УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ МАССОВОЙ АУДИТОРИИ

 Шулепов Д.А.

 студент

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, РФ

 

Аннотация. В работе были рассмотрены основные методы воздействия на социальные установки человека или аудитории, даны определения понятиям убеждение и внушение, а также изучены и раскрыты приемы прямого и косвенного внушения.

Ключевые слова: социальные установки, метод убеждения, метод внушения, прямое  внушение, косвенное внушение, приемы воздействия на реципиента.

Во время исследований личности или групп личности, другими словами, целевой аудитории в первую очередь начинается работа над проблемой социальной установки. Формирование социальной установки личности помогает понять, как полученный опыт направляет и подсказывает конкретному субъекту, какую реакцию необходимо проявить в конкретной ситуации. Ответив на данный вопрос, можно управлять поведением человека или группы лиц.

Здесь имеет место сказать о понятии стереотип. Стереотип - общепринятое в той или иной социальной группе, часто ложное представление о чем-либо или ком-либо.

Таким образом, социальная установка личности или группы лиц отражает стереотипное поведение или реакцию субъектов на определённые раздражители. Детальная работа над стереотипами, разбор и анализ появления различных стереотипов, позволяет управлять социальными группами, мотивировать их на выполнение тех задач, которые интересны управляющему субъекту.

Рассмотрим основные приемы воздействия на социальные установки реципиента. Социологи выделяют два приема: убеждение и внушение. В методе убеждения акцент делается на сознание собеседника, на логическую составляющую сообщения. Убеждение строится по средствам пошагового доказывания необходимой информации субъекту. [4, C. 316].

Метод внушения подразумевает работу со психикой человека. В основе метода лежит призыв к внутреннему принятию реципиентом передаваемой информации. Информация, переданная при помощи метода внушения, может не соответствовать социальной установке субъекта, но будет принята им. [1, C. 213]

Внушение бывает двух типов: прямое и косвенное. Прямое внушение достигается путем прямого словесного воздействия на реципиента.

К приемам прямого внушения можно отнести совет и предложение. Если вы уже расположили к себе собеседника, заручились его доверием, то этот прием внушения сработает эффективно.

Следующим приемом является внушающее наставление – здесь в основе лежит авторитетность спикера, информация поддается эмоционально и уверено.

Команды и приказы также относятся к приему внушения. Прием, как правило, используется при необходимости быстрого и точного исполнения. Такой метод актуален при постановке задач руководителем для подчиненных.

Последний прием называется повторение. Многократное повторение одной и той же информации стимулирует реципиента к быстрому и долгому запоминают передаваемой информации.  Прием повторение не требует особой эмоциональной нагрузки, он работает именно за счет частого дублирования информации.

Косвенное внушение исключает личных контактов и работает при помощи каналов распространения информации, таких как телевидение, печатные издания, радио и т.д. [4, C. 231]

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение.

Намек – прием, относящийся к методу косвенного внушения, в основе которого лежит образное описание информации. Основная мысль сообщения передается не дословно, а требует от реципиента внимательности и вдумчивости. Информация будет понятна только по догадке при расшифровывании. Кроме того, намек может быть представлен в виде шутки.

Внушающее косвенное одобрение или «плацебо» формирует у реципиента проявление определенных эмоций, чувства уверенности в себе, осознания своей продуктивности и эффективности в работе. Этот прием отличается яркой эмоциональной окраской, уверенным поставленным голосом.  Этот метод эффективно использовать при желании замотивировать собеседника, пробудить в нем творческие установки.

Приведённые два типа метода внушения отличаются в основном формой подачи информации, где главную роль играет тембр и темп голоса, скорость и громкость подачи, а также эмоциональная окраска речи.

Список литературы:

1.            Дьяченко М.И. Психология словарь справочник / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Хэлтон, 1998. — 399 с.

2.            Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф.  Зимбардо, М. Ляйппе. —СПб.: ПИТЕР, 2014. — 448 с.

3.            Стернин И.А. Введение в речевое воздействие / И.А.Стернин. – Воронеж: Кварта, 2001.252 с.

4.            Потеряхин А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин. — Киев.: Астропринт, 2010. — 432 с.

5.       Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. – Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.