ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Подкутова
С.Л., Тавров
К.Н.
Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
Россия, Липецк
Аннотация. В статье рассмотрено импортозамещение
как приоритетное направление развития экономики России; показаны задачи импортозамещения и инструменты реализации.
Ключевые слова: импортозамещение, стратегия развития, конкурентоспособность, продовольственная
безопасность.
В настоящее время импортозамещение
является одним из приоритетных направлений развития российской экономики, как в
масштабах всей страны, так и на уровне отдельных регионов. Актуализация вопроса
импортозамещения вызвана геополитическими факторами:
кризис в отношениях России с западноевропейскими странами, введение
экономических санкций, падение курса рубля по отношению к иностранной валюте.
Практическая реализация стратегии импортозамещения в
Российской Федерации
началась с Указа Президента
«О применении отдельных специальных
экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской
Федерации» от 06.08.2014 г.[1] Отметим, что основная цель импортозамещения
в России – обеспечить экономическую
безопасность страны. В связи с этим для
реализации импортозамещения в
нашей стране определены следующие задачи: развитие конкурентной среды в
российской экономике; повышение качества производимых товаров и услуг и доведение их до уровня
мировых стандартов; поддержка развития малого и среднего бизнеса и т.д.
Кроме того,
целесообразность проведения импортозамещения
заключается в следующих основных положениях.
Во-первых, сохраняется в
границах государства прибавочная
стоимость, которая
не сможет попасть
в страну, если приобретать нужную
продукцию за рубежом.
Во-вторых, рост
отечественного производства позволяет не только сохранить рабочие места, но и
создать новые, а также совершенствовать подготовку кадров.
В-третьих,
важнейшим направлением развития импортозамещения
становится размещение производства импортозамещающей продукции на базе уже
существующих предприятий.
В настоящее
время в России
применяют необходимые инструменты,
позволяющие реализовывать импортозамещающую политику.
Речь, в частности идет: о введении высоких пошлин; о формировании перечня
продукции, которую запрещено ввозить; о квотировании и лицензировании; об административном и экономическом
стимулировании организации совместного производственного процесса.
Политика импортозамещения является государственной стратегией,
которая представляет из себя программу развития экономики страны, включающую
перечень мероприятий, направленных на снижение зависимости отечественной
экономики от импорта. В качестве инструмента реализации активной политики импортозамещения
важное значение приобретает реализация приоритетных государственных
программ.
Так, на современном этапе уже реализуются:
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020
годы;
- Доктрина продовольственной безопасности
Российской Федерации (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);
- Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской
Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. №
559-р), а также ряд других федеральных и ведомственных целевых программ,
связанных с решением проблем развития агропромышленного комплекса страны и
обеспечением ее продовольственной безопасности.
В рамках повышения эффективности политики импортозаменщения
на государственном уровне проводится ряд процедур, направленных на развитие
отечественной экономики в рамках введенных санкций [2]. Правительством
разработан стратегический план мероприятий. Планом импортозамещения
предусматривается корректировка индикаторов и ресурсного обеспечения
Государственной программы развития сельского хозяйства, а также реализация
мероприятий по таможенно-тарифному регулированию,
фитосанитарному и ветеринарному контролю (надзору), земельной политике и международному
сотрудничеству. Следует отметить, что в дальнейшем предусматривается
совершенствование инструментов регулирования импортозамещения
с учетом необходимого ресурсного обеспечения и происходящих в экономике страны
изменений.
Список
литературы:
1. Постановление
Правительства РФ от 7 августа
2014 г. № 778 «О
мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г.
№ 560 и от 24 июня 2015
г. № 320»
(с изм. и доп.) Справочно-правовая система (СПС)
«Консультант Плюс: Высшая школа. URL http://www.garant.ru (дата обращения:
12.09.2018).
2. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Проблемы развития интеграционных процессов в
агропромышленном комплексе // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 16
(20). С. 44-49.
Сведения
об авторах:
Подкутова
Светлана Леонидовна,
к.п.н., доцент кафедры ГМСиМ Липецкого филиала
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
e-mail:
S_podkutova@mail.ru
Тавров
Константин Николаевич
- магистрант 3 курса Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ.