ПРИОРИТЕТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОРДИНАТОРОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Судаков Д.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, врач-хирург, врач – онколог БУЗ ВО ВОКБ №1

(Воронежская областная клиническая больница №1)

Якушева Н.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Белов Е.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Шевцов А.Н.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Тишинов Е.Н.

ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям учебного процесса ординаторов хирургического профиля медицинского вуза, в частности проходящих обучение на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. В статье рассматривается специфика проводимых занятий, а так же деление их на своеобразные «блоки». В числе которых теоретическая часть, практическая часть, решение ситуационных задач, просмотр обучающих видеофильмов, а так же тестовый контроль. Интересной особенностью данной статьи стало то, что изучение приоритетов производилось на основании экспертной оценки составляющих частей занятия ординаторов. В частности использовался метод экспертного оценивания. Статья представляет определенный интерес для педагогов высшей школы работающих в медицинских вузах на кафедрах хирургического профиля.

Ключевые слова: учебный процесс, медицинский вуз, ординаторы, экспертное оценивание.

Актуальность. Учебный процесс в высшем учебном заведении сам по себе представляет определенный интерес для педагогов высшей школы. В тоже время учебный процесс студентов значительно отличается от учебного процесса врачей  - ординаторов[13]. Если студент лишь находится на пути к становлению себя, как специалиста, то врач – ординатор является уже сформировавшимся работником, который активно участвует не только в учебном, но и в лечебном процессе на клинических кафедрах медицинского вуза.

Особенностью является и разная мотивация студентов и ординаторов. Если первые еще четко не решили, для чего и кого они учатся, то ординаторы твердо уяснили причинно-следственную связь между процессами обучения в вузе и последующего лечебного процесса в медицинский учреждениях[5][6]. Студенты, особенно младших курсов часто равняются на однокурсников, «смотрят» на родителей, учатся ради оценок или стипендии[7]. Ординаторов же можно в полной мере считать взрослыми и с точки зрения возраста и с точки зрения отношения к профессии[3]. Они воспринимают свою обучение несколько по иному. Во главе ставится возможность получения глубоких прочных знаний, возможность получить и отточить практические умения[4][12].

Независимо от специальности, врачи ординаторы несколько по другому, чем студенты воспринимают и преподавателя. Это молодые специалисты, уважение которых нужно заслужить. Поэтому так важно на месте педагога высшей школы прислушиваться к обучающимся и в некоторых случаях прислушиваться к ним, несколько видоизменяя по необходимости учебный процесс[2].

Учебный процесс у ординаторов на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией многообразен. Каждое занятие состоит из теоретической и практической части[1]. Помимо этого практически на каждом занятии ординаторы занимаются решением ситуационных задач по топографической анатомии и оперативной хирургии, решают тестовые задания, просматривают учебные фильмы по теме занятия.

Педагог обязан находить подход к каждому молодому специалисту[10]. Ведь процесс обучения в медицинском вузе, с учетом его повышенной сложности и дальнейшей ответственности требует не только мотивации, но и клинического мышления и даже определенного состояния здоровья обучающихся[8][9][11].

Это так же важно, с учетом постоянного изменения подхода к образовательному процессу (группы обучающихся становятся больше, а количество часов, выделенных на тему сокращается). Поэтому, с учетом возможной нехватки времени, так важно правильно расставлять приоритеты на составные части учебного процесса, уделяя разное время разным его частям.

Цель исследования.

Провести анализ составных частей учебного процесса и выделить наиболее необходимые и интересные по мнению врачей  - ординаторов различных профилей.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось по способу экспертного оценивания. Молодые специалисты выставляли оценку по двум критериям: это важность определенного блока и вызываемый им интерес. Оценка на каждый блок ставилась от 0 до 5. В последующем учитывалось количество баллов при постановки учебного элемента на определенное место.

Каждое занятие по любой теме включало в себя следующие составные части: теоретическая часть, практическая часть, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, а так же просмотр видеофильмов по теме занятия.

В исследование вошло 60 ординаторов, которые были разделены на 2 группы. 1 группу составило 30 ординаторов хирургического профиля (обучающихся по специальностям хирургия, урология, гинекология т т.д.) 2 группу составило 30 ординаторов не хирургического профиля (врачи кардиологи, врачи общей практики и т.д.). Все ординаторы входившие в исследование обучались на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, где и выполнялось данное исследование в 2018 году. Анкетирование включало в себя вопрос о выделении из ряда разделов учебного процесса, наиболее необходимых и интересных, по мнению ординаторов.

При статистической обработке результатов исследования определялись среднее арифметическое – M, стандартная ошибка среднего – m. Различия показателей считались значимыми при доверительной вероятности 0,95 и более (p≤0,05).

Полученные результаты и их обсуждение:

При проведении экспертного оценивания в первой группе (ординаторы хирургического профиля) были получены следующие результаты по значимости «блоков»: 30 ординаторов (100%) поставили на первое место по значимости теоретическую часть проводимых занятий. На второе место ординаторами первой группы была поставлена практическая часть – 28 человек (93,33%). Учебные фильмы заняли третье место по оцениванию – 20 респондентов (66,66%). Решение ситуационных задач оказалось на четвертом месте по значимости – 22 (73,33 %). Решение тестовых заданий по теме оказались по оценке ординаторов на пятом месте – 86,66 % опрошенных (26).

По интересу практическую часть проводимых занятий  поставили на первое место 100% респондентов (30 обучающихся). На второе место ординаторами хирургического профиля по интересности были поставлены ситуационные задачи– 25 ординаторов (83,33%). Учебные фильмы заняли так же третье место и в первой подгруппе – 20 обучающихся (66,66%). Теоретическая часть по интересности оказалась на четвертом месте – 24 обучающихся (80 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию так же на пятом месте. На пятое место их поставило 100% опрошенных (30 ординаторов).

При проведении экспертного оценивания во второй группе (ординаторы не хирургических специальностей) были получены следующие результаты по значимости учебных блоков: 25 обучающихся (83,33%) поставили на первое место по значимости теоретическую часть проводимых занятий. На второе место респандентами второй группы была поставлена практическая часть – за нее проголосовало 20 человека (66,66%). Учебные фильмы заняли третье место по ранжированию – 22 ординаторов (73,33%). Ситуационные задачи по значимости оказались на четвертом месте – 25 респандентов (83,33 %). И решение тестовых заданий оказалось по ранжированию на пятом месте – 86,66 % опрошенных (26 человек.

По интересности практическую часть проводимых занятий  поставили на первое место 80% респондентов (24 ординатора). На второе место респандентами 2 группы так же как и в 1 группе были поставлены ситуационные задачи – 20 обучающихся (66,66%). Учебные фильмы заняли так же третье место и в этой группе – 18 ординаторов (60%). Теоретическая часть по интересности оказалась на четвертом месте – 17 ординаторов (56,66 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию так же на пятом месте. На пятое место их поставило 76,66% опрошенных (23 опрошенных).

Выводы:

1.Теоретическая часть имеет крайне важное значение для ординаторов хирургического профиля )хирургов, гинекологов, урологов и т.д.)

2.Практическая часть занятий представляет наибольший интерес как для врачей - ординаторов хирургических, так и для врачей-ординаторов терапевтических специальностей.

 3.Учебные фильмы являются неотъемлемой часть любого занятия, но не являются приоритетными в плане затрат времени.

4. Текущее тестирование заняло последнее место по ранжированию, как интересная и как значимая часть занятия (по мнению ординаторов).

 Список литературы:

1.                Возможности элективного курса при изучении современных методов медицинской визуализации / А.В. Черных [и др.] // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С. 49.

2.                Двуединая дисциплина в системе высшего медицинского образования России / А.В. Черных [и др.] // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 48.

3.                Значение внутривузовских и межвузовских студенческих олимпиад по хирургии в становлении будущего врача / Ю.В. Малеев [и др.]  // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 27 – 28.

4.                Значение студенческого научного кружка кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией в формировании будущего врача / Ю.В. Малеев [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2015. - № S2. – С. 101 – 102.

5.                Изучение мотивов учебной деятельности студентов стоматологического факультета / Д.В. Судаков [и др.] // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 21 (62). – С. 27 – 31.

6.                Мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета / Д.В. Судаков [и др.]  // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 12 (53). – С. 32 – 35.

7.                Определение мотивов учебной деятельности и «важных» предметов для студентов 3-4 курсов педиатрического факультета / А.В. Черных, [и др.] // Научно – медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 222 - 228.

8.                Петрова Т.Н. Анализ состояния здоровья студентов высших учебных заведений города Воронежа / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 1. – С. 217 – 221.

9.                Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов медицинского вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 1. – С. 121 – 128

10.           Петрова Т.Н. Особенности психоэмоционального статуса и адаптации к учебному процессу студентов технического вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 3. – С. 632 – 635.

11.           Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 3. – С. 804 – 809.

12.           Студенческий научный кружок кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии / А.В. Черных [и др.]  // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С.  48 – 49.

13.           Черных А.В. Личностное развитие студентов начальных, старших курсов и ординаторов второго года обучения на примере ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / А.В. Черных, Д.В. Судаков, Г.В. Орлова // Научно – медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 184 – 190.

                                         Сведения об авторах:

Судаков Дмитрий Валериевич, к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией (ОХиТА), Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, sdvvrn@yandex.ru

Якушева Наталья Владимировна, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Белов Евгений Владимирович, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Шевцов Артем Николаевич, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Тишинов Евгений Николаевич, ассистент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

 

PRIORITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ORDINATORS OF THE SURGICAL PROFILE OF A MEDICAL UNIVERSITY

D.V. Sudakov, N.V. Yakusheva, E.V. Belov, A.N. Shevtsov, E.N. Tishinov

 

Abstract.  The article is devoted to the peculiarities of the educational process of residents of the surgical profile of a medical university, in particular those who are trained at the department of operative surgery with topographic anatomy of the Voronezh State Medical University. N.N. Burdenko. The article discusses the specifics of classes, as well as their division into a kind of "blocks". These include the theoretical part, the practical part, the solution of situational problems, the viewing of training videos, as well as test control. An interesting feature of this article was that the study of priorities was carried out on the basis of expert evaluation of the components of the occupation of the residents. In particular, the method of expert estimation was used. The article is of particular interest to teachers of higher education working in medical universities in the departments of surgical.

Keywords: educational process, medical school, residents, expert assessment.

References:

1. Possibilities of the elective course in the study of modern methods of medical imaging / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, № S. - P. 49.

2. Dual discipline in the system of higher medical education of Russia / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - № S. - P. 48.

3. The value of intra-university and inter-university student competitions in surgery in the formation of a future doctor / Yu.V. Maleev [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - № S. - P. 27 - 28.

4. The value of the student's scientific circle of the department of operative surgery with topographic anatomy in the formation of the future doctor / Yu.V. Maleev [et al.] // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. - 2015. - № S2. - P. 101 - 102.

5. The study of the motives of the educational activities of students of the dental faculty / D.V. Sudakov [et al.] // Central Scientific Herald. - 2018. - V. 3, №. 21 (62). - P. 27 - 31.

6. Motives of educational activities of students of the medical faculty / D.V. Sudakov [et al.] // Central Scientific Herald. - 2018. - V. 3, № 12 (53). - P. 32 - 35.

7. Determination of the motives of educational activity and "important" subjects for students of 3-4 courses of the pediatric faculty / A.V. Chernykh, [et al.] // Scientific - Medical Bulletin of the Central Black Soil Region. - 2017. - № 70. - P. 222 - 228.

8. Petrova T.N. Analysis of the state of health of students of higher educational institutions of the city of Voronezh / Т.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 1. - P. 217 - 221.

9. Petrova T.N. An integrated approach to assessing the health status of students of a medical university / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 1. - P. 121 - 128

10. Petrova T.N. Features of psychoemotional status and adaptation to the educational process of students of a technical college / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 3. - P. 632 - 635.

11. Petrova T.N. Comparative analysis of the health status of student youth, depending on the profile of the university / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 3. - P. 804 - 809.

12. Student scientific circle of the department of operative surgery and topographic anatomy / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - №. S. - P. 48 - 49.

13. Chernykh A.V. Personal development of students of elementary, senior, and second-year residents on the example of VSMU them. N.N. Burdenko / A.V. Chernykh, D.V. Sudakov, G.V. Orlova // Scientific - Medical Bulletin of the Central Black Soil Region. - 2017. - № 70. - P. 184 - 190.