Особенности реализации компетентностного подхода в
обучении студентов медицинского вуза
Макарова
Е.Л., Кожокина О.М.
ФГБОУ ВО
ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
г.Воронеж
Аннотация. Федеральные
государственные образовательные стандарты требуют преобразования
форм обучения и методов измерения
результатов обучения, внедрения
компетентностного подхода. Проблема поиска и выбора методов
обучения является для отечественной педагогики центральной. Для достижения эффективности учебного процесса
необходимо сочетание традиционных методов обучения и внедрение инновационных
технологий.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные
стандарты, компетенции. интерактивные
методы обучения.
Актуальность проблемы. В связи с введением ФГОС третьего поколения
принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к
формам и методам их измерения. Если
ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня
знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка
результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный,
интегративный характер через степень сформированности
у выпускника.
Перед образовательными учреждениями стоит задача
разработки методического обеспечения процессов формирования и оценки освоения
компетенций. Реализация предложенных условий помогает в повышении
профессиональной компетентности студентов, востребованных на рынке труда [1, с.
277]. Цель компетентностного подхода в медицинском образовании –
преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью,
научить его с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи
практики. В классификацию компетенций, необходимых специалисту, входят общие,
характерные для любой специальности (общенаучные, инструментальные, социально -
личностные) и профессиональные (предметно-специализированные), связанные с
конкретными специальностями. Проблема организации педагогических условий,
которые бы помогли любому студенту иметь высокий уровень подготовки, является
одной из самых актуальных в системе образования. Темпы изменений, происходящих
во всех областях современной общественной жизни, требуют адекватной перестройки
системы высшего образования, в том числе обучения и воспитания будущего
врача-профессионала [2, с. 279].
Как этот процесс может повлиять на эффективность
обучения студентов биохимии медицинских вузов? Движение к конечным целям
определяется вкладом каждой дисциплины в конечный результат. Порядок изучения
дисциплин соответствует логике развития клинического мышления: от
фундаментальных знаний к специальным дисциплинам. Формирование профессиональных
компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности
современных инновационных технологий.
В связи с вышеизложенным необходимо структурировать
процесс обучения, оценочные средства контроля его качества, одновременно по
предметному и деятельностному принципам, выбор форм и методов обучения.
Образование должно быть ориентировано на компетентностный
подход, предусматривающий более широкое использование и интерактивных форм
обучения (проблемное обучение, решение ситуационных задач, ролевые игры, работа
в малых группах, проектный метод, мозговой штурм)
[2, с. 277].
Проблема поиска и выбора методов обучения является для отечественной
педагогики центральной. Особый интерес для любого творческого педагога всегда
представляет вопрос о том, какие методы наиболее современны, наиболее
эффективны. В практике медицинского образования закрепился термин «интерактивные методы
обучения». В свое время он отражал общую тенденцию отхода педагогики от
традиционных догматических пассивных методов обучения, в которых преподаватель
выступал транслятором знаний, информации, а используемые им методы должны были
облегчить студентам ее восприятие.
Вывод. Система
профессионального образования представляет собой социальный институт,
эффективность работы которого определяет не только состояние страны в текущий
момент, но и перспективы ее дальнейшего благополучия. Для достижения
эффективности учебного процесса необходимо сочетание традиционных методов
обучения и внедрение инновационных технологий.
Список литературы:
1. Баскаев Р.М. О тенденциях
изменений в образовании и переходе к компетентностному
подходу // Инновации в образовании. – 2007. – № 1. – С.23-27.
2. О повышении качества
обучения студентов высшей медицинской школы / Н.Н. Ковтун, И.И. Черкасова,
С.Ю. Берлева
// В сборнике: Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII
Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А.
Сластенина. –
2016. – С. 278-281.
Сведения об авторах:
Макарова Екатерина Леонидовна – кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ВГМУ им.
Н, Н, Бурденко, Россия, г. Воронеж
Кожокина Оксана Михайловна – кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ВГМУ им.
Н, Н, Бурденко, Россия, г. Воронеж
PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF THE
COMPETENCY APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY
Makarova E.L., Kozhokina O.M.
Abstract. Federal state educational standards require the
transformation of forms of training and methods for measuring the results of
training, the introduction of a competence approach. The problem of finding and
choosing methods of instruction is central for the national pedagogy. To achieve
the effectiveness of the learning process, a combination of traditional
teaching methods and the introduction of innovative technologies are needed.
Keywords: Federal
state educational standards, competences, interactive teaching methods.
References:
1.
R. Baskaev.
On the trends of changes in education and the transition to a competence
approach // Innovations in Education. - 2007. - No. 1. - P.23-27.
2.
On improving the quality of
education of students of the higher medical school / N.N. Kovtun,
I.I. Cherkasova, S.Yu. Berleva // In the collection: Pedagogical Education:
Challenges of the 21st Century. Materials of the VII International Scientific
and Practical Conference, dedicated to the memory of Academician V.A. Slastenine. - 2016. - P. 278-281.