ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С УЧЕТОМ РЕФЛЕКСИВНО-САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Крюкова О.Н., Короткова С.Б., Гревцева И.И.

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Россия, г.Воронеж.

 

Аннотация. Статья посвящена изучению оценки эффективности физической подготовки студентов медицинского ВУЗа с учетом рефлексивно-образовательного компонента. Диагностика проводилась по результатам оценки показателей сформированности интереса к физической культуре и фитнесу у студентов. Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, физическая культура, рефлексивно-образовательный компонент.

 

Немаловажным компонентом педагогического обеспечения эффективности физической подготовки студента выступает рефлексивно-самообразовательный компонент, реализация которого позволяет достичь эффективности психолого-педагогического и физического воздействия на основе таких параметров, как длительность, систематичность, сбалансированность [1,2]. Данный компонент также может быть описан на уровне перечня компетенций: способность анализировать собственное психоэмоциональное и физическое состояние, определяемое процессом физической подготовки; способность диагностировать причины различного физического состояния организма; способность контролировать результаты и процесс физических тренировок [3, 5].

Диагностика рефлексивно-самообразовательного компонента (приобретение студентами собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции) проводилась методом анкетирования [6].

В результате проведенного анкетирования установлено, что 28% опрошенных стараются анализировать свое физическое состояние и степень утомления; 37% время от времени обращают внимание на свое состояния; 17% обращают на это внимание только в момент крайнего утомления; 18% не считают необходимым обращать на это внимание.

Кроме того, установлено, что 42% опрошенных ставят перед собой цель физического совершенствования, но не всегда достигают их; 22% ставят перед собой цели не часто, но стараются достигнуть их; 14% делают это редко и 22% считают, что это не нужно.

Владение рефлексивным анализом в области физической культуры. Результат анализа ответов на вопрос о самоконтроле потребляемого и расходуемого количества калорий следующий: 8% постоянно контролируют этот процесс, 19% считают это важным, но не всегда это делают, 43% редко обращают на это внимание, 30% никогда этого не делают.

Кроме того, установлено, что 25% респондентов стараются постоянно следить за своим весом, 48% считают это важным, но делают это не всегда, 15% изредка и 12% никогда этого не делают.

Анализируя результаты проведенного анкетирования, выяснилось, что на 32% испытуемых никак не влияет информация о тестировании, 64% она заставляет задуматься и оценить свои физические возможности в сравнении с результатами других студентов и лишь 4% отметили, что результаты тестирования подвигли их на более углубленные или на самостоятельные занятия физической подготовкой.

Сформированность умений в области физической культуры. В результате проведенного анкетирования установлено, что 59% опрошенных считают, что в состоянии самостоятельно разработать схему тренировок для себя, 27% могут разработать с помощью тренера, педагога или литературы, 14% ответили, что не в состоянии этого сделать.

Подобрать параметры для самоконтроля физического и функционального состояния самостоятельно могут 32%, остальные не обойдутся без помощи специалиста.

Список литературы:

1.                Усатов, А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / Усатов А.Н., Усатов В.Н.  // Вестник спортивной науки. - 2009. - №1. - С. 45-50.

2.                Панченко, И.А. Изучение мотивации студентов на занятиях физической культурой в вузе / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 3. - С. 242-244.

3.                Цицикишвили Н.И. Влияние занятий степ-аэробикой на компонентный состав тела студенток медицинского вуза / Н.И. Цицкишивли, О.Н. Крюкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 12 (58). – С. 260-261.

4.                Крюкова О.Н. Методика оптимизации двигательного режима с включением модульных технологий на занятиях физической культурой для студентов медицинских вузов / О.Н. Крюкова, Н.И. Цицкишвили, С.С. Артемьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 4 (120). – С. 271-275.

5.                Крюкова О.Н. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физической подготовки студентов средствами фитнеса: автореферат дис. канд. пед. наук / О.Н. Крюкова. – Елец, 2014. – 20 с.

6.                Артемьева С.С. Влияние занятий фитнесом на физиологические показатели студенток медицинского ВУЗа / С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 3, № 2 (3). – С. 29-31.

 

Сведения об авторах:

Крюкова Ольга Николаевна – доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, e-mail: baranca@inbox.ru

Короткова Светлана Борисовна – заведующая кафедрой кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Гревцева Ирина Игоревнапреподаватель кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

 

THE PHYSICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS, GIVEN THE REFLECTIVE-SELF COMPONENT

Kryukova O.N., Korotkova S.B., Grevceva I.I.

 

Abstract. The article is devoted to the study of assessing the effectiveness of physical training of students of medical University, taking into account the reflexive and educational component. Diagnosis was carried out on the basis of evaluation of indicators of formation of interest in physical culture and fitness of students. The effectiveness of physical education will significantly increase if the level of positive motivation for systematic physical training is increased.

Keywords: physical training, students, physical education, reflexive and educational component.

References:

1. Usatov A. N. Additional lessons of physical culture as a factor of increase of motive activity of students / Usatov A. N., Usatov V. N. // Sports science Bulletin. - 2009. - №1. - P. 45-50.

2. The study of students ' motivation in the classroom of physical culture at the University / I. A. Panchenko, G. V. Rudenko / Actual problems of Humanities and natural Sciences. - 2010. - № 3. - P. 242-244.

3. Tsitsikashvili, N. And. Influence of step aerobics on componental structure of a body of students of medical University / N. And. Cockerelli, O. N. Kryukova // Socio-economic phenomena and processes. - 2013. - № 12 (58). - P. 260-261.

4. Kryukova O. N. Method of optimization of motor mode with the inclusion of modular technologies in physical education for students of medical universities / O. N. Kryukova, N. And. Tsitskishvili, S. S. Artemieva // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. - 2013. - № 4 (120). - P. 271-275.

5. Kryukova O. N. Pedagogical ensuring the effectiveness of the process of physical training of students by means of fitness: abstract dis. kand. PED. Sciences / O. N. Kryukova. - Yelets, 2014. - 20 p.

6. The Influence of fitness classes on the physiological parameters of students of medical University / S. S. Artemyeva, O. N. Kryukova // Science and sport: modern trends. - 2014. - Vol. 3, № 2 (3). - P. 29-31.