ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С УЧЕТОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ОБУЧЕНИЯ

Крюкова О.Н., Короткова С.Б., Зеленина М.Т.

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Россия, г. Воронеж.

 

Аннотация. Статья посвящена изучению оценке эффективности физической подготовки студентов медицинского ВУЗа с учетом информационно-когнитивного компонента обучения. Диагностика проводилась по результатам оценки показателей сформированности интереса к физической культуре и фитнесу у студентов. Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, физическая культура, информационно-когнитивный компонент.

 

Информационная составляющая данного компонента включает в себя декларативные знания и отношения, связанные с предметной составляющей физической подготовки, когнитивная составляющая предполагает активизацию когнитивных структур мышления студента, которые предполагают преобразующую мыслительную деятельность [1,2]. Данный компонент на уровне личностных структур сознания студента может быть также описан в виде соответствующих компетенций: владение знаниями о человеческом теле, его функциональных состояниях, здоровом образе жизни, основах физической культуры и спорта; владение знаниями об основных методах и средствах, традиционных и инновационных программах физического развития; владение знаниями о фитнесе как оздоровительной практике, технологии физического развития и стиле жизни; знание основных методов и приемов фитнеса, принципах конструирования фитнес-программ [3,4]. Для диагностики информационно-когнитивного компонента физической подготовки нами контролировалось знание элементарных показателей: необходимый и доступный студенту объем знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и гигиены, физического воспитания и др. [5,6].

Необходимость знаний в сфере физической культуры для эффективной физической подготовке студентов объясняется тем, что без соответствующей информированности невозможно самостоятельно выстроить программу учебно-тренировочного занятия, определить необходимую нагрузку тренировки, сложно диагностировать психоэмоциональное и физиологическое состояние организма до, в процессе и после тренировки.

Основными критериями оценки сформированности информационно-когнитивного компонента служили: знания собственных антропометрических и функциональных показателей, знания о функционировании организма при физической нагрузке.

Согласно полученным результатам собственную частоту сердечных сокращений в покое не знают 46% студентов. Возможную частоту сердечных сокращений после нагрузки максимальной мощности и ее допустимый диапазон не знают 76% опрошенных.

Наименьший уровень знаний показали студенты по показателям артериального давления и жизненного индекса. Так, собственное артериальное давление не известно 53% опрошенных, а жизненный индекс – 89% студентов.

Помимо знания фактических показателей, выявлялась способность студентов применять знания о функционировании организма в условиях реальной тренировочной деятельности как критерия самоконтроля.

Так, всего 28% студентов смогли назвать предельно допустимую для их возраста частоту сердечных сокращений при нагрузке максимальной мощности и методы ее расчета. Варианты динамики артериального давления при физической работе известны всего 11% опрошенных.

На вопрос о собственном весе и росте положительный ответ дали 64%, что свидетельствует говорит о том, что антропометрические показатели интересуют студентов в большей степени, чем показатели работы основных систем организма.

Помимо анализа структуры знаний параметров жизнедеятельности собственного организма, проводилась интегральная оценка информационно-когнитивного компонента по следующей схеме: за знание параметра работы организма присваивался 1 балл, за отрицательный ответ 0 баллов.

Полученные результаты по всем показателям суммировались, градацию проводили следующим образом: 0-3 балла – низкий уровень; 4-6 баллов – средний уровень; 7 баллов – высокий уровень.

На рисунке 1 представлены уровни развития информационно-когнитивного компонента в процентах от общего числа опрошенных.

Рисунок 1. Уровень развития информационно-когнитивного компонента физической подготовки студентов до проведения формирующего эксперимента

 

Отсутствие личной заинтересованности в приобретении знаний в сфере физической культуры выступает в качестве негативного фактора как для развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом, ценностной сферы, аккумулирующей ценности здоровья, здорового образа жизни, физической культуры и двигательной активности, так и для осуществления эффективной физической подготовки в том числе и самостоятельно во внеучебной жизни.

Список литературы:

1.                Усатов, А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / Усатов А.Н., Усатов В.Н.  // Вестник спортивной науки. - 2009. - №1. - С. 45-50.

2.                Панченко, И.А. Изучение мотивации студентов на занятиях физической культурой в вузе / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 3. - С. 242-244.

3.                Красноруцкаяя О.Н., Страхова Н.В., Бугримов Д.Ю., Котова Ю.А., Калиниа О.И. Оценка инициальных стадий невротических расстройств у студентов медицинского ВУЗа // Молодежь, наука, медицина. Материалы 63-й всероссийской межвузовской студенческой научной конференции с международным участием. – Тверь, 20-21 апреля 2017. – С.177-178.

4.                Крюкова О.Н. Методика оптимизации двигательного режима с включением модульных технологий на занятиях физической культурой для студентов медицинских вузов / О.Н. Крюкова, Н.И. Цицкишвили, С.С. Артемьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 4 (120). – С. 271-275.

5.                Критерии отбора юных волейболистов на основе специальной подготовки / А.В. Ежова, Л.А. Буйлова, Я.Е. Козлов, О.Н. Крюкова // Культура физическая и здоровье. – 2017. – № 2 (62). – С. 22-24.

6.                Артемьева С.С. Влияние занятий фитнесом на физиологические показатели студенток медицинского ВУЗа / С.С. Артемьева, О.Н. Крюкова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 3, № 2 (3). – С. 29-31.

Сведения об авторах:

Крюкова Ольга Николаевна – доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, e-mail: baranca@inbox.ru

Короткова Светлана Борисовна – заведующая кафедрой кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Зеленина Марина Тихоновнадоцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

 

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS, GIVEN THE INFORMATIONAL-COGNITIVE COMPONENT OF LEARNING

Kryukova O.N., Korotkova S.B., Zelenina M.T.

 

Abstract. The article is devoted to the study of assessing the effectiveness of physical training of students of medical University, taking into account the information-cognitive component of training. Diagnosis was carried out on the basis of evaluation of indicators of formation of interest in physical culture and fitness of students. The effectiveness of physical education will significantly increase if the level of positive motivation for systematic physical training is increased.

Keywords: physical training, students, physical education, information and cognitive component.

References:

1. Usatov A.N. Additional lessons of physical culture as a factor of increase of motive activity of students / Usatov A. N., Usatov V. N. // Sports science Bulletin. - 2009. - №1. - P. 45-50.

2. The study of students ' motivation in the classroom of physical culture at the University / I. A. Panchenko, G. V. Rudenko / Actual problems of Humanities and natural Sciences. - 2010. - № 3. - P. 242-244.

3. Krasnoroutskaya O. N., Strakhov N. In. Bugrimov D. Yu., Kotova Yu. a., Kalina O. I. Assessment of initial stages of of neurotic disorders in medical students // Youth, science, medicine. Proceedings of the 63rd all-Russian interuniversity student scientific conference with international participation. - Tver, April 20-21, 2017. - P. 177-178.

4. Kryukova O. N. Method of optimization of motor mode with the inclusion of modular technologies in physical education for students of medical universities / O. N. Kryukova, N. And. Tsitskishvili, S. S. Artemieva // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. - 2013. - № 4 (120). - P. 271-275.

5. Criteria for the selection of young volleyball players on the basis of special training / A. V. Yezhov, L. A. Bulava, J. E. Kozlov, O. N. Kryukova // physical Culture and health. - 2017. - № 2 (62). - P. 22-24.

6. The Influence of fitness classes on the physiological parameters of students of medical University / S. S. Artemyeva, O. N. Kryukova // Science and sport: modern trends. - 2014. - Vol. 3, № 2 (3). - P. 29-31.