Шулепов Д.А.
студент
Санкт-Петербургский
государственный
архитектурно-строительный
университет,
г. Санкт-Петербург, РФ
Аннотация.
В работе был рассмотрен качественный метод исследования - глубинное интервью,
дано определение понятию, а также изучены и раскрыты достоинства и недостатки
данного метода исследования.
Ключевые
слова: глубинное интервью, качественный метод
исследования, достоинства метода
глубинного интервью, недостатки метода глубинного интервью, интервьюер,
респондент.
Существует множество
методов качественного исследования, которыми пользуются специалисты для анализа
внутренней структуры компании, ее взаимодействия с партнерами и развития в
будущем. Одним из самых распространенных методов является глубинное интервью.
Рассмотрим определение
метода глубинного интервью, по В.И. Добренькову: глубинное
интервью - это метод получения необходимой информации посредствам
взаимодействия, структурного диалога путем интервьюера с респондентом. Отметим,
что определение отражает формат взаимодействия между интервьюером и
респондентом в виде целенаправленного диалога, проведенного тет-а-тет. [2, с. 134]
Отметим, что метод
глубинного интервью относится к разновидности метода обыкновенного
интервью и отличается от второго детальной подготовкой и установкой
определенной связи между собеседниками.
Особенность данного метода выражена в
плотной подготовке и детальной проработки всех вопросов для респондента. Как и
любой другой метод качественного исследования, метода глубинного интервью имеет
свои достоинства и недостатки. [3, с. 278]:
Достоинства
метода:
— Способствует
получению полной запрашиваемой информации от респондента за счет выстроенных
доверительных отношений. Как правило, полученная информация является уникальной
и обширной, что показывает преимущество этого метода над другими.
— Позволяет работать
с различными социальными группами и анализировать информацию «особых»
категорий. Здесь мы отмечаем детальную проработку определенных вопросов с
определенными респондентами. Интервьюер способен точечно определить
характеристику собеседника и дать оценку его социальной категории.
— Помогает
максимально раскрыть собеседника путем использования дополнительных материалов
и встроенных методик. Такая возможность достигается за счет формата личной
«закрытой» беседы.
Недостатки
метода:
— Отсутствует
возможность получить более широкую информацию о социальной группе. Метод
направлен на работу с конкретным респондентом, раскрытие вопросов касательно
отдельной личности. Результаты метода глубинного интервью нельзя «скопировать»
и присвоить другой социальной группе и даже другому респонденту.
— Проявляется
негативное влияние интервьюера. В зависимости от уровня подготовки, опыта
интервьюера и даже его внешнего вида зависит эффективность проведенного
глубинного интервью. Здесь крайне важна тактичность и чувство меры, важно быть
крайне внимательным слушателем.
— Отсутствие
алгоритма для анализа полученных результатов. Даже при грамотно разработанном
сценарии, точечной проработки сложных и спорных моментов, велика вероятность
допуска ошибки в сделанном выводе.
— Увеличение
тайминга в использовании метода глубинного интервью. Этот момент отчетливо
ощущается при сравнении с другими методами исследования.
Рассмотренный
метод глубинного интервью является эффективным и достаточно простым в
использовании. Его отличает гибкость, детализация и глубина полученных
результатов. С учетом некоторых достоинств и недостатков метода, его эффективней
использовать в сочетании с другими методами исследования.
Проста в
использовании и эффективность полученных результатов данного метода позволяют
проводить глубинное интервью в любом исследовании. А для повышения качества
получаемых результатов необходимо прибегать к помощи профессионального
интервьюера или социолога со знаниями ведения переговоров и интервью.
Список
литературы:
1.
Глушакова Т. Качественные исследования в рекламе:
возможности и ограничения: Практический маркетинг / Т. Глушакова, Н.
Грызунова.– М.: Из-во
«Рус-Партнер Лтд», 2014. – 252с.
2.
Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Альфа-Пресс, 2013. - 768
с.
3.
Малхотра Н.
Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание / Н. Малхотра. – М.: Вильямс, 2007. – 1200 с.
4.
Шевчук Д.А. Рекламное дело: конспект
лекций / Д.А. Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192с.
5.
Ядов В.А.
Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. –
Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.