ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аксенова С.А.

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский

государственный университет им. Н. П. Огарёва, Россия, г.Саранск

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных проблем организации классного руководства в системе средних профессиональных образовательных организаций, определены приоритетные задачи, направления и принципы деятельности классного руководителя колледжа по профессиональному воспитанию студентов.

Ключевые слова: система среднего профессионального образования, колледж, студент, классный руководитель, патриотическое, культурное, нравственное воспитание личности.

Специфика работы в системе среднего профессионального образования схожа со школьной системой, хотя есть и незначительные отличия. Для педагога всегда на первом месте образование учащихся, их воспитание и становление личности. Замечено, что когда ученики приходят в среднюю школу после начальной, то многие теряются, не знают как себя вести с таким большим количеством учителей, с такими разными людьми, с таким огромным разнообразным учебным материалом и уменьшением контроля со стороны учителей за ними. Конечно, в начальной школе всего один учитель, а здесь сразу столько много. Но есть классный руководитель и вот именно он становится тем центром духовного развития учащихся, тем маяком, который укажет куда идти, как поступить. И в тоже время  действительно больше свободы, больше самостоятельности. Так оно и должно быть. Меняется специфика, взгляд на ученика со стороны учителя: ты в средней школе, ты повзрослел, значит должен уметь вести себя правильно, грамотно, ответственно. Когда учащиеся становятся студентами, то процесс привыкания к новому месту учебы, к новой ступени образования, повторяется снова. И опять по кругу. Сегодняшние первокурсники, которые еще вчера всего боялись и выглядели испуганными, уже освоились в стенах колледжа и начали себя проявлять в хороших начинаниях. В их поведении, характере уже чувствуется стержень и самоуважение к себе: они студенты колледжа, и это накладывает на них огромную ответственность, сознание того, что за тебя никто ничего не сделает, это должен делать только ты. Это конечно поднимает их в собственных глазах и вызывает уважение к себе, ибо знать, что ты кому-то нужен, что ты учишься в колледже, многого стоит [3, с. 571].

Чтобы лучше узнать студентов классному руководителю приходится просмотреть их личные дела, посетить местожительство некоторых студентов в общежитии, прийти к ним на занятия, встретиться после занятий, установить связь с родителями, провести родительские собрания. И конечно, основной формой общения со студентами были и остаются классные часы [2, с. 119].

Данная идея для нас преподавателей очень удачная, для студентов - явно не очень. Они считают классные часы только тем мероприятием, которое отнимает у них их драгоценное время. Однако это не так. Ведь именно в это время и происходит узнавание и закрепление чего-то нового и важного для них. Воспитание очень тонкая вещь.

Пообщавшись с моими студентами, приобретаешь мнение, что они все знают, все слышали и их уже ничем не удивишь и не обрадуешь. Очень меня поразила их позиция: мы студенты 5-го курса, что хотим, то и делаем. В противовес я им сказала следующее: «Вы - студенты, считаете себя взрослыми, что хотите то и делаете. Я - преподаватель, следовательно, выше вас по социальному статусу, и, стало быть, могу делать все что захочу, но ведь не делаю! Почему? Да просто потому, что только истинно взрослый человек в праве отвечать за свои поступки и согласовывать их с реальной действительностью. А раз вы нарушаете установленную дисциплину и правила, то вас еще рано считать взрослыми».

Конечно, мне хочется верить в то, что это просто юношеский максимализм, студенческая безнаказанность, что в их душах, делах, поступках все же наблюдается определенная ответственность, что, кстати, отмечают все преподаватели, которые ведут у них дисциплины.

На предложенных классных часах я постаралась провести несколько тестов по выявлению характеров студентов, сплоченности их как коллектива. Им было интересно отвечать на вопросы тестов и затем слушать обобщенную информацию о себе. Кто-то в очередной раз убедился в том, что он - холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник, экстраверт или интроверт (общительный или застенчивый). Сплоченность коллектива определялась как хорошая. Разбирались и вспоминались ситуации, связанные с этикетом и поведением в общественных местах. Разговаривали и о патриотическом воспитании, об их желании служить в армии.

Обязательно нужно говорить ребятам об их социальном и общественном предназначении, об их роли в настоящем и будущем страны, о престиже выбранной профессии. Это, знаете ли, поддерживает их или даже подстегивает, накладывает на их личное восприятие жизни определенные обязанности.

Несмотря на то, что у старшеклассников имеют место различные виды самоопределения (ролевое, профессиональное, самоопределение в семейно-бытовой сфере, социальное и др.), личностное самоопределение задает личностно ценную ориентацию на приобретение конкретного места в системе социальных связей, т.е. задает социальное самоопределение [1, с. 189]. На базе социального самоопределения формируются требования к конкретной профессиональной сфере, осуществляется (безусловно, и под воздействием множества иных условий) профессиональное самоопределение [1, с. 193].

И еще один аспект хотелось бы отметить: об их роли в будущей семье. Какими должны быть мужья и отцы своих будущих детей, об их ответственности за будущее потомство, за их воспитание и содержание.

На последнем классном часе состоялась беседа о проблемах СПИДа и ВИЧ - инфекции. Это очень болезненная и моральная тема. Конечно, было отпущено несколько шуточек по этому поводу, однако посмеялись и затихли, как-то по- взрослому блеснули глаза...

Межличностные отношения в группе играют очень важную роль. Спокойствие, ровное отношения студентов между собой, способствует повышению доверия между ними, повышает творческую самоотдачу и стимулирует многих к повышению уровня и качества образования, способствует уверенности в правильности выбранной будущей профессии.

Классные часы с приглашением специалистов из правоохранительных органов, из наркодеспансера, из поликлиники, беседы классного руководителя со студентами, во многом способствуют тому, что уменьшается количество правонарушений среди студентов, поскольку им объясняют их обязанности и права, знакомят с новыми приказами и постановлениями, объясняют вред применения наркотиков, табака и алкоголя. Показ специальных фильмов наглядно показывает им как надо и как не надо себя вести в определенных жизненных ситуациях. И если студенты имеют голову на плечах, имеют твердые жизненные позиции по отношению к определенным ситуациям, то они постараются не совершать подобных злодеяний, поскольку имеют хорошие примеры из жизни, кино и литературы.

Духовно-нравственное воспитание и народные традиции являются неотъемлемой частью воспитания в целом, ибо это одна из главных тенденций воспитания человека в целом. Ибо только гармонично развитая личность способна помнить свое прошлое, жить настоящим и задумываться о будущем, будь то профессия или дети. Все это говорит о любви к другим национальностям, говорит о любви к своей Родине, к ее незабываемым традициям.

Воспитание подрастающего поколения в духе любви к отчизне, подготовка его к жизни в самом широком смысле - одна из важнейших задач нашего современного общества.

А вообще методов организации воспитательной работы в студенческой группе очень много и все зависит от преподавателя, студентов и обстоятельств.

Но главную суть этого процесса хотелось бы, чтобы придерживались все: воспитать гармонично развитую личность, придерживающуюся основных человеческих ценностей и нравственных принципов, которые приняты в нашем обществе и испокон веков передаются из поколения в поколение.

Мотивационная сфера личности многогранна. Определяющей в ней является мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность выступает не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть ею, стать субъектом профессионального мастерства - вот к чему стремится сегодня воспитание студентов в колледже. Этому стремлению подчинено и появление ФГОС III поколения, где четко прописаны профессиональные качества будущего мастера своего дела.

Список литературы:

1. Сергушина Е.С. Социально-профессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое явление // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2017. –№ 57-11. – С. 188-194.

2. Чеботарева Т. А. Функциональная роль классного руководителя в формировании личностных качеств выпускника колледжа // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 118-121.

3. Шкарин Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 570-573.

Сведения об авторах:

Аксенова Светлана Алексеевна – преподаватель ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

 

PROBLEMS AND EXPERIENCE OF THE ACTIVITY OF THE CLASS LEADER IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Aksenova S.А.

Abstract. The article is devoted to the consideration of modern problems of organization of classroom management in the system of secondary professional educational organizations, priority tasks, directions and principles of the activity of the class teacher of the college for the professional education of students are determined.

Keywords: system of secondary vocational education, college, student, class teacher, patriotic, cultural, moral education of the individual.

References:

1. Sergushina E.S. Socio-professional self-determination of high school students as a pedagogical phenomenon // Problems of Modern Pedagogical Education. - Yalta, 2017.-№ 57-11. - P. 188-194.

2. Chebotareva TA The functional role of the class teacher in the formation of personal qualities of a college graduate / / Actual problems of pedagogy: materials IV Intern. sci. Conf. (Chita, October 2013). - Chita: Publisher of the Young Scientist, 2013. - P. 118-121.

3. Shkarin D. Yu. Classroom leadership as a purposeful system of education / / Young scientist. - 2015. - №2. - P. 570-573.