УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ МАССОВОЙ АУДИТОРИИ
Шулепов Д.А.
студент
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет,
г. Санкт-Петербург, РФ
Аннотация. В работе были рассмотрены основные методы воздействия на
социальные установки человека или аудитории, даны
определения понятиям убеждение и внушение, а также изучены и раскрыты приемы прямого и косвенного
внушения.
Ключевые слова: социальные
установки, метод
убеждения, метод внушения,
прямое внушение, косвенное внушение, приемы
воздействия на реципиента.
Во время исследований
личности или групп личности, другими словами, целевой
аудитории в первую очередь начинается работа над
проблемой социальной установки. Формирование социальной установки личности
помогает понять, как полученный опыт направляет и
подсказывает конкретному субъекту, какую реакцию необходимо проявить в
конкретной ситуации. Ответив на данный
вопрос, можно управлять поведением человека или группы лиц.
Здесь имеет место сказать о понятии стереотип.
Стереотип - общепринятое в той или иной социальной
группе, часто ложное представление о чем-либо или ком-либо.
Таким образом, социальная установка личности
или группы лиц отражает стереотипное поведение или реакцию субъектов на
определённые раздражители. Детальная работа
над стереотипами, разбор и анализ появления различных стереотипов, позволяет
управлять социальными группами, мотивировать их на выполнение тех задач,
которые интересны управляющему субъекту.
Рассмотрим основные
приемы воздействия на социальные установки
реципиента. Социологи выделяют два приема: убеждение и внушение. В
методе убеждения
акцент делается на сознание собеседника, на логическую составляющую сообщения.
Убеждение
строится по средствам пошагового доказывания необходимой информации субъекту. [4,
C.
316].
Метод внушения
подразумевает работу со психикой человека. В
основе метода лежит призыв к внутреннему принятию
реципиентом передаваемой информации. Информация, переданная при помощи метода
внушения, может не
соответствовать социальной установке субъекта, но
будет принята им.
[1,
C.
213]
Внушение
бывает двух типов: прямое и косвенное. Прямое внушение достигается путем
прямого словесного воздействия на реципиента.
К приемам
прямого внушения можно отнести совет и предложение. Если вы уже расположили к себе собеседника, заручились его доверием, то этот
прием внушения сработает эффективно.
Следующим приемом
является внушающее наставление – здесь в основе лежит авторитетность спикера,
информация поддается эмоционально и уверено.
Команды и приказы также
относятся к приему внушения. Прием, как правило, используется при необходимости
быстрого и точного исполнения. Такой метод актуален при постановке задач
руководителем для подчиненных.
Последний прием
называется повторение. Многократное повторение одной
и той же информации стимулирует реципиента к быстрому и долгому запоминают
передаваемой информации. Прием
повторение не требует особой эмоциональной нагрузки, он работает именно за счет
частого дублирования информации.
Косвенное внушение исключает личных контактов и работает при помощи
каналов распространения информации, таких как
телевидение, печатные издания, радио и т.д.
[4, C. 231]
Основными приемами
косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное
одобрение.
Намек – прием, относящийся к методу косвенного внушения, в основе
которого лежит образное описание информации.
Основная мысль сообщения передается не дословно,
а требует от реципиента внимательности и вдумчивости. Информация будет понятна
только по догадке при расшифровывании. Кроме того,
намек может быть представлен в виде шутки.
Внушающее косвенное
одобрение или «плацебо» формирует
у реципиента проявление определенных
эмоций, чувства уверенности в себе, осознания своей продуктивности и
эффективности в работе. Этот прием отличается яркой
эмоциональной окраской, уверенным поставленным голосом. Этот метод эффективно использовать при
желании замотивировать собеседника, пробудить в нем творческие установки.
Приведённые два типа метода внушения
отличаются в основном формой подачи информации, где
главную роль играет тембр и темп голоса, скорость и громкость подачи, а также
эмоциональная окраска речи.
Список литературы:
1.
Дьяченко М.И. Психология словарь
справочник / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.
– Минск: Хэлтон,
1998. — 399 с.
2.
Зимбардо
Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо,
М. Ляйппе.
—СПб.: ПИТЕР, 2014. — 448
с.
3.
Стернин
И.А. Введение в речевое воздействие / И.А.Стернин. – Воронеж: Кварта,
2001.
— 252 с.
4.
Потеряхин А.Л. Психология управления /
А.Л. Потеряхин. — Киев.: Астропринт,
2010. — 432 с.
5.
Ядов В.А.
Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. –
Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.