АЛЕКСИТИМИЯ КАК психофизиологическая, педагогическая, медицинская ПРОБЛЕМА

 Искусных А.Ю.

 кандидат биологических наук

Воронежский государственный медицинский университет

им. Н.Н.Бурденко,

Россия, г.Воронеж

 

Аннотация. Алекситимия – сложный психофизиологический феномен, тесно связанный с эмоциональными, интеллектуальными, волевыми характеристиками личности,  негативно влияющий  на ее становление и здоровье человека в целом. Изучение алекситимии носит полидисциплинарный характер. Однозначной трактовки природы феномена в настоящее время не существует. Так как алекситимию обнаруживают и у больных психосоматическими заболеваниями и неврозами,  и у психически здоровых людей, данное расстройство относят не к причинам, а к факторам риска развития патологии.

Ключевые слова: алекситимия, эмоциональность, психологическая защита, копинг-стратегии, психосоматика, студенты.

Алекситимия (от греч.  α  (отрицание), λεξισ  («слово») и  θυμός («душа, чувства, мысли») (Р. Sifneos, 1972) -  психологическая проблема, связанная с выражением эмоций, с трудностями  в понимании чувств. Не осознаваемые и подавляемые чувства могут трансформироваться в телесно-вегетативные реакции, вызывая различные психосоматические явления.

Алекситимия в различных формах встречается у 5-25% условно здоровых  людей и не считается заболеванием. У лиц с алекситимией наблюдается неспособность к распознаванию и описанию  собственного эмоционального состояния  и эмоционального состояния других людей, трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, тип мышления «конкретный», недостаточность воображения, скудная речь. Лицам с алекситимией свойственна высокая тревожность,  инфантильность, неспособность активного вмешательства в обстоятельства жизни, низкий уровень удовлетворенности жизнью, высокая степень подверженности стрессовым воздействиям, трудности в межличностных отношениях [1].

Существуют три основные теории происхождения алекситимии: биологическая - теория, рассматривающая алекситимию как первичный процесс, обусловленный генетическими механизмами и особенностями развития головного мозга, теория травматической соматизации, согласно которой алекситимия - следствие полученной психологической травмы,  и теория социального научения, связывающая появление алекситимии в аспекте социальных и культурных факторов.

Считается, что алекситимия, определяемая врожденными причинами, не поддается коррекции.

В рамках этих теорий выдвигается несколько этиологических гипотез.

Гипотеза дефицита - в основе алекситимии  лежит застревающее на ранней стадии развитие, в пользу чего  свидетельствует использование  при алекситимии  незрелых форм психологических защит.

Гипотеза регрессии при травмировании. В результате психотравмы, наблюдается фиксация на травмирующем факторе,  регрессия на более раннюю стадию развития и  соматизация аффектов.

Гипотеза нейроанатомически - нейрофизиологинеского нарушения. Алекситимия может быть связана с различными нарушениями развития головного мозга (дефект мозолистого тела, билатеральная или аномальная локализация центра речи в правом полушарии) или с блокировкой импульсов от висцерального (эмоционального) мозга к коре, вследствие чего  пропадает способность осознавать и вербализовывать эмоции.

   Гипотеза социально - психологического формирования реакции. Алекситимия - феномен приспособления к индустриальному обществу, в котором требуется конкретно-реалистическое, эмоционально слабоокрашенное поведение.

В рамках функциональной алекситимии рассматривают несколько ее типов: педагогическую, психологическую и лингвистическую [2].

Педагогическая алекситимия развивается в случае, если человек в детстве не приобретает опыта обозначения чувств. Этот тип алекситимии наиболее характерен для мальчиков, что связано с гендерными педагогическими стереотипами (с мальчиками редко говорят об их чувствах, одобряется их подавление).

Алекситимия может быть следствием неправильных подходов в воспитании (отвергающее, противоречивое, гиперопека, гипоопека) и  находится в прямой зависимости от характера отношений в системе "мать - ребенок" в раннем детстве. Нормальное     развитие    ребенка  связано с    постепенной    сепарацией от матери и  развитием  саморегулирующих стратегий. Известно, что алекситимия у матерей коррелирует с алекситимией у их детей [3].

Алекситимия может быть как стабильной  характеристикой личности, так и преходящим состоянием,  может возникнуть у любого человека в определенных жизненных ситуациях. Чем меньше эмоция осознается и проявляется в виде конкретного чувства, тем более выражены ее вегетативные компоненты, расстройства в работе органа или системы, хотя  до настоящего времени  связь алекситимии с психосоматическими расстройствами однозначно не доказана.

Алекситимия была описана при ишемической болезни сердца, первичной артериальной гипертензии, сахарном диабете, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифическом язвенном колите, болезни Крона, злокачественных новообразованиях [4].

Показано, что алекситимия сопровождается снижением показателей клеточного и гуморального иммунитета, повышением активности симпатико - адреналовой и гипоталамо - гипофизарной систем, существует корреляция между выраженностью алекситимии и содержанием кортизола, адренокортикотропного гормона и норадреналина [5].

При этом только 25%  психосоматиков  алекситимичны,  значит однозначных причинно- следственных связей между алекситимией и психосоматическими расстройствами нет, при этом наличие алекситимичных черт затрудняет лечение.

Алекситимия  - особое психологические состояние, требующее изучения и диагностики. Среди опросников особую популярность приобрела Торонтская Алекситимическая Шкала (ТАШ, ТАS-26) созданная Г. Тэйлором с соавторами.  Опросник был переведен и адаптирован в Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева и  был использован для определения алекситимического статуса студентов.

В процессе исследования приняли участие 160 студентов, 44 юноши  и 116 девушек в возрасте 19±1 лет. Исследования проводились на добровольных началах,  с соблюдением этических норм.

Неалекситимичных студентов оказалось 73 человека (45,6%). Алекситимичных выявлено  27 человек (16,9%). По полученным данным юноши страдают алекситимией в меньшей степени (11,36%), чем девушки (19%).

С использованием опросника Плутчика- Келлермана- Конте  проведено исследование напряженности психологических защит у студентов с разным алекситимическим статусом. Показано, что у девушек, страдающих алекситимией, повышен уровень регрессии и замещения (р˂0,01), у юношей с алекситимией повышен уровень замещения и гиперкомпенсации (р˂0,05). У девушек в группе риска выявлен повышенный уровень регрессии (р˂0,05).

           Таким образом, при алекситимии могут в значительной мере проявляться  не только ранние формы психологической защиты, такие как регрессия, но и более зрелые – замещение и гиперкомпенсация, способствующие адаптации.

Была исследована степень выраженности  эмоциональности (по методике Суворовой В.В.) у тех же студентов. Установлено, что эмоциональность девушек в среднем выше, чем у юношей (р˂0,01). Эмоциональность в группах юношей и девушек - алекситимиков достоверно выше, чем в группах юношей и девушек с нормальными показателями по шкале TAS (р˂0,01).

Полученные результаты могут свидетельствовать в пользу представлений об алекситимии как психологическом защитном механизме, направленном на блокирование эмоций.

     Для оценки преобладающего типа копинг-поведения у студентов была выбрана методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман и др., адаптированный вариант Т.А.Крюковой).  

У юношей и девушек, относящихся к группе риска по алекситимии и к группе не имеющих алекситимических признаков (норма) копинг-поведение в подавляющем большинстве случаев ориентировано на решение задачи. В группе юношей и девушек  с алекситимией значительно выражена стресс-преодолевающая стратегия, ориентированная на эмоции. У большинства девушек с алекситимией она является преобладающей.

  Психолого-педагогическая работа по преодолению алекситимических проявлений, как у педагогов, так и у обучающихся, является важной задачей. Алекситимия как явление, вносящее существенный вклад в психологическое, физиологическое состояние и здоровье в целом, требует психологической коррекции. Общие принципы психологического сопровождения лиц с алекситимией должны учитывать их личностные особенности и включать эмоциональную поддержку,  опору на невербальные средства взаимодействия, развитие вербального мышления, создание условий для осознания внутреннего состояния,  повышения самооценки и формирования положительного образа будущего. 

Список литературы:

1. Брель Е.Ю.  Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. – 2012. - №3 (51). -  С. 173 - 176.

2.  Трунов  Д.Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии // Вестник Пермского университета, Сер. Философия, психология, социология. – 2010. - вып. 2 (2). – С.93 - 99.

3 . Есин  Р.Г., Горобец Е.А., Галиуллин К.Р., Есин О.Р.  Алекситимия – основные направления изучения // Журнал неврологии и психиатрии. -  2014. -  №12. -  С. 148 - 151.

4.  Грекова Т.И., Провоторов В.М., Кравченко А.Я., Будневский А.В. Алекситимия в структуре личности больных ишемической болезнью сердца // Клиническая медицина. – 1997. -  №11. – С. 32 - 34.

5.  Henry J.P., Haviland M.G., Cummings M.A. et al. Shared neuroendo - crine patterns of post - traumatic stress disorder and alexithymia //  Psychosom.  Med.  -  1992. -  V. 54 (4). – P. 407 - 415.