ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КАЧЕСТВЕННОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Шулепов Д.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, РФ

 

Аннотация. В работе был рассмотрен качественный метод исследования - глубинное интервью, дано определение понятию, а также изучены и раскрыты достоинства и недостатки данного метода исследования.

Ключевые слова: глубинное интервью, качественный метод исследования, достоинства  метода глубинного интервью, недостатки метода глубинного интервью, интервьюер, респондент.

 

Существует множество методов качественного исследования, которыми пользуются специалисты для анализа внутренней структуры компании, ее взаимодействия с партнерами и развития в будущем. Одним из самых распространенных методов является глубинное интервью.

Рассмотрим определение метода глубинного интервью, по В.И. Добренькову: глубинное интервью - это метод получения необходимой информации посредствам взаимодействия, структурного диалога путем интервьюера с респондентом. Отметим, что определение отражает формат взаимодействия между интервьюером и респондентом в виде целенаправленного диалога, проведенного тет-а-тет. [2, с. 134]

Отметим, что метод глубинного интервью относится к разновидности метода обыкновенного интервью и отличается от второго детальной подготовкой и установкой определенной связи между собеседниками.

Особенность данного метода выражена в плотной подготовке и детальной проработки всех вопросов для респондента. Как и любой другой метод качественного исследования, метода глубинного интервью имеет свои достоинства и недостатки. [3, с. 278]:

Достоинства метода:

— Способствует получению полной запрашиваемой информации от респондента за счет выстроенных доверительных отношений. Как правило, полученная информация является уникальной и обширной, что показывает преимущество этого метода над другими.

— Позволяет работать с различными социальными группами и анализировать информацию «особых» категорий. Здесь мы отмечаем детальную проработку определенных вопросов с определенными респондентами. Интервьюер способен точечно определить характеристику собеседника и дать оценку его социальной категории.

— Помогает максимально раскрыть собеседника путем использования дополнительных материалов и встроенных методик. Такая возможность достигается за счет формата личной «закрытой» беседы.

Недостатки метода:

— Отсутствует возможность получить более широкую информацию о социальной группе. Метод направлен на работу с конкретным респондентом, раскрытие вопросов касательно отдельной личности. Результаты метода глубинного интервью нельзя «скопировать» и присвоить другой социальной группе и даже другому респонденту.

— Проявляется негативное влияние интервьюера. В зависимости от уровня подготовки, опыта интервьюера и даже его внешнего вида зависит эффективность проведенного глубинного интервью. Здесь крайне важна тактичность и чувство меры, важно быть крайне внимательным слушателем.

— Отсутствие алгоритма для анализа полученных результатов. Даже при грамотно разработанном сценарии, точечной проработки сложных и спорных моментов, велика вероятность допуска ошибки в сделанном выводе.

— Увеличение тайминга в использовании метода глубинного интервью. Этот момент отчетливо ощущается при сравнении с другими методами исследования.

Рассмотренный метод глубинного интервью является эффективным и достаточно простым в использовании. Его отличает гибкость, детализация и глубина полученных результатов. С учетом некоторых достоинств и недостатков метода, его эффективней использовать в сочетании с другими методами исследования.

Проста в использовании и эффективность полученных результатов данного метода позволяют проводить глубинное интервью в любом исследовании. А для повышения качества получаемых результатов необходимо прибегать к помощи профессионального интервьюера или социолога со знаниями ведения переговоров и интервью.

Список литературы:

1.                Глушакова Т. Качественные исследования в рекламе: возможности и ограничения: Практический маркетинг / Т. Глушакова, Н. Грызунова.– М.: Из-во «Рус-Партнер Лтд», 2014. – 252с.

2.                Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Альфа-Пресс, 2013. - 768 с.

3.                Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание / Н. Малхотра. – М.: Вильямс, 2007. – 1200 с.

4.                Шевчук Д.А. Рекламное дело: конспект лекций / Д.А. Шевчук. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192с.

5.                Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. – Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.