ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩЕГО ТИПА ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОВЕНЬ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

Тужилкина Е.А., Уланова Т.В.

ФГБОУ ВО «Мордовский национально-исследовательский университет им. Н.П.Огарева», Россия, г. Саранск.

         Аннотация. Статья посвящена изучению влияния индивидуальных особенностей личности на долговременную память. На основании результатов исследования можно дать рекомендации о повышении успеваемости студентов, а также о сохранении здоровья.

         Ключевые слова: память, дигиталы, кинестетики, аудиалы, визуалы.

         Актуальность проблемы. Развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе.

         Материалы и методы. Работа была выполнена на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». Объект исследования - 90 студентов, средний возраст которых 20 лет, из них 25 чел. ( 28%) юношей, 65 чел. ( 72%)  девушек. В ходе исследования использовались специально разработанные тесты и анкеты.

         Результаты и обсуждение.

         Память - это способность воспринимать воздействия извне, закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Долговременная память связана с осуществлением отбора, хранения и возможностью воспроизведения в будущем информации, поступающей вначале в кратковременную память. Через гиппокамп из кратковременной памяти в долговременную переводится информация, которая осознается человеком как важная и полезная для него. Долговременная память отличается устойчивостью, её формирование зависит от генетической предрасположенности, от природных задатков, а так же от постоянных тренировок памяти. [2].

         Для определения доминирующей перцептивной модальности личности использовался тест С. Ефремцева [1].

Объём долговременной памяти определялся с помощью тестов и пиктограммы А. Р. Лурии [1].

В ходе эксперимента выявлено, что наиболее распространенным типом доминирующей перцептивной модальности среди испытуемых  является визуальный тип - 35 чел. (38%), меньше всего дигиталов – 7 чел. (8%). Аудиальный и кинестетический типы распределились примерно одинаково: 25 чел. (28%) и 23 чел. (26%) соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Кольцевая диаграмма. Распределение студентов по доминирующему типу перцептивной модальности

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов лучше воспринимают наглядную информацию. Поэтому во время проведения занятия необходимо использовать таблицы, рисунки, схематические изображения.

Сопоставив данные по объему долговременной памяти с влиянием ведущего типа восприятия личности получили следующее соотношение (рис 2).

Рис. 2. Линейчатая диаграмма. Уровни сформированности долговременной памяти студентов

         Таким образом, нами установлено, что самым часто встречаемым типом восприятия личности среди студентов является визуальный тип, меньше всего дигиталов. Высокий уровень долговременной памяти показали кинестетики и дигиталы, аудиалы-средний, визуалы - низкий.

Выводы:

Выполненное исследование показало, что для повышения успеваемости студентов необходимо следить за формой предоставления учебного материала. Для визуалов надо использовать как можно больше наглядной информации, например, таблиц, схем, рисунков. Аудиалам в процессе обучения будет полезно использовать аудиокниги. Кинестетикам эффективнее получать знания через практические навыки. В результате проведенного исследования были получены данные о необходимости учета связи способов получения знаний с особенностями личности.

Список литературы:

1. Булгаков О.А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. № 1. - С. 67

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология // Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. - С. 235

Сведения об авторах:

Тужилкина Екатерина Алексеевна - студентка 6 курса медицинского института ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

Уланова Татьяна Вячеславовна – к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

 

INFLUENCE OF THE LEADING TYPE OF PERCEPTION OF THE PERSON TO THE LEVEL OF LONG-TERM MEMORY

Tuzhilkina E.A. Ulanova T.V.

Abstract. The article is devoted to the study of the influence of individual personality characteristics on long-term memory. Based on the results of the study, you can give recommendations on improving student performance, as well as on maintaining health.

Keywords: memory, digitals, kinesthetics,  audials, visuals,.

References:

1. Bulgakov O.A. Memory of man and its possible improvements // Bulletin of Tambov University. Series: Natural and technical sciences. 2014. №1. P. 67

 2. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Age and pedagogical psychology  //

Textbook for students of all specialties of pedagogical universities. - M.: Pedagogical P. 235