ГИТИС, 2004. – 320 с. 

3.    Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления: учеб. пособие для студ. вузов / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. – СПб.: СПбГАТИ, 2009. – 424 с.

4.    Станиславский К. С. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2011. – 384 с.

5.    Товстоногов Г. А. Классика и современность / Г.А. Товстоногов. – М., 1975. – 125 с.

6.    Чишко О. С. Певческий голос и его свойства / О. С. Чишко. – М.: Музыка, 1966. – 48 с. 

7.    Шаляпин Ф. И. Маска и душа / Ф. И. Шаляпин. – Спб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 424 с. 

8.    Энциклопедия мудрости. Литературно-художественное издание / К. Андриевская, М. Агеев, И. Атрощенко. – Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2007. – 814 с. 

Сведения об авторах:

Агабекян Аида Багратовна – магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mailaida.agabekyan@yandex.ru 

Низамутдинова Светлана Маратовнакандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: Nizamutdinova@mgpu.ru