Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДВУЗЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Торубарова И.И., Хороших А.О.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный

медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье обсуждается проблема мониторинга образовательного процесса в медицинском вузе в современных условиях с применением электронной информационно-образовательной среды. Авторы статьи описывают методы мониторинга, делают выводы об основных направлениях дальнейшей работы. 

Ключевые слова: электронное обучение,  дистанционное обучение, мониторинг, иностранный язык, медицинский университет.

 

 В настоящее время в соответствии с нормативными документами [1] в основные образовательные программы высших учебных заведений широко внедряются компоненты электронного и/или дистанционного обучения. Так, например, в ФГОСах по направлениям подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета), записано:

«При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии». [2]

В Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н. Бурденко правила и принципы функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) установлены в соответствии с Положением об электронной информационно-образовательной среде Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, Положением об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко,  Положением об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (модуля) Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко [3].

В этих документах, в частности, сказано: «Основные образовательные программы могут реализовываться в какой-либо части с применением ЭО и/или ДОТ, при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации» [3].

В данной ситуации многие исследователи говорят о применении технологии смешанного обучения (Blended Learning) [4, 5, 6, 7]. В силу ряда причин – сокращение количества аудиторных часов, разноуровневая языковая подготовка студентов, отсутствие у обучающихся навыка самостоятельной работы и др. - данная технология становится особенно актуальна для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.

По мнению некоторых исследователей, применение ЭО и/или ДОТ способствует оптимизации образовательного процесса, повышает его эффективность, позволяет более целесообразно распределить изучение/ повторение учебного материала на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной аудиторной/ внеаудиторной работы [5]. Кроме того, студенты могут самостоятельно планировать скорость и режим выполнения заданий, то есть соблюдается личностно-ориентированный подход в обучении; обучающиеся находят справочную информацию, используя Интернет-ресурсы, развивая, таким образом, навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, компьютерной и информационной грамотности.

Однако, очевидные для всех выгоды внедрения ЭО и ДОТ необходимо документально обосновывать, подтвердить количественными и качественными показателями с целью дальнейшего анализа, оценки и управления данным процессом, т.е. необходимо проводить мониторинг эффективности ЭО и ДОТ. Мониторинг может быть направлен на различные аспекты образовательного процесса – профессионально-образовательный, академический, личностное развитие обучаемого, профессиональное развитие преподавателя и др.

На кафедре ИЯ ВГМУ элементы контроля усвоения знаний с помощью ЭО и ДОТ внедряются с 2016 года. В 2018 году, в связи с сокращением количества аудиторных занятий, на кафедре разрабатываются тематические занятия для самостоятельной работы студентов. Так, например, в тестовом режиме было представлено электронное занятие по теме «Великобритания», мониторинг которого был проведен.  Наибольшее внимание в ходе мониторинга было уделено аспектам академического и личностного развития студентов.

Для мониторинга мы использовали количественные и качественные методы, а именно: опросный метод (охарактеризовать курс, ответив на вопрос открытого типа «Понравился – не понравился? Почему?»), анализ результатов учебно-профессиональной деятельности (процент выполнения/ процент качества).

Для мониторинга рандомно были выбраны 7 групп лечебного факультета, общее количество студентов 126 человек. Все студенты представляли примерно одну возрастную группу (17-19 лет), гендерный признак не учитывался. Статистический анализ полученных результатов представлен в таблице.

Таблица. Статистический анализ учебной деятельности студентов 1 курса лечебного факультета в рамках электронного занятия по теме «Великобритания»

 

Всего участников

Участники, выполнившие задания на 55% (уровень, соответствующий оценке «удовлетворительно») и выше

Участники, выполнившие задания на  70-100% (уровень, соответствующий оценке «хорошо – отлично»)

Участники, не выполнившие задания (не приступали к выполнению заданий или результат составил менее 55%)

% выполнения

% качества

 

126

 

 

88 (69,8%)

 

81 (64,3%)

 

38 (30,2%)

 

69,9%

 

64,3%

 

Как видно из приведенной таблицы, и процент выполнения, и процент качества не являются очень высокими, учитывая тот факт, что занятие построено на материале, знакомом еще по курсу ИЯ в общеобразовательной школе.

В качестве причин, помешавших успешному выполнению заданий, 60% участников указали причины технического характера: некорректная работа электронных устройств (мобильного телефона, планшета, PC)/ интернета, сбой в работе системы электронного обучения. Недостаточный уровень знаний по теме как причину невыполнения задания назвали всего 5% участников опроса.

В целом, 85% респондентов считают такие занятия «интересными и полезными», 45% из них отметили, что получили новую информацию о стране изучаемого языка; 12% участников ответили, что занятие им «не интересно, потому, что трудно выполнить».

В данной статье приводятся лишь некоторые результаты мониторинга эффективности элементов ЭО и ДОТ в курсе изучения ИЯ в Воронежском государственном медицинском университет им. Н.Н. Бурденко. Однако, уже по этим результатам можно определить основные направления дальнейшей работы:

1.                Совершенствовать техническое обеспечение образовательного процесса в вузе.

2.                Более тщательно разрабатывать электронные занятия с учетом сложности учебного материала и уровня подготовки обучающихся.

3.                Проводить всесторонний мониторинг и корректировать процесс ЭО и ДОТ с учетом «обратной связи» (feedback) с обучающимися и преподавателями.

Список использованной литературы:

1.    Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: офиц. текст / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р. – Режим доступа:  https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4952/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3922/PRAVITEL%27STVO_ROSSIISKOI_FEDERACII_FCPRO.doc (дата обращения: 10.12.2018).

2.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: офиц. текст / Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 95. – Режим доступа:  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245004/#ixzz5ZB4nm5vn (дата обращения: 10.12.2018).

3.    Положение об электронной информационно-образовательной среде Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко [Электронный ресурс]: офиц. текст / Приказ ректора №1043 от 24.11.2017). – Режим доступа: http://www.vsmaburdenko.ru/academy/structure/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/9042/ (дата обращения: 10.12.2018).

4.    Евсеева А.М. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса по иностранному языку в техническом вузе [Электронный ресурс] / А.М. Евсеева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – Режим доступа: www.scienceeducation.ru/120-16980 (дата обращения: 10.12.2018).

5.       Мельченкова Н.В. Использование смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе для повышения эффективности учебного процесса [Текст] / Н.В. Мельченкова  // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, №1(5). - С. 1063-1066.

6.    Стрекалова Н.Б. Влияние информационных технологий на качество учебного процесса [Текст] / Н.Б. Стрекалова //   Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. - Т. 19, №6. – С. 48-53.

7.  Driscoll, M. Blended learning: Let’s get beyond the hype/ M. Driscoll // E-learning. – 2002. - Vol.3, № 3. – P.54.

Сведения об авторах:

Торубарова Ирина Ивановна – старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко», email: torubarova69@mail.ru

Хороших Анна Олеговна – студентка 1 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО «Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко»

 

MONITORING OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL UNIVERSITY AS A MEANS TO INCREASE ITS EFFICIENCY

Torubarova I.I., Khoroshikh A.O.

Abstract. This article highlights the challenge of monitoring and its application in the medical university in the context of the electronic information educational environment. The authors describe monitoring techniques, and conclude on the principal directions of further activity.

Keywords: electronic learning,   distant learning, monitoring, foreign language, medical university.

References:

1. Concept of the Federal Target Programme of the Educational Development for the 2016-2020 [Electronic resource]: official document / Order of the Government of the Russian Federation dated December 29, 2014 N 2765-r. – Access mode: https://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4952/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/3922/PRAVITEL%27STVO_ROSSIISKOI_FEDERACII_FCPRO.doc. (In Russian) (date accessed: 10.12.2018).

2.      On the Approval of the Federal State Budget Standard of Higher Education on the specialty 31.05.01 General Medicine [Electronic resource]: official document / Order of the Ministry of Education and Science of the RF dated February 9, 2016 № 95. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245004/#ixzz5ZB4nm5vn. (In Russian) (date accessed: 10.12.2018).

3.      Regulation on the electronic information-educational environment of the Voronezh N.N. Burdenko State Medical University [Electronic resource]: official document / Order of the Rector №1043 dated November 24, 2017. - Access mode: http://www.vsmaburdenko.ru/academy/structure/uchebno-metodicheskoe-upravlenie/9042/. (In Russian) (date accessed: 10.12.2018).

4.      Evseeva A.M. Blended learning as a form of educational process in foreign languages in technical university [Electronic resource] / A.M. Evseeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Current problems of science and education]. – 2014. – № 6. – Access mode: www.scienceeducation.ru/120-16980. (In Russian) (date accessed: 10.12.2018).

5.      Mel'chenkova N.V. Application of blended learning in foreign language in non-linguistic university to increase the efficiency of the educational process [Text] / N.V. Mel'chenkova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Journal of Samara Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. – 2015. - Vol. 17, №1(5). – P. 1063-1066. (In Russian)

6.      Strekalova N.B. Influence of information technologies on the quality of the educational process [Text] / N.B. Strekalova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Journal of Samara Research Centre of the Russian Academy of Sciences]. – 2017. - Vol. 19, №6. – P. 48-53. (In Russian)

7.      Driscoll, M. Blended learning: Let’s get beyond the hype/ M. Driscoll //E-learning. – 2002. - Vol.3, № 3. – P.54.