ИСТОРИЯ КАМНЯ КАК АРХИТЕКТУРНОГО МАТЕРИАЛА

Любин Н.С.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

 

Аннотация. Статья рассказывает историю использования камня в архитектуре.

         Ключевые слова: архитектура, камень, материал.

 

Камень был легко доступен в разных частях света. Из Египта, через Грецию и Рим, мы видим, как материал использовали все более новаторским образом. Египтяне, как правило, использовали большие блоки из камней, которые могли быть доставлены на строительные площадки. Греки формировали свои камни более тонко, но все же относились к ним как к материалу, лишенному гибкости. Греческие храмы являются апофеозом стройной и прямой конструкции.  Столбики (или, в случае греческих храмов - колонны) устанавливаются в землю, а затем на них ставится антаблемент (рис.1). Греки смогли сделать настоящее искусство из такой простой формы строительства, которая как утверждают теоретики и историки XVIII века, была разработана на основе деревянных сооружений. Возможно, это было именно так, но на сегодня нет однозначных доказательств последнему.

/var/folders/09/wnkl50l55r99t27k2kn049b00000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/depositphotos_53020609-stock-photo-classical-greek-architecture.jpg

Рис.1 – Греческая архитектура.

 

Римляне, в свою очередь, продемонстрировали пластические свойства камня. Это не означает, что камень можно сжать как тесто, но он обладает динамическим качеством, если вы знаете, как класть камни в определенном порядке, чтобы добиться неожиданных и впечатляющих результатов. Хотя арка была известна грекам, именно римляне сделали ее своей визитной карточкой. Без арки не было бы ни Колизея (рис.2), ни мостов через высокие реки, ни акведуков. Постепенно арка могла стать цилиндрическим сводом, покрывающим комнату. Там, где пересекались два свода, они образовали крестовой свод, как видно во многих римских базиликах. Если арка растягивается и поворачивается, она становится основой купола.

 

/var/folders/09/wnkl50l55r99t27k2kn049b00000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F.jpg

Рис.2 – Римский Колизей.

 

Но именно европейские готические мастера сделали камень одним из самых захватывающих материалов. Поколение за поколением, амбициозные клиенты, одаренные архитекторы и талантливые мастера использовали опору, полученную путем добавления аркбутанов, чтобы вытянуть свои арки выше и сделать своды настолько сложными и многогранными, что более поздние средневековые церкви напоминали шкатулки из стекла, обрамленные камнем.

Однако амбиция доказала ограниченность технологии камня. В 1284 году свод хора собора Бове (рис.3) во Франции рухнул. Цель его основателя, епископа Гийума де Греца, заключалась в строительстве самого высокого собора в Европе. Для этого требовалось, чтобы хранилище поднималось на 16 футов (5 м). Это было выше допустимого, и свод свалился. В 1573 году еще более амбициозная центральная башня собора, которая все еще строилась, рухнула.

 

/var/folders/09/wnkl50l55r99t27k2kn049b00000gn/T/com.microsoft.Word/WebArchiveCopyPasteTempFiles/82182_original.jpg

Рис.3 – Хоры собора Бове во Франции.

 

Наконец, завершить удалось только хоры и трансепты этого амбициозного проекта, которые теперь рассказывают историю о гордости своих основателей. Стали бы древние греки считать такую ​​конструкцию возможной? Наверное, нет, хотя следует сказать, что они довольствовались тем, чего они хотели достичь.

Список литературы:

1.     Hopkins O. Architectural Styles / O. Hopkins – Laurence King Publishing Ltd, 2014. – 241  с.

 

HISTORY OF STONE AS ARCHITECTURAL MATERIAL

Liubin N.S.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. The article tells the story of the use of stone in architecture.

Keywords: architecture, stone, material.

 References:

1. Hopkins O. Architectural Styles / O. Hopkins – Laurence King Publishing

Ltd, 2014. – 241 p.