ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РОССИИ

Владимирова С.В.,  Дворников С.И.

 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

Россия, Липецк

Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение малого предпринимательства в экономике России; показаны основные преимущества и проблемы развития.

Ключевые слова: малое предпринимательство, хозяйствующий субъект, недостатки и преимущества, проблемы развития.

На сегодняшний день проблемы развития малого предпринимательства все в большей степени стали привлекать внимание ученых и практиков. Связано это, прежде всего с тем, что наиболее эффективная работа рынка становится возможной только тогда, когда в экономике действует большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.

К малому предпринимательству следует относить деятельность, осуществляемую хозяйствующими субъектами, которые государством определяются как предприятия малого бизнеса [2] в соответствии с условиями, установленными действующим специализированным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».  В нем отражаются критерии, в соответствии с которыми предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, например, такие как среднесписочная численность персонала, объем дохода и специальные требования.

В настоящее время в нашей стране осуществляют свою деятельность около 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая при этом занятость 25 % населения и создавая 20 % ВВП страны. Из этого можно сделать вывод о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях малого предпринимательства.

Как и любая деятельность, малый бизнес имеет свои недостатки, например, такие как:

- более высокий уровень риска, а, следовательно, и более неустойчивая позиция на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- слабая компетентность руководителей предприятий;

- малая склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Однако,  наряду с недостатками, малое предпринимательство имеет и свои преимущества, среди которых можно отметить сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата, а, соответственно, и более высокую гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах экономики.

Определяя роль малого предпринимательства, стоит отметить, что оно может предложить экономике:

- достаточную мобильность и насыщенность регионального рынка;

- ускорение процесса внедрения новых технологий;

- тенденцию к определенной устойчивости цен;

- глубокую специализацию и кооперацию.

Однако, несмотря на все преимущества, малое предпринимательство все-таки     имеет     ряд     проблем,     которые     определяются   факторами,

затрудняющими его развитие. Среди них можно выделить:

 - недостаточно развитое нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

- наличие  трудностей в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам [1];

- отсутствие кадров, а именно отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, маркетинга;

- сложности в покупке или аренде земельных участков и помещений;

- жесткую кредитную систему и налоговую нагрузку.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что малое предпринимательство в дальнейшем будет способствовать развитию регионального рынка, пополнению всех видов бюджета, созданию новых рабочих мест и повышению уровня качества жизни населения.

Список литературы:

1.  Владимирова С.В. Влияние реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы на улучшение инвестиционного климата // В сборнике:  Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях материалы международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета. 2016. С. 81-87.

2. Нестеров А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html

Сведения об авторах:

Владимирова Светлана Викторовна, к.э.н., доцент кафедры ГМСиМ Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: vladimirova.vt@yandex.ru

Дворников Сергей Иванович - магистрант 3 курса Липецкого филиала

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.