Современные проблемы вокального воспитания дошкольников

Борисовский В.В

студент,

 ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Россия, г.Москва

Кольга А.В.

магистр, 

ГАОУ ВО  «Московский городской педагогический университет»

Россия, г.Москва

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы раннего вокального воспитания детей. Описываются причины неэффективности ныне существующих методов и взглядов в сфере вокального обучения, а также повествуются возможные риски в результате неправильного преподавания вокальной техники дошкольникам.

Ключевые слова: вокал, музыкальное воспитание, развитие личности, дети, дошкольники.

         В связи с современными законами маркетинга и рекламы, многие основатели вокальных школ, студий, досуговых и продюсерских центров и других учреждений, предоставляющих услуги вокального обучения, утверждают о наличии уникальной «волшебной» методики. Наблюдая за современным развитием коммерческих вокальных школ/студий, мы заметили ухудшение качества предоставляемого контента, дезинформирующего многих неопытных исполнителей. Особенно негативно это сказывается на развитии голосов детей дошкольного возраста, так как нами было замечено набирающее обороты стремление некоторых педагогов заниматься с очень маленькими для вокальной деятельности детьми, занятия с которыми требуют особой осторожности и более скрупулезного внимания. Данной статья выступает в качестве рекомендации родителям о негативных последствиях в результате неверного преподавания вокальной техники.

В наше время, в силу господства рекламы и рейтингов все чаще встречаются объявления вокальных студий, школ и центров о наборе детей на занятия вокалом от трех и менее лет. В основном, текст такого рода реклам гласит о наличии «магической»  уникальной методики обучения. Наблюдая за ухудшением качества предоставляемого контента таких организаций, мы заметили рост к тому же дезинформированных  неопытных исполнителей, принимающих эту информацию всерьез, а также родителей, которые отдают своих детей на такое обучение. Данной статьей мы бы хотели предостеречь родителей (и не только) о негативных последствиях в результате халатного и неосознанного преподавания вокальной техники. Мы рекомендуем родителям и обучающимся  узнать все необходимое, выяснить всевозможные риски, прежде чем отдавать детей на занятия вокалом. Владея дополнительной информацией, можно сэкономить много денег, времени, а самое главное – сохранить здоровье своего ребенка.

Для каждой сферы деятельности, в том числе и для занятий вокалом существуют свои нормы и требования, это напрямую связано с физиологией и ростом нашего организма. Об этом рассказывают многие данные о развитии вокальных мышц. По законам биологии каждый организм человека в процессе своего индивидуального развития повторяет все стадии эволюции. Наиболее поздние приобретения формируются в последнюю очередь. Голосовая мышца человека – внутренняя щито-черпаловидная мышца, которая у новорожденных детей отсутствует. Только после года в месте, в котором должна быть вокальная мышца, появляются отдельные волокна. Формирование вокальной мышцы начинается в семилетнем возрасте. К 11-13 годам голосовые мышцы выглядят так же как у взрослого человека. Этот факт говорит о том, что вокальная мышца это позднее приобретение нашего организма, связанное с развитием функции речи и наблюдается только у человека.

Как правило, когда дети начинают обучение в художественной школе, их сначала учат построению фигур, академическому рисунку, всем необходимым техническим основам, которые способствуют в дальнейшем развитию необходимых навыков. Если дети начинают заниматься танцами, то некоторое время они уделяют растяжке, подготавливая тем самым  свое тело к работе: учат танцевальные элементы, отрабатывают технику и только после этого приступают к танцам. Таким образом, мы заметили, что в любой сфере деятельности, кроме вокала, соблюдается метод постепенного обучения от простого материала к более сложному. Что касается вокального обучения, то ребенок, приходя на занятие, буквально через месяц уже поет песню, а потом вторую, принимает участие в концертах и конкурсах. Это продолжается до момента наступления полового созревания, когда подросток проходит общую перестройку всего организма. Дело в том, что, если музыкально-одаренная девочка с хорошими вокальными данными проходит этот период спокойно,  то у мальчика дела обстоят иначе. Разумеется, бывают и удачные исключения, и после мутации сохраняется певческий голос. Тем не менее, даже при самых выдающихся голосовых и музыкальных данных мальчика, никто не может сказать наверняка, будет ли у него после мутации певческий голос. Полная анатомическая перестройка гортани для маленьких певцов оказывается роковой. Проходит пубертатный период, и вдруг, талант куда-то пропадает. Голос уже не тот, не получается петь высокие, звонкие ноты как в 6-8 лет. После перестройки гортань рождает звук иных качеств и чаще не получает профессиональных певческих возможностей. Нужно учиться управлять новым голосом и заново развивать певческие навыки. Основная причина такого результата в отсутствии тренажа голосового аппарата. Все время детского периода ушло на исполнение и концерты, а технические навыки так и не сформированы. Голос изменился, нужно перейти к другой координации, но сделать это сложнее, ведь в памяти остались старые привычки в пении. Никто во время обучения не подготавливал голос к возрастным изменениям.

Пение – это психофизиологический процесс, более тонкая мышечная координация, которая формируется за счет тренировки нервной системы. Как правило, лучше всего это происходит с уже окрепшим и сформированным голосовым аппаратом, который способен выдерживать определенную нагрузку. Некоторые могут задаться вопросом:  как же тогда научить вокально одаренного ребенка петь? Он научится постепенно. Прежде всего, организм должен изучить себя, что и происходит с самого рождения. С детства дети проявляют голосовую активность, что уже тренирует координацию голосообразующей системы. В момент, когда ребенок играет и проявляет непроизвольные голосовые акты, все это помимо голоса тренирует еще и слух. В этот момент закладываются навыки внутреннего слухового восприятия, звуковысотности, интонации, темпа, ритма, тренируется нервная система. Нагрузка в данный момент регулируется самим организмом. Как только ребенок устает, он на время прекращает свою деятельность. Однако могут возникнуть факторы, препятствующие развитию голоса. Многие заботливые родители, слыша, что их ребенок громко смеется или имитирует разные звуки, сразу же спешат остановить чадо, запрещая ему открывать рот, особенно в общественных местах. На самом же деле, они останавливают процесс самопознания и изучения своего голоса. Ребенок начинает думать, что голос является источником проблемы и не проявляет его в полной мере, а это в свою очередь ведет к деградации мышечной системы и защитных механизмов голосообразования. Вот, что говорит по этому поводу выдающаяся ученый-исследователь певческого голоса, певица и вокальный педагог Джо Эстилл: «У всех людей голос работает одинаково: все люди плачут, все люди смеются. Все обладают прекрасным голосом. Но думают так далеко не все, а причина в том, что в детстве им говорили  «веди себя тихо». Чтобы домашняя жизнь не превратилась в хаос, нужно, чтобы дети вели себя спокойно. Так мы узнаем, что наш голос является источником проблем, что наш голос должен оставаться внутри, что наш голос плохой. И если мы никогда не будем издавать громких звуков, никто не подумает, что мы плохие… Люди боятся нормально говорить, например,  в школе, всё из-за этого страха. Это не позволяет им развивать свои самые творческие идеи. Я считаю, что это преступление».

Следующим фактором, который, на наш взгляд является препятствием в развитии вокальной координации, выступает языковая среда, а именно - бытовая речь. До начала формирования речи голосовой аппарат и голосовая функция у детей развиваются равномерно. Далее, развитие происходит в среде, которая определяется языковыми традициями, фонетикой, узким интонационным, звуковым и динамическим диапазоном того или иного языка. Все это негативно сказывается на слуховом восприятии собственного голоса. Родители ведут его на вокал, платят огромные деньги, не понимая, что достаточно дать время своему ребенку и начать заниматься в положенном возрасте с 9-13 лет.

Если вы хотите поспособствовать развитию своего ребенка, не обязательно отдавать  его во всевозможные кружки. Дайте ему возможность развиваться самому. Создайте, прежде всего, необходимые условия для саморазвития ребенка. Например, для формирования слуховых навыков включайте классических композиторов: Бах, Вивальди, Бетховен, Шопен, и т.д. Поверьте, слушая такую музыку, дети не будут уступать в своих музыкальных способностях тем, кто посещает вокальные студии и поёт популярную музыку. Хотелось бы процитировать замечательную женщину, нейролингвиста, профессора, доктора биологических наук – Т.В. Черниговскую, которая высказалась по этому поводу очень точно и верно: «Разумеется, мозг тренируется на все. Это такое устройство, которое если чего-нибудь не умеет, то оно не умеет не учиться. На мозг влияет все. Все, что туда попало, то и легло. Если вы не можете это вынуть, это другой вопрос. Для того чтобы тренировать мозг, нужно читать сложные книги. Нужно слушать СЛОЖНУЮ музыку и смотреть сложные фильмы. Поэтому, если мы хотим, чтобы у нас был плохой мозг, мы можем кормить его «фастфудом», а если мы хотим, чтобы он был хорошим, то читайте Шекспира, условного Шекспира».

Таким образом, учитывая вышесказанное, хотелось бы подчеркнуть, насколько важно учитывать физиологические и возрастные особенности индивидуума, приступая к практическим занятиям вокала. Следовательно,  не стоит торопиться и отправлять детей получать знания и навыки в различные кружки, центры музыкального развития и вокальные школы. Полезнее будет создавать специальные условия для эффективного воспитания личности ребенка и его  самостоятельного развития в домашней среде.

Список литературы:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики Л.БДмитриев – М.: Музыка, 2012. – 368 с.

2.   Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы/  В.И. Юшманов. - 2 изд.    Спб.: Деан, 2002. – 128 с.

3. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения/Г.П. Стулова. – М.: Планета музыки, 1992. – 196 с.

Contemporary difficulties in preschool childhood vocal education

Borisovskiy V.V.

        Student, Moscow State Institute of Culture

Russia, Moscow

Kolga A.V.

Master’s student, Moscow City Pedagogical University

Russia, Moscow

 

Abstract.  The article is about contemporary difficulties of an early childhood education. It provides modern methods’ causes of inefficiency in vocal pedagogy. In addition, there are possible risks described as a result of improper vocal technique teaching to preschool children.

Keywords: vocal, music education, personality development, children, preschoolers.

Nowadays owing to marketing laws and advertisement most of the singing school formers claim that they have their unique “magic” teaching methods of the vocal technique.   Watching the way of modern vocal schools or studios develop we have noticed the provided content’s quality degradation.  It is necessary to emphasize that it strongly impacts on children under school age in a negative way. We also notice some intention of voice instructors in teaching too young children for being educated in singing practice. That’s why it requires extra carefulness, and paying more attention to tiny details of their voices. This article is a way of recommendation for parents to be more educated in terms of negative consequences of improper vocal technique method’s teaching.

References:

1. Dmitriev L.B. Basics of the vocal method / L.B. Dmitriev.– M.: Music, 2012.-368p.

2.   Iushmanov V.I. Vocal technique and its paradox/ V.I. Iushmanov. – Second edition. – SntPb: Dean, 2002. – 128 p.

3. Stulova G.P. Development of the child’s voice in the process of education/ G.P. Stulova. – M.: Music planet, 1992. – 196 p.