ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Судаков Д.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, врач-хирург, врач – онколог БУЗ ВО ВОКБ №1

(Воронежская областная клиническая больница №1)

Якушева Н.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Белов Е.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Шевцов А.Н.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Тишинов Е.Н.

ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

 

Аннотация. В статье рассматривается аспекты учебного процесса студентов медицинского вуза. В частности, изучаются составляющие процесса обучения на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией. Не секрет, что в учебном процессе крайне важным является постоянное взаимодействие обучающегося с преподавателем. Ведь с помощью индивидуального подхода можно повысить академическую успеваемость даже у отстающих студентов. Именно поэтому так важно, не слепо следовать учебному плану, но и учитывать интересы студентов, внося коррективы в процесс обучения. Ведь определив степень интересов студентов, можно в какой-то степени скорректировать сам учебный процесс.

Ключевые слова: учебный процесс, медицинский вуз, студенты, экспертное ранжирование.

Актуальность. Учебный процесс, как самостоятельное явление, представляет интерес для педагогов высшей школы. Учебный процесс многогранен. Его можно различными способами классифицировать, можно «разложить» на определенные составляющие. Изучение аспектов учебного процесса является важным не для педагогов-теоретиков, а для педагогов – практиков, которые непосредственно ежедневно участвуют в учебном процессе[5].

Учебный процесс многогранен и уникален практически для любой специальности, часто сочетая в себе практическую и теоретическую части. Процентное соотношение этих частей будет несколько варьироваться в зависимости от уровня образовательного учреждения и от получаемой специальности[2]. Вполне объяснимо, что обучающийся по специальности философия, будет иметь больше теоретический уклон, нежели обучающийся на мастера – фрезеровщика.

Что касается профессии врача, то при обучении на младших курсах больше превалирует теоретическая часть, на старших курсах и в ординатуре – практическая часть[13]. Получению практических навыков способствует и проведение практических олимпиад, а так же студенческого научного кружка по предмету[3][4][12].

Если рассматривать учебный процесс на кафедре оперативной хирургии, то практически каждое занятие включает в себя теоретический и практический блок. Врач – одна из самых благородный и в тоже время очень ответственных специальностей. Будущим специалистам важно не только овладеть теорией, но и получить практические навыки[1].

Особенно, это становится актуально при постоянных изменениях государственной программы обучения студентов[2] и постоянно видоизменяющихся требованиях к процессу обучения. Так же иногда бывает крайне важно найти подход к обучающимся. Несмотря на наличие у каждого студента своих – личных мотивов учебной деятельности[5][6][7], крайне важно выявить предрасположенность к определенному блоку (практическому или теоретическому), а также помочь отстающим студентам «наверстать» - определив интересы студентов и акцентируя внимание на них,   привить интерес к ранее не интересовавшему блоку[10]. Это особенно важно с учетом сложности процесса обучения в медицинском вузе, который требует не только мотивации, но и усидчивости, своеобразного мышления и даже определенного состояния здоровья обучающихся[8][9][11].

Цель исследования.

Проведя анализ существующих составных частей практических занятий по топографической анатомии и оперативной хирургии с помощью экспертного ранжирования выявить наиболее интересные и значимые с точки зрения студентов разделы.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось по способу экспертного ранжирования.

Каждый блок занятий по топографической анатомии и оперативной хирургии включает в себя различные составные части, которые могут быть постоянными (теоретическая часть, практическая часть) и непостоянными, в зависимости от темы занятия (решение тестовых заданий, решение ситуационных задач, просмотр обучающих фильмов, в том числе и снятых на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией, ВГМУ им. Н.Н Бурденко. Именно  эти 5 блоков учитывались при проведении экспертного ранжирования.

Было проведено анкетирование 100 студентов, которые были разделены на 2 группы. 1 группу составило 50 студентов 3 курса (6 семестр)  лечебного факультета. 2 группу составило 50 студентов 3 курса (6 семестр) педиатрического факультета. Все студенты входившие в исследование обучались на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Анкетирование включало в себя вопрос о выделении из ряда разделов учебного процесса, наиболее необходимых и интересных, по мнению студентов.

При статистической обработке результатов исследования определялись среднее арифметическое – M, стандартная ошибка среднего – m. Различия показателей считались значимыми при доверительной вероятности 0,95 и более (p≤0,05).

Полученные результаты и их обсуждение:

При проведении экспертного ранжирования в первой группе (лечебный факультет) были получены следующие результаты по значимости блоков: 36 студентов (72%) поставили на первое место по значимости теоретическую часть проводимых занятий (так же интересно то, что 14 студентов (28%) посчитали наиболее важной практическую часть – поставив ее на первое место). На второе место студентами первой группы была поставлена практическая часть – 32 студента (64%). Учебные фильмы заняли третье место по ранжированию – 33 студентов (66%). Ситуационные задачи по значимости оказались на четвертом месте – 39 студентов (78 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию на пятом месте. На пятое место их поставило 92 % опрошенных (46 студентов).

По интересу практическую часть проводимых занятий  поставили на первое место 80% респондентов (40 обучающихся). На второе место студентами первой группы по интересности были поставлены ситуационные задачи– 34 студента (78%). Учебные фильмы заняли так же третье место и в этой подгруппе – 31 студентов (62%). Теоретическая часть по интересности оказалась на четвертом месте – 27 студентов (54 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию так же на пятом месте. На пятое место их поставило 88 % опрошенных (44 студента).

При проведении экспертного ранжирования во второй группе (педиатрический факультет) были получены следующие результаты по значимости учебных блоков: 38 студентов (76%) поставили на первое место по значимости теоретическую часть проводимых занятий (так же как и в первой группе, оставшееся число студентов (12 - 24%) посчитали наиболее важной практическую часть – поставив ее на первое место). На второе место студентами второй группы была поставлена практическая часть – за нее проголосовало 34 студента (68%). Учебные фильмы заняли третье место по ранжированию – 31 студентов (62%). Ситуационные задачи по значимости оказались на четвертом месте – 40 студентов (80 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию на пятом месте. На пятое место их поставило 96 % опрошенных (48 студентов).

По интересности практическую часть проводимых занятий  поставили на первое место 78% респондентов (39 обучающихся). На второе место студентами второй группы были так же как и в первой группе поставлены ситуационные задачи– 32 студента (74%). Учебные фильмы заняли так же третье место и в этой группе – 30 студентов (60%). Теоретическая часть по интересности оказалась на четвертом месте – 25 студентов (50 %). И текущие тестирования по теме оказались по ранжированию так же на пятом месте. На пятое место их поставило 90% опрошенных (45 студентов).

Выводы:

1.В исследовании не было получено существенно значимой разницы между результатами в первой и вторых группах (между студентами лечебного и педиатрического факультета).

2.Наибольшую важность, по мнению студентов 1 и 2 группы несет в себе теоретическая часть занятий по топографической анатомии и оперативной хирургии.

 3.В тоже время наибольший интерес на занятиях для студентов 1 и 2  группы представляла практическая часть.

4. Текущее тестирование заняло последнее место по ранжированию, как интересная и как значимая часть занятия (по мнению студентов).

Список литературы:

1.                Возможности элективного курса при изучении современных методов медицинской визуализации / А.В. Черных [и др.] // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С. 49.

2.                Двуединая дисциплина в системе высшего медицинского образования России / А.В. Черных [и др.] // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 48.

3.                Значение внутривузовских и межвузовских студенческих олимпиад по хирургии в становлении будущего врача / Ю.В. Малеев [и др.]  // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 27 – 28.

4.                Значение студенческого научного кружка кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией в формировании будущего врача / Ю.В. Малеев [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2015. - № S2. – С. 101 – 102.

5.                Изучение мотивов учебной деятельности студентов стоматологического факультета / Д.В. Судаков [и др.] // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 21 (62). – С. 27 – 31.

6.                Мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета / Д.В. Судаков [и др.]  // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 12 (53). – С. 32 – 35.

7.                Определение мотивов учебной деятельности и «важных» предметов для студентов 3-4 курсов педиатрического факультета / А.В. Черных, [и др.] // Научно – медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 222 - 228.

8.                Петрова Т.Н. Анализ состояния здоровья студентов высших учебных заведений города Воронежа / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 1. – С. 217 – 221.

9.                Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов медицинского вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 1. – С. 121 – 128

10.           Петрова Т.Н. Особенности психоэмоционального статуса и адаптации к учебному процессу студентов технического вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 3. – С. 632 – 635.

11.           Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 3. – С. 804 – 809.

12.           Студенческий научный кружок кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии / А.В. Черных [и др.]  // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С.  48 – 49.

13.           Черных А.В. Личностное развитие студентов начальных, старших курсов и ординаторов второго года обучения на примере ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / А.В. Черных, Д.В. Судаков, Г.В. Орлова // Научно – медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 184 – 190.

                                         Сведения об авторах:

Судаков Дмитрий Валериевич, к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией (ОХиТА), Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, sdvvrn@yandex.ru

Якушева Наталья Владимировна, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Белов Евгений Владимирович, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Шевцов Артем Николаевич, к.м.н., доцент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Тишинов Евгений Николаевич, ассистент кафедры ОХиТА, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

 

THE IMPORTANCE OF THEORY AND PRACTICE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

D.V. Sudakov, N.V. Yakusheva, E.V. Belov, A.N. Shevtsov, E.N. Tishinov

 

Abstract. The article discusses aspects of the educational process of students of medical high school. In particular, the components of the learning process at the Department of Operative Surgery with topographic anatomy are studied. It is no secret that in the learning process it is extremely important that the student constantly interacts with the teacher. After all, with the help of an individual approach, you can improve academic performance even among lagging students. That is why it is so important not to blindly follow the curriculum, but also to take into account the interests of students, making adjustments to the learning process. After all, having determined the degree of interests of students, it is possible to adjust the learning process to some extent.

Keywords: educational process, medical school, students, expert ranking.

References:

1. Possibilities of the elective course in the study of modern methods of medical imaging / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, № S. - P. 49.

2. Dual discipline in the system of higher medical education of Russia / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - № S. - P. 48.

3. The value of intra-university and inter-university student competitions in surgery in the formation of a future doctor / Yu.V. Maleev [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - № S. - P. 27 - 28.

4. The value of the student's scientific circle of the department of operative surgery with topographic anatomy in the formation of the future doctor / Yu.V. Maleev [et al.] // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. - 2015. - № S2. - P. 101 - 102.

5. The study of the motives of the educational activities of students of the dental faculty / D.V. Sudakov [et al.] // Central Scientific Herald. - 2018. - V. 3, №. 21 (62). - P. 27 - 31.

6. Motives of educational activities of students of the medical faculty / D.V. Sudakov [et al.] // Central Scientific Herald. - 2018. - V. 3, № 12 (53). - P. 32 - 35.

7. Determination of the motives of educational activity and "important" subjects for students of 3-4 courses of the pediatric faculty / A.V. Chernykh, [et al.] // Scientific - Medical Bulletin of the Central Black Soil Region. - 2017. - № 70. - P. 222 - 228.

8. Petrova T.N. Analysis of the state of health of students of higher educational institutions of the city of Voronezh / Т.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 1. - P. 217 - 221.

9. Petrova T.N. An integrated approach to assessing the health status of students of a medical university / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 1. - P. 121 - 128

10. Petrova T.N. Features of psychoemotional status and adaptation to the educational process of students of a technical college / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 3. - P. 632 - 635.

11. Petrova T.N. Comparative analysis of the health status of student youth, depending on the profile of the university / T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System Analysis and Control in Biomedical Systems. - 2012. - V. 11, №. 3. - P. 804 - 809.

12. Student scientific circle of the department of operative surgery and topographic anatomy / A.V. Chernykh [et al.] // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - №. S. - P. 48 - 49.

13. Chernykh A.V. Personal development of students of elementary, senior, and second-year residents on the example of VSMU them. N.N. Burdenko / A.V. Chernykh, D.V. Sudakov, G.V. Orlova // Scientific - Medical Bulletin of the Central Black Soil Region. - 2017. - № 70. - P. 184 - 190.