ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Хряпин Ю.Н.

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное 

командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова

 

Аннотация. Статья посвящена методике оценки личностно-профессиональных качеств (ЛПК) у курсантов военных вузов: порядок оценки уровня сформированности ЛПК, порядок оценки эффективности процесса поэтапного формирования ЛПК.

Ключевые слова: формирования личностно-профессиональных качеств (ЛПК), показатели сформированности ЛПК, показатель эффективности процесса формирования ЛПК.

Актуальность проблемы. У специалистов, занимающихся воспитанием курсантов военных вузов, существует проверенный практикой подход, когда результат воспитания определяется повышением качественных показателей учебного процесса, высоким уровнем правопорядка и воинской дисциплины, морально-психологического состояния. Однако при осуществлении процесса воспитания (формирования личностно-профессиональных качеств) курсантов военного вуза вполне естественно у командиров-воспитателей,  достигших определенного уровня, возникает вопрос об оценке эффективности этого процесса, о возможности влиять на него.

Под эффективностью воспитания курсантов военного вуза понимают достижение планируемого уровня воспитанности (сформированности ЛПК) курсантов в установленные сроки [1]. Иначе говоря, эффективное воспитание курсантов военного вуза – это результативное воспитание, где результативность процесса выражается в способности воспитателей достичь намеченных целей или их определенной степени (степени достижения цели -СДЦ) процесса  формирования личностно-профессиональных качеств (ЛПК) будущего офицера.

Следовательно, эффективность процесса воспитания курсантов военного вуза – это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике, а процесс воспитания (формирования личностно-профессиональных качеств) тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями (в какой степени достигнуты цели).

Для определения эффективности (степени достижения цели) воспитательного процесса (процесса формирования ЛПК) курсантов необходимо иметь инструментарий, позволяющий соотнести его текущие результаты с неким идеалом (целью) воспитания и оценить его.

Критерием эффективности воспитания курсантов является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам общества, степень готовности будущего офицера к исполнению обязанностей по должностному предназначению [1].

В свою очередь уровень сформированности ЛПК курсантов определяется на основе объективных показателей путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о качествах будущих офицеров, полученных в результате воспитательного воздействия.

Результаты формирования ЛПК естественно должны иметь определенные (величины) уровни, которые и необходимо сравнивать [1].

Основными показателями  эффективности процесса формирования ЛПК у курсантов могут быть следующие [1]:

умение ставить конкретные воспитательные задачи на основе целей и добиваться желаемого результата;

умение анализировать и оценивать достижение целей;

развитие личностных качеств воспитателя;

 наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;

обеспечение единства процесса обучения и воспитания;

коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих;

уважение к личному и коллективному мнению;

создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности;

умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания

Естественно, что гораздо проще отслеживать результат если весь процесс воспитания разделить на ряд интервалов, этапов, т.е. рассматривать воспитание как процесс, состоящий из ряда этапов формирования ЛПК.

Эффективность процесса поэтапного формирования ЛПК у курсантов будет определяться как степень соответствия достигнутых результатов поставленным целям, а оценивать ее возможно в соответствии с методикой, содержание которой включает [2]:

а) оценку уровня сформированности ЛПК;

б) оценку эффективности процесса поэтапного формирования ЛПК.

 Главным средством реализации данной методики является  рейтинговая система оценки процесса поэтапного формирования ЛПК.

Обобщенным критерием сформированности ЛПК у курсантов является их нормативное поведение в повседневной деятельности. Оценке могут подлежать выявленные в ходе процесса следующие ЛПК [2]: целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, качества организатора, педагогические качества, физические качества, компетентность, личная примерность и др. Следует заметить, что  ЛПК включают личностные и профессиональные качества. Личностные качества характеризуют поведение личности, а профессиональные - компетентность будущего специалиста.

Интегральным показателем сформированности ЛПК является уровень их сформированности (рейтинг), а интегральным показателем эффективности процесса поэтапного формирования ЛПК - степень достижения цели (СДЦ) [2].

а) оценка уровня сформированности профессиональных качеств

В общем виде, безотносительно к конкретному качеству, количественный критерий оценки может быть выражен следующим образом [3]:

5 (отлично) - данное качество является ярко выраженной чертой характера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках, основано на знании существа качества и предъявляемых к нему требований;

4 (хорошо) - данное качество является чертой характера человека, постоянно проявляется во всех действиях и поступках, но отмечаются незначительные отклонения, вызванные неполным развитием качества или незнанием существа его, или предъявляемых требований;

3 (удовлетворительно) - данное качества не является чертой характера, в проявлениях неустойчиво, отмечаются существенные отклонения, обусловленные слабым развитием качества, даже при знании существа качества и предъявляемых к нему требований;

2 (не удовлетворительно) - данное качество развито слабо, в проявлениях характерны признаки качества-антипода, даже при понимании сущности качества и предъявляемых требований.

Уровнем сформированности личностно-профессионального качества курсанта является сумма оценок экспертов (рейтинг).

Оценка за сформированность одного личностно-профессионального качества определяется по формуле:

Oкэ = О/n

где:   Окэ     - оценка за сформированность к-качества группой экспертов;

           О    - оценка i‑го эксперта;

            n     - количество экспертов;

Аналогично вычисляются оценки за сформированность других качеств.

В качестве экспертов выступают командир батальона, командир роты, командир взвода, заместитель командира взвода, командир отделения, а также 2-3 преподавателя, ведущих занятия в данной группе.

Оценки экспертов заносятся в таблицу, ведущуюся командиром взвода.

При расчетах используются весовые коэффициенты качеств, показывающие «важность» формируемого качеств. Весовые коэффициенты определяются с помощью экспертного опроса преподавателей, командиров подразделений, выпускников училища

Таблица 1

Весовые коэффициенты основных личностно-профессиональных качеств

военно-профессиональная направленность

1.0

волевые качества

1.0

дисциплинированность

1.0

ответственность

0.9

качества организатора

0.9

соблюдение морально-нравственных норм

0.9

педагогические культура

0.9

физическая культура

0.9

личная примерность

0.9

компетентность

0.8

 

Рейтинг сформированности ЛПК у курсанта за семестр определяется по формуле:

Rс =  Вк× Окэ

 где:   Rс      - рейтинг сформированного ЛПК за семестр;

           Вк     - весовой коэффициент формируемого качества;

           Окэ   - оценка за сформированность к‑го качества;

           n    - число оцениваемых качеств.

Рейтинг сформированности курсантов за год (этап, период) вычисляется по формуле:

Rг(э,п) =  Rсi

где:    Rг(г,п)  - рейтинг формируемых качеств за год (этап, период);

            Rсi   - рейтинг формируемых качеств за семестр;

            n     - количество семестров в  году, этапе, периоде.

Значение рейтинга за семестр (год, этап) фиксируется в ведомости учета сформированности личностно-профессиональных качеств у курсантов учебной группы.

б) оценка эффективности процесса поэтапного формирования личностно-профессиональных качеств у будущих офицеров.

Степень достижения цели формирования качеств определяется по величине отношения достигнутого рейтинга к максимально возможному рейтингу для данного периода формирования качеств. Для этого используется формула:

СДЦс(г,э) = Rс(г,э)i/Rimax

где:    СДЦс(г,э) - степень достижения цели процесса ПФ ЛПК за семестр (год, этап);

           (г,э)          - рейтинг формируемых качеств за i‑й семестр(год, этап);

           Rimax  - максимальный возможный рейтинг за  i‑й  семестр (год, этап);

В ведомости отражаются перечень формируемых ЛПК, рейтинг каждого курсанта за сформированность качеств, степень достижения цели (СДЦ) процесса ПФ ЛПК за семестр каждому курсанту и за взвод, а также оценка каждому курсанту, которая определяется из условия:

- отлично, если СДЦ процесса ПФ ЛПК 0.90-1.0;

- хорошо, если СДЦ процесса ПФ ЛПК 0,80-0.89;

- удовлетворительно, если СДЦ процесса ПФ ЛПК 0.60-0.79. 

Рейтинговая система оценки личностно-профессиональных качеств у курсантов позволяет определять рейтинг и СДЦ за сформированность отдельно взятого профессионального качества за взвод, что довольно объективно характеризует общую панораму состояния формирования качеств в коллективе. 

Методика оценки эффективности процесса поэтапного формирования ЛПК предоставляет возможность [4]:

 наглядно показать курсанту каков его уровень сформированности ЛПК во взводе, роте;

  получать полные подробные сведения о работе курсанта и воспитателей по формированию ЛПК;

 формировать у воспитателей единые требования к формируемым качествам курсанта;

 прогнозировать процесс поэтапного формирования ЛПК у курсантов;

 вырабатывать объективные критерии отбора курсантов при переходе к многоуровневому образованию, обосновать целесообразность дальнейшего обучения курсанта в вузе;

 подтвердить целесообразность назначения выпускника на соответствующую должность после окончания вуза;

прогнозировать по крайней мере начало службы выпускника училища.

Анализ отзывов на выпускников вузов подтверждает главный вывод - чем выше уровень сформированности ЛПК у курсанта, тем благоприятнее складывается служба у молодого офицера.

Вывод. Таким образом, сформированность личностно-профессиональных качеств (ЛПК) необходимо рассматривать, как основной показатель готовности выпускника военного вуза уверенно исполнять свои обязанности по должностному предназначению. На формирование ЛПК у курсантов в военном вузе должно быть сосредоточено основное внимание всех должностных лиц, задействованных в учебно-воспитательном процессе.

 Список литературы:

1.  Военная педагогика: /Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. (Серия «Учебник для вузов»). – 559 с.

2.  Хряпин, Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов вузов войск связи Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук : М., 1998. – 23 с.

3.  Городов, П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ Текст. / П.Н. Городов. — М.: ВПА, 1973.- 104 с.

4.  Ленев, Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование на материалах вузов войск связи) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук : М., 1993. - 22 с.

Сведения об авторе:

Хряпин Юрий Николаевич – профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: yuriy.hryapin@mail.ru

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PROCESS OF THE GRADUAL FORMATION OF PERSONAL QUALITIES AND PROFESSIONAL THE CADETS OF MILITARY SCHOOLS

Grapin Yu.N.

Abstract. The article is devoted to methods of evaluating personal and professional qualities (LPK) of the cadets of military higher educational institutions: the order of evaluation of the level of LPK, the order of evaluation of the effectiveness of the process of the gradual formation of the combine.

Key words: formation of personal and professional qualities (LPK), indicators of formation of LPK, indicator of efficiency of the process of formation of LPK.

References:

1. Military pedagogy: a /Under the editorship of O. Y. Ephraim. – SPb.: Peter, 2008. (Series "Textbook for universities"). - 559 p.

2. Grapin, Yu.N. Improving the process of the gradual formation of professional qualities of students of universities of the troops of the proposal. : autoref. dis. kand. PED. Sciences: M., 1998. - 23 p.

3. Cities, P.N. Pedagogical basis of evaluation and accounting of the results of education of military schools cadets Text. / PN. Cities. — M.: WPA, 1973.- 104 p.

4. Lenev, Yu.A. formation of professional qualities of cadets (research on the materials of universities of communication troops) Text.: autoref. dis. kand. PED. Sciences: M., 1993. - 22 p.