ЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Скребнева А.В., Васильева М.В.

Воронежский государственный медицинский

 университет им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. На основании проведенного обзора  литературы, научно обосновать значимость знания иностранного языка для работников здравоохранения и социальной службы, с целью оказания пожилым людям высококвалифицированной помощи. В данной работе использовались теоретический анализ и методы, используемые при работе с литературой: библиографирование, реферирование, конспектирование и метод цитирования. В представленной статье предпринята попытка раскрыть ценность занятий по иностранному языку для учащихся высших учебных заведений, а именно, медицинских ВУЗов. Личностное и профессиональное развитие специалиста напрямую связано с уровнем знания иностранного языка.

Ключевые слова: пожилые люди, компетенции, социальная служба, высшее образование, медицинское образование.

Рост численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни неизбежно приводит к повышению доли лиц пожилого возраста. Это ставит проблемы перед социальными службами, здравоохранением и государством. Необходимо непросто увеличивать медицинский штат и социальную службу в области геронтологии, а обеспечивать создаваемые места высококвалифицированными специалистами, обладающими навыками и знаниями научного и технического прогресса. Это невозможно выполнить без знаний иностранного языка у специалистов.

Наиболее сильное стрессовое воздействие на человека по выходу на пенсию оказывает одиночество. Мысли о том, что он исключен из жизни подавляют и разрушить его сознательно-волевую сферу. При этом противоречие чувства одиночества состоит в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающим обществом, боясь одинокого образа жизни, но с другой стороны – сам стремиться изолироваться от окружающих, защитить свой внутренний мир от внешних факторов [1].

Формируя свой психологический уклад, человек должен отказаться от стереотипных представлений о пожилом, «пенсионном» возрасте как о периоде «доживания» и исключения многих жизненных возможностей. В решении подобных проблем необходима помощь специалистов медицинской и социальной служб [2].

На сегодняшний день в мире живет примерно 700 млн. людей старше 70 лет, к 2050 году их станет около 2 млрд. Статистика по людям старшей возрастной группы в нашей стране неблагоприятная. 24% ветеранов проживают одиноко, почти 4 млн. нуждаются в постоянной социальной помощи, 31% испытывают затруднения при самообслуживании. При этом у каждого пожилого человека можно выявить полиморбидность, в среднем от 11 до 16 заболеваний, что ведет к необходимости оказания помощи в условиях стационара [3]. Однако, это недопустимо в условиях новой политики в сфере оказания медицинских услуг, а именно, сокращение койко-мест в государственных медицинских учреждениях.

Для решения возникших проблемы необходимо искать пути выхода не только в пределах своей страны, грамотнее перенимать положительный опыт других стран. Так, например, во Франции, благодаря экономической поддержке государства, используют различные виды медобслуживания – дневной стационар, сопровождение пожилого после выписки из больницы, используют стационары на дому, шире практикуют деятельность социальных работников, приходящих к пожилым людям домой. Это невозможно осуществить без знания иностранного языка.

На сегодняшний день знание иностранных языков это далеко не  дань моде, так как оно дает возможность для гармоничного развития личности, позволяет стать правомочным членом мирового сообщества. Учеными было доказано, что изучение языков способствует росту определенных участков мозга.

Росту знаний в определенной сфере с помощью освоения иностранных языков должны способствовать: изучение специализированной литературы; посещения и выступления на международных конференциях, симпозиумах, съездах; возможность прохождения обучения за рубежом и обмен опытом с иностранными коллегами.

В Федеральных государственных стандартах 3 поколения содержатся требования к выпускникам медицинского вуза в виде общекультурных и профессиональных компетенций. При этом целый ряд компетенций направлен на формирование у будущего выпускника медицинского вуза умений работать с информацией.

Формированию у студентов многих из компетенций, способствует владение иностранным языком. Для профессионального развития необходима информированность специалиста в различных сферах его будущей деятельности, а требуемая информация обязательно берется из различных источников, в том числе и из зарубежных. Поэтому становится очевидным то, что без знания иностранного языка сформировать необходимые умения и навыки в полном объеме довольно сложно.

Помимо этого, изучая иностранные языки в вузе, студенты знакомятся со структурой выбранной ими профессии в зарубежных аналогах.

Сказанное выше, крайне необходимо в гериатрической практике, так как для России данная специальность является относительно новой. Она образована в 1995 году. Следовательно, знание иностранного языка для специалиста в данной области, является просто необходимым условием. Личностное и профессиональное развитие специалиста напрямую связано с уровнем знания иностранного языка.

Подводя итог, следует подчеркнуть необходимость для современного человека  непрерывного получения профессиональных знаний вместе с общегармоничным развитием во всех сферах, обязательно включающим освоение иностранных языков.  Причем важен не только определенный набор знаний. Способность непрерывно учиться –  вот то, что выходит на первое место в требованиях современного образования.

Список литературы:

1.    Скребнева А.В., Попов В.И. Медицинские аспекты возрастной патологии и долголетия // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. Воронеж, 2018. -№73. – С.10-13.

2.    Скребнева А.В. Психологический и социальный аспекты взаимоотношений пожилых людей и работников Российского здравоохранений  //  Центральный научный вестник. Воронеж, 2017. -Т.1, №20 (37). – С.10-11.

3.    Попов В.И., Скребнева А.В., Есауленко И.Э., Мелихова Е.П. Сравнительная оценка показателей здоровья и образа жизни городского и сельского населения пожилого возраста Воронежской области // Гигиена и санитария. Москва, 2018.- Т.97., №8. – С.681-685.

Сведения об авторах:

Скребнева Анна Владимировна – ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, e-mail: skreanna@yandex.ru

Васильева Мария Васильевна – ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, e-mail: Vasileva.Mariy1989@yandex.ru

 

KNOWLEDGE OF A FOREIGN LANGUAGE AS A SAFE ENVIRONMENT IN THE WORK WITH OLDER PEOPLE

Skrebneva A.V., Vasilyeva M.V.

Abstract. Based on the review of the literature, to scientifically prove the importance of knowledge of a foreign language for health and social workers, in order to provide elderly people with highly qualified assistance. In this paper we used theoretical analysis and methods used in working with literature: bibliography, abstracting, note-taking and citation method. In this article, an attempt is made to disclose the value of foreign language classes for students in higher education institutions, namely, medical universities. The personal and professional development of a specialist is directly related to the level of knowledge of a foreign language.

Keywords: elderly people, competence, social service, higher education, medical education.

References:

1.    Skrebneva A.V., Popov V.I. Medical aspects of age pathology and longevity // Scientific Medical Herald of the Central Chernozem Region. – 2018. – №73. – P.10-13.

2.    Skrebneva A.V. Psychological and social aspects of the relationship between the elderly and employees of the Russian health // Central Scientific Herald. – 2017. – V.1. – No. 20 (37). – P. 10-11.

3.    Popov V.I., Skrebneva A.V., Esaulenko I.E., Melikhova E.P. Comparative evaluation of indicators of health and lifestyle of the urban and rural population of the elderly in the Voronezh region // Hygiene and Sanitation. –  2018. – T.97. – №8. – P. 681-685.