ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА РОССИЯН

Астахова Ю.Г.

старший преподаватель кафедры социологии

Липецкий государственный технический университет, Россия, г. Липецк

 

Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих непосредственное влияние на выбор пляжного отдыха у россиян. Описаны достоинства и недостатки внутреннего и зарубежного отдыха.

Ключевые слова: место отдыха, российские курорты, зарубежные направления, факторы предпочтения.

Актуальность проблемы. На сегодняшний день путешествия по различным городам набирают все большую популярность. В целях получения удовольствия, поиске зрительных впечатлений, которых мы обычно не получаем дома или на работе, люди ездят в разные места. [1. С.7]    

Что же движет человеком при выборе места отдыха? И почему, несмотря на старания чиновников, многие россияне отдают предпочтение зарубежным направлениям в ущерб российским курортам? Попробуем проанализировать плюсы и минусы различных направлений.

Факторы предпочтений.  По обобщенным данным туроператоров и интернет-агрегаторов пакетных туров, в число топовых направлений лета 2018 года вошли: Турция, Россия, Греция, Кипр, Испания, Болгария, Черногория, Тунис и Италия. При этом позиции лидера - Турции практически недосягаемы. «В 2018 году спрос на поездки в Турцию летом вырос у ряда российских туроператоров вдвое по сравнению с 2017 годом», - рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.   [2]     

На наш взгляд, в первую очередь это обусловлено системой «все включено», которую предлагают даже самые бюджетные турецкие отели. В условиях экономического кризиса, многие россияне могут позволить себе только одну семейную поездку в год, от которой они хотят получить максимальный набор услуг при минимальных затратах. Турция, в этой ситуации является наиболее оптимальным выбором по соотношению цена-качество.

Приобретенный турпакет позволяет туристу не задумываться об организации отдыха, так как помимо перелета, проживания в отеле, питания и напитков в течение дня, он получает еще и разнообразные бонусы в виде бассейна, бани, аквапарка, анимации в зависимости от категории отеля.   Несмотря на более высокую стоимость путевки, по сравнению с отечественными курортами, итоговые затраты составляют меньшую сумму, так как на месте турист все блага от отдыха получает уже в отеле бесплатно.

Спрос россиян повлиял на то, что система «All inclusive», хоть и неторопливо, но развивается на курортах Краснодарского края и в Крыму. На сегодняшний день, это 10-15% всех отечественных отелей. В Сочи, после Олимпиады создана новая, достаточно комфортная курортная среда, предлагающая отели, в том числе известных международных брендов. По данным АТОР, именно Сочи занимает лидирующие позиции в топе российских летних направлений.

Проанализировав предлагаемые места размещения с полным набором услуг в Краснодарском крае и Крыму, мы получили интересные результаты.

Отели, работающие по системе all, являются изначально приоритетно дорогими. Конечно, и на них есть свой потребитель, но этот потребитель не является массовым. Отели такого класса пользуются спросом у российского туриста, но только имеющего достаток выше среднего. Так как их стоимость значительно превышает стоимость отелей Турции, Болгарии, Туниса при равных условиях.

Соответственно, первым фактором, определяющим предпочтения россиян, будет являться экономический (ценовой) фактор.

Еще один фактор, непосредственно связанный с первым – это уровень комфорта. В российском обществе, все еще существуют мифы о некачественных средствах размещения на отечественных курортах, слабо развитой инфраструктуре, низком сервисе, отчасти, соответствующие действительности.  Местные жители курортных городов за непродолжительный туристический сезон стараются получить максимум прибыли. Выезжая за пределы РФ, турист уверен в получении ожидаемого качества услуг.  Хотя на практике, это не всегда соответствует действительности.

Третьим фактором, на наш взгляд, является сезонность.  Крым и Краснодарский край имеют более короткий курортный сезон, по сравнению со Средиземным морем, где сезон длиться с начала мая до конца октября. И уж, конечно, высокую конкуренцию составляют страны с возможностью круглогодичного отдыха, такие как Индонезия, Египет, Таиланд, Доминиканская республика и другие.

Немаловажным, фактором является транспорт. Транспортная составляющая не всегда соответствует потребностям и спросу потребителей. Согласно статистике, у туристов при путешествиях на дальние расстояния наиболее популярным является авиа и ж/д транспорт.  На данный момент, не все курорты Краснодарского края могут похвастаться железнодорожными станциями, а уж тем более воздушной гаванью. Что касается Крыма, то единственный способ попасть на полуостров без стыковок – это самолет, или личный транспорт, что не всегда представляется возможным. Стоимость авиабилетов зачастую превышает возможности семейного бюджета, а вариант поезд плюс автобус неудобен при поездке с детьми. Позитивным шагом со стороны государства в решении этой проблемы, является дотирование перевозки туристов по некоторым внутрироссийским направлениям и строительство Крымского моста для железнодорожных перевозок.

Пятый фактор, заслуживающий внимание - престижность. Социальное расслоение в России способствует формированию такого менталитета, что граждане хотят чувствовать себя не хуже других. После достижения определенного, даже невысокого благосостояния, семейную экономику начинают определять мотивы-желания.    Х. Лейбенстайн отмечает, что «эффект присоединения к большинству» выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными, или для того, чтобы не быть «белой вороной» [3.С.306].  А в России «модным» считается именно зарубежный отдых. Тем более, что для людей среднего класса могут быть доступны и Мальдивы, на определенных условиях.

На наш взгляд, вышеперечисленные факторы являются ключевыми при выборе дестинации. Радует тот факт, что Россия при всех плюсах и минусах остается в ТОПе популярных направлений лета. И на сегодняшний день, главная задача для стимулирования развития внутреннего туристского рынка – сделать турпродукт конкурентоспособным, т.е. обеспечить его доступность, как материальную так и транспортную, информировать туристов о всех преимуществах и возможностях отдыха в России, внедрять систему поощрения внутреннего туризма.

Список литературы:

1.     Астахова Ю.Г. Брендирование города и его роль в развитии туризма//Центральный научный вестник. - 2018. -  №4. -С. 7

2.     Кошеленко А. Названы самые востребованные туристические направления у россиян//Московский комсомолец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2018/04/23/nazvany-samye-vostrebovannye-turisticheskie-napravleniya-u-rossiyan.html, свободный. (дата обращения: 16.11.2018).

3.     X. Лейбенстайн Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://travelshots.frosenka.ru/static/upload/mp/o/00/00/00/03/wvm2ndw8a8am.pdf, свободный. (дата обращения: 16.11.2018).

Сведения об авторе:

Астахова Юлия Геннадьевна – старший преподаватель кафедры социологии Липецкого государственного технического университета

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF PREFERENCES OF SUMMER HOLIDAY OF RUSSIANS

Astakhova Iuliia

Abstract. The article is devoted to the identification and analysis of factors that have a direct impact on the choice of beach holidays in Russia. The advantages and disadvantages of domestic and foreign recreation are described.

Keywords: place of rest, Russian resorts, foreign destinations, preference factors.

References:

1. Astakhov city Branding and its role in the development of tourism//Central scientific Bulletin.-2018. -  No. 4. -P. 7

2. Koshelenko named the most popular tourist destinations among Russians / / Moskovsky Komsomolets [Electronic resource]. - Access mode: https://www.mk.ru/social/2018/04/23/nazvany-samye-vostrebovannye-turisticheskie-napravleniya-u-rossiyan.html, free. (date accessed: 16.11.2018).

3. X. Leibenstein effect of joining the majority, snob effect and Veblen effect in the theory of consumer demand. [Electronic resource.] - Access mode: http://travelshots.frosenka.ru/static/upload/mp/o/00/00/00/03/wvm2ndw8a8am.pdf, free. (date accessed: 16.11.2018).