ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кожокина О.М.

ассистент, кандидат биологических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г.Воронеж

Макарова Е.Л.

ассистент, кандидат биологических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г.Воронеж

 

Аннотация. Показана возможность применения интерактивных методов обучения биохимии студентов-медиков. Выявлена эффективность проведения занятий-конференций, решения ситуационных задач, кейс-метода.

Ключевые слова: интерактивное обучение, занятие – конференция, ситуационная задача, кейс-метод.

Актуальность проблемы. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы максимально соответствуют  личностноориентированному подходу, так как они предполагают совместное обучение. При этом и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта [1].

Результаты исследований. Целью нашей работы является обобщение опыта использования интерактивных технологий обучения и оценка их роли в формировании компетентности специалиста в процессе освоения дисциплины «Биохимия» у студентов-медиков. При подготовке к занятию на основе интерактивных технологий перед преподавателями, как правило, стоит задача выбора наиболее эффективной формы обучения для освоения конкретной темы, а также возможность сочетания различных методов, способствующих более полному освоению нового материала и его осмыслению обучающимися.

Занятие – конференция.

Если большой объём материала, а студенты в группе слабые и нет уверенности, что все осилят заданное, то целесообразно провести занятие в формате конференции. В качестве домашнего задания каждому студенту даётся тема для выступления (время регламентировано), причём сведения должны быть не просто из учебника, а из научных публикаций, монографий. Занятие имитирует научную конференцию: выступления, вопросы, заключение, выбор лучшего сообщения.

Пример ситуационной задачи по биохимии

После курса лечения антибиотиками в форме таблеток у больного начали проявляться признаки кровотечений в виде кровоточивости десен. Врач назначил витамин С. Правильно ли он поступил? Какой витамин назначили бы вы?

Студенты предлагают свои варианты решения. Важно, чтобы аргументация позиции каждого студента обсуждалась всеми студентами группы, а преподаватель лишь подводил итог рассуждениям студентов. 
Решение. После курса лечения антибиотиками в форме таблеток у больного уничтожена микрофлора кишечника. Не происходит синтез витамина К. Назначение витамина С сделано неверно.

 Пример кейс-задания.

Вы- врач скорой помощи. Приехали на вызов. Больной лежит без сознания, рядом пустой шприц из-под инсулина. Что произошло с больным? Каким заболеванием страдает данный пациент? Каковы механизмы возникновения заболевания? Каковы ваши действия? Над решением задач (кейсов) различной степени сложности студенты могут работать индивидуально или в составе малой группы (кооперативное обучение). Значение такой модели заключается в акцентировании роли каждого студента в выполнении общего задания, формировании группового сознания, развитии коммуникативных навыков. Ответственность за правильность полученных результатов и их интерпретацию стимулирует не только студентов, но и преподавателя, выступающего в роли консультанта. Актуализируя полученные знания и умения для интерпретации результатов биохимического анализа, студенты-биохимики приобретают необходимые профессиональные компетенции.

Вывод. Интерактивное обучение биохимии позволяет реализовать компетентностный подход, включая пробуждение у обучающихся интереса к дисциплине, приводящего к эффективному усвоению сложного материала; поиск самостоятельного решения поставленной учебной задачи; установление сотрудничества между студентами и обучение командной работе; формирование общекультурных и профессиональных навыков [2].

Список литературы:

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю. В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Dubna Psychological Journal. – 2012, № 2. -  С. 1-18. 
          2. Есауленко И.Э. Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования / И. Э. Есауленко, И. Е. Плотникова, С. В. Колотий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12, № 3(2). - С. 299-300.

 

Сведения об авторах:

Кожокина Оксана Михайловна – кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

Макарова Екатерина Леонидовна - кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

 

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN PRACTICAL CLASSES IN BIOCHEMISTRY AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Kozhokina O.M., Makarova E.L.

Abstracts. The possibility of using interactive methods of teaching biochemistry of medical students is shown. Efficiency of carrying out of occupations-conferences, the solution of situational problems, a case-method is revealed.

Keywords: interactive learning, lesson-conference, case problem, case method.

References:

          1. Gushchin Y. V. Interactive teaching methods jn higher education / Y. V. Gushchin // Psychological journal of the international University of nature, society and man « Dubna », Dubna Psychological Journal. – 2012, № 2. -  P. 1-18. 

2. Yesaulenko I. E. Technological approach as the basis for medical higher education quality improvement / I. E.Yesaulenko, I. E. Plotnicova, S. V. Kolotiy // Proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. – 2010. – Т. 12, № 3(2). - P. 299-300.