ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Хабарова Т.Ю.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии с наркологией ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Минздрава России, г. Воронеж

Гладышева О.В.

кандидат сельскохозяйственных наук, ассистент кафедры биологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Минздрава России,

г. Воронеж

Аннотация.  В статье рассмотрена проблема тревожности у студентов первого курса. Приводятся результаты диагностики личностной и ситуативной тревожности у студентов, обучающихся по разным специальностям. Даны рекомендации преподавателям, направленные на предотвращение и снижение степени тревожности у студентов.    

Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, студенты-медики.

Актуальность. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время. В процессе обучения в ВУЗе студенты сталкиваются с множеством трудностей и проблем, которые могут быть связаны с процессом адаптации к условиям обучения, промежуточной аттестацией в предстоящую первую сессию, что  вызывает у них чувство тревоги. Повышенная тревожность мешает достижению поставленных целей, приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В связи с этой проблемой целью нашего исследования стало выявление уровня тревожности у студентов первого курса, обучающихся по разным специальностям.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 110 студентов-медиков первого курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и 58 студентов факультета агрономии, агрохимии и экологии  ВГАУ им. императора Петра I в возрасте от 17-25 лет. Тестирование студентов разных групп было проведено непосредственно на практических занятиях на первой, второй и третьей парах. При этом нужно учитывать степень утомляемости студентов и в соответствии с этим  возможные некоторые погрешности в показателях теста.

Для проведения диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов первого курса мы применили тест Спилбергена-Ханина. Данная методика позволила нам дифференциально измерить тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией [1].

По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики Спилбергена-Ханина мы получили следующие результаты. Из 110 испытуемых студентов-медиков у 68% (75 человек) студентов I курса наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности (СТ), у 10% (11 человек) отмечается очень высокий уровень и у 22% опрошенных (24 человек) наблюдается умеренный уровень ситуативной тревожности [ 2]. Из 58 студентов ВГАУ I курса у 43% (25 человек) отмечен высокий уровень (СТ), у 4% (2 человека) − очень высокий уровень (СТ) и умеренный уровень СТ выявлен у 53% (31 человека) испытуемых.   

Если говорить о личностной тревожности (ЛТ), то высокий уровень тревожности выявлен у 24% (26 человек) студентов-медиков, очень высокий – у 4% (5 человек) и умеренный уровень (ЛТ) – у 72% (79 человек). Высокий уровень (ЛТ) был отмечен у 24% (человек) студентов ВГАУ, 2% (1 человек) имели очень высокий уровень (ЛТ) и 56% (человек) – умеренный уровень (ЛТ) (рис.1).

Сравнив уровень СТ и ЛТ испытуемых, мы выяснили, что всего лишь у 12 студентов-медиков (5 студентов ВГАУ) с высоким уровнем СТ отмечается и высокая ЛТ.

Рис.1. Показатели уровня ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности у студентов первого курса разных специальностей

 

Кроме того, анализ данных уровня личностной и ситуативной тревожности у девушек и юношей, показал, что юноши менее тревожны по сравнению с девушками по обеим шкалам. Можно предположить, что более высокий уровень тревожности у девушек связан с наибольшей ответственностью к своим обязанностям, а также с  повышенной эмоциональностью по сравнению с юношами.

Выводы.  Полученный качественный и количественный анализ данных в результате проведенного нами исследования показал, что для студентов медицинского ВУЗа первого курса характерен более высокий уровень ситуативной тревожности в сравнении со студентами, обучающихся на факультете агрономии, агрохимии и экологии ВГАУ.

Можно предположить, что полученные результаты связаны с рядом специфических негативных факторов, с которыми сталкиваются студенты-медики: с изучением большого объема нового и достаточно сложного учебного материала, с высоким уровнем требований со стороны преподавателей, неумением распределять своё время, высокой степенью загруженности, недостатком личного времени.     

 В большей степени высокая тревожность свойственна студентам с высоким или низким уровнем знаний, у студентов со средней успеваемостью отмечен средний уровень тревожности. Это можно объяснить тем, что студенты с «хорошей» успеваемостью попадают в ситуацию повышенной ответственности, когда их тревога обусловлена страхом, не оправдать надежду ожиданий преподавателя или получить заниженную оценку [3]. Переживание страха у студентов с «низкой» успеваемостью сопровождается чувством неуверенности, бессилия, беспомощности и постоянными неудачами.

Рекомендации преподавателям по снижению тревожности у студентов первого курса.

1. Для того чтобы снизить тревожность у студентов первого курса, преподаватель должен переключить внимание от неуспешных действий студентов к организации помощи в осознании ими целей учебной деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Меньше критиковать и больше подбадривать, оценивая улучшение результатов. Преподаватель не должен сравнивать студента с другими, акцент делается на сравнении с самим собой. Если говориться о недостатках и ошибках, то это необходимо делать в мягкой форме, указывая также и на достоинства студента, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. 

2. Необходимо более лояльное оценивание студентов, успехи которых не велики. У студентов с низкой успеваемостью необходимо отмечать малейший успех и не фиксировать постоянно свое внимание на их неудачах. Важно мотивировать таких студентов на успех, включая в их общественную жизнь.

3.  Очень важно демонстрировать студенту свое уважение независимо от его достижений. Доверительный контакт между преподавателем и студентами, теплые эмоциональные отношения также могут снизить общую тревожность.

4. Не нужно ориентировать студента с «хорошей» успеваемостью на идеальное совершенство. Можно настроить студента на возможность поделиться своими знаниями, не подвести преподавателя и группу.

5. Необходимо построить занятие таким образом, чтобы мотивацией деятельности студента был интерес к процессу освоения знаний, увлечение, так как приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством тревоги и страха. На занятиях важно использовать показ фотографий, слайдов, репродукций, компьютерных технологий.

6. Требования преподавателя должны быть четкими, понятными и последовательными, одинаковыми для всех. У педагога не должно быть «любимых» и «не любимых» студентов.

7. Необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности студента, его темперамент, состояние здоровья. На основе этого с первых же занятий постараться добиться взаимопонимания  со студентами и поддерживать его в дальнейшем.

8. В деятельности педагога при снижении тревожности  у студентов также имеет значение сдержанность и использование приемов саморегуляции.  

Список литературы:

1. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2008. – 240 с.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2000. – 303 с.

Сведения об авторах:

 Гладышева Ольга Валериевна – кандидат сельскохозяйственных наук, ассистент кафедры биологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», e-mail: Russia_1980 inbox.ru

Хабарова Татьяна Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии с наркологией ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», e-mail: Russia_1980 inbox.ru

 

IDENTIFICATION OF PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY IN FIRST YEAR STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

T. U. Khabarova, O. V. Gladysheva

Abstract. The article deals with the problem of anxiety in first-year students. The results of diagnosis of personal and situational anxiety in students enrolled in different specialties. Recommendations are given to teachers aimed at preventing and reducing the degree of anxiety in students.

Keywords: situational anxiety, personal anxiety, medical students.

References:

1. Astapov V. M. Anxiety and anxiety. Reader / V. M Astapov. – Moscow: PERSE, 2008. –  240 p.

2. Parishioners A. M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics / A. M. Parishioners. –  Moscow: MPSI "MODEK", 2000. – 303 p.