ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ
Владимирова С.В., Дворников С.И.
Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал
Россия,
Липецк
Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение малого
предпринимательства в экономике России; показаны основные преимущества и
проблемы развития.
Ключевые слова: малое
предпринимательство, хозяйствующий субъект, недостатки и преимущества, проблемы
развития.
На сегодняшний день проблемы
развития малого предпринимательства все в большей степени стали привлекать
внимание ученых и практиков. Связано это, прежде всего с тем, что наиболее
эффективная работа рынка становится возможной только тогда, когда
в экономике действует большое число предпринимательских структур.
Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает
получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.
К малому предпринимательству
следует относить деятельность, осуществляемую хозяйствующими субъектами, которые
государством определяются как предприятия малого бизнеса [2] в соответствии с
условиями, установленными действующим специализированным Федеральным законом от
24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации». В нем отражаются критерии, в
соответствии с которыми предприятия относятся к субъектам малого бизнеса,
например, такие как среднесписочная численность персонала, объем дохода и
специальные требования.
В настоящее время в нашей стране
осуществляют свою деятельность около 5,6 млн
субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая при этом занятость
25 % населения и создавая 20 % ВВП страны. Из этого можно сделать вывод о
широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях малого
предпринимательства.
Как и любая деятельность, малый
бизнес имеет свои недостатки, например, такие как:
- более высокий уровень риска,
а, следовательно, и более неустойчивая позиция на рынке;
- зависимость от крупных
компаний;
- повышенная чувствительность к
изменениям условий хозяйствования;
- слабая компетентность
руководителей предприятий;
- малая склонность к
инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и
долгосрочности отдачи от вложений.
Однако, наряду с недостатками, малое предпринимательство
имеет и свои преимущества, среди которых можно отметить сравнительно более
низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического
аппарата, а, соответственно, и более высокую гибкость и оперативность решений в
управлении малыми предприятиями.
Таким образом, из
вышеизложенного можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают
значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной
деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах экономики.
Определяя роль малого
предпринимательства, стоит отметить, что оно может предложить экономике:
- достаточную мобильность и
насыщенность регионального рынка;
- ускорение процесса внедрения
новых технологий;
- тенденцию к определенной
устойчивости цен;
- глубокую специализацию и
кооперацию.
Однако, несмотря на все
преимущества, малое предпринимательство все-таки имеет
ряд проблем, которые
определяются факторами,
затрудняющими его развитие.
Среди них можно выделить:
- недостаточно развитое нормативно-правовое
обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;
- наличие трудностей в доступе к финансовым,
имущественным и информационным ресурсам [1];
- отсутствие кадров, а именно
отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных
заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов,
маркетинга;
- сложности в покупке или аренде
земельных участков и помещений;
- жесткую кредитную систему и
налоговую нагрузку.
Исходя из этого, можно сделать
вывод, что малое предпринимательство в дальнейшем будет способствовать развитию
регионального рынка, пополнению всех видов бюджета, созданию новых рабочих мест
и повышению уровня качества жизни населения.
Список
литературы:
1. Владимирова С.В. Влияние реализации «дорожных
карт» национальной предпринимательской инициативы на улучшение инвестиционного
климата // В сборнике: Стратегирование пространственного развития территорий
России в новых экономических реалиях материалы международной
научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета. 2016. С. 81-87.
2. Нестеров А.К. Малое
предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Образовательная
энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html
Сведения об авторах:
Владимирова Светлана Викторовна,
к.э.н., доцент кафедры ГМСиМ
Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при
Президенте РФ;
e-mail: vladimirova.vt@yandex.ru
Дворников Сергей Иванович
- магистрант 3 курса Липецкого филиала
Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ.