ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЯ В ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ

Воронов Н.А.

старший преподаватель, к.б.н., доцент

ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, Ярославль

 

Аннотация. Современный спорт предъявляет высокие требования к психологическому состоянию спортсмена, характеристикам его личности, уровню когнитивных процессов. Одна из важнейших составляющих подготовки спортсмена – психологическая, которая способствует эффективному проведению иных видов подготовки, а также служит успешным условием подготовки на соревнованиях. 

Ключевые слова: спорт, спортсмены, хоккей, вратарь, соревнования.

 

Рассмотрим особенности психологической подготовки вратаря в хоккее с шайбой. Вратарь – единственный человек, который может повлиять на исход не одного матча, а серии. От его деятельности во многом зависит результат игры команды. Игра вратаря связана с большим напряжением и большой ответственностью. По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной тогда, когда его общий коэффициент надёжности начинается с 92,0 процентов.

В хоккейной команде центральная роль принадлежит голкиперу. Во время матча он испытывает наиболее сильное психологическое напряжение, и поэтому его психологическая подготовка заслуживает особого внимания со стороны тренера. Особенно значим в этом отношении возраст, когда хоккеисты попадают в молодежные команды, и этот период является важнейшим периодом формирования спортивного мастерства, отдельных сторон его подготовленности. Именно в этот период в основном завершается физическое и психическое развитие спортсмена, и в то же время наблюдаются более «острые» реакции на экстремальные ситуации специфической спортивной деятельности. Для надёжной защиты ворот своей команды, в первую очередь, от голкипера требуется спокойствие, быстрая реакция, уверенность и умение концентрироваться.

Общая цель психологической подготовки вратаря – развить психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного мастерства, психической устойчивости к выступлению в ответственных соревнованиях [2].

Одновременно с общими психическими качествами, необходимыми для спортсмена – хоккеиста в целом (а именно – воля, целеустремлённость, дисциплинированность, объёма и распределения внимания, тактического мышления, способности управлять своими эмоциями), в процессе психологической подготовки вратаря в хоккее с шайбой необходимо обращать внимание также на такие аспекты, как:

·                   развитие уверенности в себе, своих силах и способностях;

·                   мотивирование к постоянному совершенствованию на протяжении всей спортивной карьеры;

·                   поддержание на высоком уровне произвольного внимания и умственной работоспособности;

·                   развитие скорости реагирования и точности двигательной реакции;

·                   развитие способности к предвидению хода событий в процессе игры.

Одной из важнейших задач психологической подготовки вратаря также является создание оптимального для соревновательной деятельности уровня эмоциональной напряжённости. Успех спортивной деятельности увеличивается через снятие или уменьшение эмоциональной напряжённости [1].

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывают большое влияние на активность вратаря в процессе учебно – тренировочных занятий и на эффективность игровых действий. Для вратаря во время игры характерны ярко выраженные положительные и отрицательные состояния, которые определяются удачами и неудачами. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают спортсмену сохранять нужную координацию и точность движений, тактическое мышление.

В настоящее время существуют различные виды методик предсоревновательной  психологической подготовки, а именно – идеомоторная тренировка, визуализация, мысленное воспроизведение, мысленная репетиция. Данная подготовка помогает вратарю мысленно воспроизводить игровые промежутки, в которых он выступил наиболее удачно и тем самым возвращает позитивные эмоции и ощущения.  

Очень важно, чтобы на протяжении сего матча вратарь показывал  стабильно хороший результат. Для этого необходимо удерживать внимание, использовать самовнушение, настраивать себя, что не нужно отвлекаться, быть внимательнее. Разговор вратаря самого с собой является аутогенной тренировкой, которая состоит в правильном настроенной ЦНС через произносимое человеком (в данном случае – вратарём) слово [3].

Необходимо продумать игровые моменты или движения, которые требуют мысленной репетиции перед тем, как начать идеомоторную тренировку. В данном случае необходим совет опытного и профессионального тренера.

В настоящее время различают два метода идеомоторной тренировки:

·                   внешняя визуализация, когда голкипер, мысленно выполняя то или иное движение, видит себя со стороны;

·                   внутренняя визуализация,  когда голкипер помещает себя в представляемую в уме игровую ситуацию и стремится прочувствовать выполняемые мысленно движения, словно если бы это происходило в действительности.  

Оба метода являются достаточно эффективными, но каждый вратарь должен самостоятельно для себя решить, какой из данных методов подходит именно для него, какой получается лучше.

Идеомоторная тренировка эффективно не только на тренировках, но также в перерывах между периодами, а также во время непродолжительных остановок в игре. Рекомендуется в такие моменты сочетать данный вид тренировки с дыхательными упражнениями с целью снятия психологического и физического напряжения вратаря. Использование идеомоторной тренировки будет эффективно тогда, когда она будет постоянной. Перерыв хотя бы в течение пяти – семи игр может привести к тому, что те результаты, которые были достигнуты ранее, будут значительно снижаться.   

Использование идеомоторной тренировки не исключает применение других психологических приёмов и способов подготовки, которые также успешно реализуются в разных хоккейных школах. Идеомоторная тренировка отлично дополняет и физические тренировки, повышая уровень готовности вратаря во время матча. Также в процессе данных подготовок вратаря осуществляется повышение уровня надёжности. Надежность и результативность игровой деятельности определяется не только разносторонней подготовленностью вратаря, но и его готовностью к игре.

Список литературы:

1.  Воронин С.М. Особенности личностно-ориентированной физической подготовки / С.М. Воронин, Н.А. Воронов, Л.Ю. Шалайкин, Е.В. Игнатова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 2. С. 233 – 235.

2.  Крутских В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 15 – 16 лет на этапах подготовительного этапа. М., 2002. – 20 с.

3.  Левина И.И. О некоторых аспектах психологической подготовки вратаря в хоккее с шайбой // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2017. № 1. С. 46 – 49.

Сведения об авторе:

Воронов Николай Андреевичстарший преподаватель, к.б.н., доцент, ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, n.shipov@uniyar.ac.ru

 

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF THE GOALKEEPER IN ICE HOCKEY

Voronov N.A.

Abstract. The modern sport places great demands on psychological state of the athlete, characteristics of his personality, level of cognitive processes. One of the most important components of training of the athlete – psychological which promotes effective carrying out other types of preparation and also serves as a successful condition of preparation at competitions.

Keywords: sport, athletes, hockey, goalkeeper, competitions.

References:

1. Voronin S.M. Features of the personal focused physical training / S.M. Voronin, N.A. Voronov, L.Yu. Shalaykin, E.V. Ignatova//the Messenger of the Kostroma state university of N.A. Nekrasov. Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sotsiokinetika. 2015. T. 21. No. 2. Page 233 – 235.

2. Krutsky V.V. Features of physical training of hockey goalkeepers of 15 - 16 years at stages of a preparatory stage. M, 2002. – 20 pages.

3. Levina I.I. About some aspects of psychological training of the goalkeeper in ice hockey//Problems of development of physical culture and sport in the new millennium. 2017. No. 1. Page 46 – 49.