ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Горлова И.П.

магистрант, Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при президенте Российской Федерации, Липецкий филиал, РФ

 

Аннотация. В условиях социально-культурных трансформаций современной России, реформирования и развития института государственной службы аспект совершенствования организационной культуры государственных служащих является одной из главных движущих сил, определяющих процессы модернизации государственной службы, ключевым стратегическим инструментом повышения эффективности решения государственных задач и стабильности общества.

В рамках данной статьи автором определяется понятие, составляющие организационной культуры, процесс формирования и значение для государственного управления.

Ключевые слова: организационная культура, государственная служба, государственный служащий, целостная система идеалов.

 

Актуальность проблемы. Важность рассмотрения проблем и перспектив воспитания организационной культуры государственных служащих заключается в том, что этот аспект является связующим звеном во взаимоотношениях с социумом. Отсюда следует, что при поисках оптимальной модели государственной службы необходимо учитывать культурный компонент системы государственного управления. Актуальность вопроса совершенствования организационной культуры в условиях реформирования и развития института государственной службы наглядно прослеживается в образе мышления, в чувствах и поведении людей. В настоящий момент времени задача организационной культуры государственной службы: развить у служащих такие установки личности, которые обогащали бы их специфическими культурно — нравственными ценностями, способствовали формированию положительного имиджа служащего в публичном пространстве.

Процесс формирования организационной культуры.

В нынешнее время в Российской Федерации организационная культура стала важным условием, оказывающим большое влияние на эффективность органов местного самоуправления. Организационная культура выступает необходимым индикатором работы кадрового потенциала и имеет возможность оказывать большое воздействие на результат управленческих решений.

Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры.

— усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение;

— атмосфера или социальный климат в организации;

— доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения» [5].

Организационная культура, обеспечивающая результативность и контролируемость системы государственной службы, включает в себя  служение социальному благу, профессиональную компетентность, гласность в осуществлении своих действий, дисциплинированность, а также стремление к анализу более широкого круга моментов и результатов принимаемых управленческих решений [2, с. 109]. Эффективность государственной службы, несомненно, зависит от организационной культуры, которая считается итогом неоднократного взаимодействия государственных служащих, их персональных ценностей, убеждений, поиска приемлемых норм поведения, рассредотачивания ролей, выработки способов и методов взаимодействия.

Опираясь на утверждение, что эффективная организационная культура — это высокоэффективное конкурентное преимущество, организационная культура определяет отношение персонала практически ко всем аспектам деятельности: к выполняемой работе, к коллегам, к клиентам, к руководству организации, порой даже к внеслужебной деятельности, что, естественно, напрямую сказывается на положительном имидже организации. Однако это становится возможным только в том случае, если организационную культуру целенаправленно формируют и поддерживают.

Можно выделить следующие основные этапы работы по формированию эффективной организационной культуры. Во-первых, необходимо определить стратегии, основные цели, а также ценности в работе государственных служащих. Во-вторых, изучить уже сложившеюся организационную культуру. В- третьих, разработать необходимые организационные мероприятия, которые будут направлены на развитие ценностей и образцов поведения. В-четвёртых, провести такие воздействия на организационную культуру, которые изжили бы негативные ценности. В-пятых, провести оценку успешности воздействий на организационную культуру и внести необходимые коррективы [3, с. 97].

Карьера, престиж, правовой статус, дисциплина, компетентность, профессиональная этика - это ценности в системе государственной службы. Сформированную организационную культуру государственных служащих нужно постоянно поддерживать и укреплять.

Одним из элементов формирования организационной культуры государственных служащих можно отнести обучение и наставничество. К примеру, главной задачей профессионального обучения государственных служащих считается подъём профессионального уровня, а также подготовка сотрудников, которые станут обладать умениями в всевозможных областях знания.

В поддержании и укреплении организационной культуры огромное значение имеет система мотивации и стимулирования. Так как уровень материальной обеспеченности государственных служащих невелик, в следствие этого непросто заинтересовать высокопрофессиональных сотрудников на государственную службу. Степень денежного содержания государственных служащих слабо находится в зависимости от итогов их труда. Некоторые специалисты говорят, что именно низкое денежное содержание государственных служащих, стало толчком к взяточничеству в системе государственной службы [4, с. 109].

К сожалению, процесс формирования организационной культуры длительный и сложный.  При этом организационная культура нуждается в постоянном развитии и инновациях.

Таким образом, в целях формирования организационной культуры, вызывающей доверие к государственной организации в публичном пространстве, желательно определить комплекс специальных мероприятий для формирования корпоративной культуры и выявить основные тенденции развития корпоративного поведения.

 В этом аспекте важно обратить внимание на специальные мероприятия, учитывающие особенности межнациональных, религиозных отношений, гендерное равенство, а также специфику региона. Профессионально подготовленные и тщательно проработанные в этих аспектах мероприятия, проводимые в организации, могут стать эффективным инструментом формирования организационной культуры, создавая основы командного духа, стимулируя мотивацию, повышая информирование персонала, разъясняя стратегию развития организации и формируя стиль работы единой и сплоченной команды профессионалов — государственных служащих.

Грамотное формирование организационной культуры и воспитание корпоративного поведения способствует укреплению кадрового состава, предотвращению утечки высокопрофессиональных кадров, нейтрализации конфликтных ситуаций, как в коллективе, так и в социуме, реализации функции психологического «предохранительного клапана» при сложных ситуациях.

Важно учитывать такой факт, что участие в общественно-значимых мероприятиях развивает у сотрудников чувства корпоративной гордости за принадлежность к данной организации, конкретному профессиональному сообществу государственных служащих. С целью создания бесконфликтных взаимоотношений между людьми и благоприятной деловой обстановки, исключения и предупреждения кризисных ситуаций в коллективе, нельзя упускать из вида аспекты организационной культуры, относящиеся к формированию культуры межнациональных отношений.

Вывод. Таким образом, необходимо отметить, что организационная культура — это сложный комплексный фактор управления, способный при грамотном применении привести организацию к успеху, процветанию и стабильности. Специалистам по корпоративной культуре государственных структур необходим поиск новых форм проведения как корпоративных, так и общественно-значимых мероприятий, способствуя сплочению коллектива.

Как правило, при рассмотрении вопросов организационной культуры акцентируется внимание на мотивации, символике, имидже, т. е. внешних составляющих, но организационная культура, прежде всего, есть система ценностей организации, иерархически выстроенная целостная система идеалов внутри организации и поэтому, необходимо для специалистов, занимающихся вопросами организационной культуры на государственной службе, разрабатывать программы по формированию культуры понимания, восприятия национальных и религиозных различий. Учет «национальной и религиозной составляющей» в вопросах формирования организационной культуры поможет решить проблемы позитивного или негативного межэтнического взаимодействия общества и государственных служащих. Неосвоенным остается дискурс общероссийской идентичности, не хватает компетенций воплотить его на уровне конкретных корпоративных и районных мероприятий, что могло бы оказывать положительное влияние на эффективность реализации Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)», позитивно воздействуя на гражданско-национальное сознание россиян.

Организационная культура с учетом «национальной и религиозной составляющей» в условиях трансформации межнациональных отношений оказывает существенное влияние на состояние социально-психологического микроклимата в обществе.

 

Список литературы:

1.                Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс

2.                Смирнова В.Г. Организационная культура: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт. 2014. 306 с.

3.                Стеклова О. Е. Организационная культура: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2017. 127 с.

4.                Шамарова Г.М. Развитие организационной культуры в сфере бизнеса и власти // Основы экономики, управления и права. 2014. №4 (16). С.107-111.

5.                 Управление персоналом. Словарь — справочник URL: http://www.psyfactor.org/personal/personal14-03.htm [Электронный ресурс] (Дата обращения 25.06.2018) 

Сведения об авторе:

Горлова Ирина Петровна – магистрант, Российская академия народного хозяйства  и государственной службы при президенте Российской Федерации, Липецкий филиал, РФ, e-mail: lipneon@mail.ru

 

ORGANIZATIONAL CULTURE AS A FACTOR OF EFFECTIVE GOVERNMENT MANAGEMENT

I.P.Gorlovа

Abstract. In the context of socio-cultural transformations of modern Russia, the reform and development of the public service institution, the aspect of improving the organizational culture of civil servants is one of the main driving forces determining the modernization of the civil service, a key strategic tool to improve the efficiency of solving public tasks and the stability of society.  Within the framework of this article, the author defines the concept, components of the organizational culture, the process of formation and significance for public administration.

Keywords: organizational culture, public service, civil servant, an integral system of ideals.

References:

1.                Decree of the Government of the Russian Federation No. 718 of August 20, 2013 (Edited on August 25, 2015) "On the Federal Target Program" Strengthening the Unity of the Russian Nation and the Ethno-Cultural Development of the Peoples of Russia (2014-2020) "// Consultation and Legal System Consultant Plus

2.                Smirnova V.G.  Organizational culture: a textbook for academic baccalaureate.  Moscow: Yurayt Publishing House.  2014. 306 p.

3.                 O. Steklova. Organizational Culture: Textbook.  allowance.  Ulyanovsk: UlSTU, 2017. 127 p.

4.                 Shamarova G.M.  Development of organizational culture in the sphere of business and power // Fundamentals of Economics, Management and Law.  2014. № 4 (16).  P.107-111.

5.                Personnel management.  Dictionary - reference URL: http://www.psyfactor.org/personal/personal14-03.htm [Electronic resource] (Date of circulation on 25.06.2018)