АЛЕКСИТИМИЯ КАК психофизиологическая, педагогическая, медицинская ПРОБЛЕМА
Искусных А.Ю.
кандидат биологических наук
Воронежский государственный медицинский университет
им. Н.Н.Бурденко,
Россия, г.Воронеж
Аннотация.
Алекситимия – сложный психофизиологический феномен,
тесно связанный с эмоциональными, интеллектуальными, волевыми характеристиками
личности, негативно влияющий на ее становление и здоровье человека в целом.
Изучение алекситимии
носит полидисциплинарный характер. Однозначной трактовки
природы феномена в настоящее время не существует. Так как алекситимию
обнаруживают и у больных психосоматическими заболеваниями и неврозами, и у психически здоровых людей, данное
расстройство относят не к причинам, а к факторам риска развития патологии.
Ключевые слова: алекситимия,
эмоциональность, психологическая защита, копинг-стратегии,
психосоматика, студенты.
Алекситимия (от
греч. α (отрицание),
λεξισ («слово»)
и θυμός («душа,
чувства, мысли») (Р. Sifneos,
1972) - психологическая
проблема, связанная с выражением эмоций, с трудностями в понимании чувств.
Не осознаваемые и подавляемые чувства могут трансформироваться в
телесно-вегетативные реакции, вызывая различные психосоматические явления.
Алекситимия в различных формах встречается у 5-25% условно здоровых людей и не считается заболеванием. У лиц с
алекситимией наблюдается неспособность к распознаванию и описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей,
трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, тип
мышления «конкретный», недостаточность воображения, скудная речь. Лицам с
алекситимией свойственна высокая
тревожность, инфантильность,
неспособность активного вмешательства в обстоятельства жизни, низкий уровень
удовлетворенности жизнью, высокая степень подверженности стрессовым воздействиям,
трудности
в межличностных отношениях [1].
Существуют три основные теории происхождения алекситимии: биологическая -
теория, рассматривающая алекситимию как первичный процесс, обусловленный генетическими
механизмами и особенностями развития головного мозга, теория травматической
соматизации, согласно которой алекситимия - следствие полученной
психологической травмы, и теория
социального научения, связывающая появление алекситимии в
аспекте социальных и культурных факторов.
Считается,
что алекситимия, определяемая врожденными причинами, не поддается коррекции.
В
рамках этих теорий выдвигается несколько этиологических гипотез.
Гипотеза
дефицита - в основе алекситимии лежит застревающее на ранней стадии развитие,
в пользу чего свидетельствует использование
при алекситимии незрелых форм
психологических защит.
Гипотеза
регрессии при травмировании. В результате психотравмы, наблюдается фиксация на травмирующем факторе, регрессия на более раннюю стадию развития
и соматизация
аффектов.
Гипотеза
нейроанатомически - нейрофизиологинеского
нарушения. Алекситимия может быть
связана с различными нарушениями развития головного мозга (дефект мозолистого
тела, билатеральная или аномальная локализация центра речи в правом полушарии)
или с блокировкой импульсов от висцерального
(эмоционального) мозга к коре, вследствие чего
пропадает способность осознавать и вербализовывать
эмоции.
Гипотеза социально - психологического
формирования реакции. Алекситимия
- феномен приспособления к индустриальному обществу, в котором требуется
конкретно-реалистическое, эмоционально слабоокрашенное поведение.
В
рамках функциональной алекситимии рассматривают несколько ее типов: педагогическую,
психологическую и лингвистическую [2].
Педагогическая
алекситимия развивается в случае, если человек в детстве не приобретает опыта
обозначения чувств. Этот тип алекситимии наиболее характерен для мальчиков, что
связано с гендерными педагогическими стереотипами (с мальчиками редко говорят об
их чувствах, одобряется их подавление).
Алекситимия
может быть следствием неправильных подходов в воспитании (отвергающее,
противоречивое, гиперопека, гипоопека)
и находится в прямой зависимости от
характера отношений в системе "мать - ребенок" в раннем детстве.
Нормальное развитие ребенка связано с
постепенной сепарацией от матери и развитием саморегулирующих стратегий. Известно,
что алекситимия у матерей коррелирует
с алекситимией у их детей [3].
Алекситимия может быть как стабильной характеристикой личности, так и преходящим
состоянием, может возникнуть у любого
человека в определенных жизненных ситуациях. Чем меньше эмоция осознается и
проявляется в виде конкретного чувства, тем более выражены ее вегетативные
компоненты, расстройства в работе органа или системы, хотя до настоящего времени связь алекситимии с психосоматическими
расстройствами однозначно не доказана.
Алекситимия была описана при ишемической болезни сердца,
первичной артериальной гипертензии, сахарном диабете, бронхиальной астме,
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифическом язвенном
колите, болезни Крона,
злокачественных новообразованиях [4].
Показано,
что алекситимия сопровождается снижением показателей клеточного и гуморального
иммунитета, повышением активности симпатико -
адреналовой и гипоталамо - гипофизарной систем,
существует корреляция между выраженностью алекситимии и содержанием кортизола,
адренокортикотропного гормона и норадреналина [5].
При этом только 25% психосоматиков алекситимичны, значит однозначных причинно- следственных
связей между алекситимией и психосоматическими расстройствами нет, при этом наличие
алекситимичных черт затрудняет лечение.
Алекситимия - особое психологические состояние, требующее
изучения и диагностики. Среди опросников особую популярность приобрела Торонтская Алекситимическая Шкала
(ТАШ, ТАS-26)
созданная Г. Тэйлором с соавторами. Опросник был переведен и адаптирован в
Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева и был использован для определения алекситимического статуса студентов.
В процессе исследования приняли участие 160 студентов, 44 юноши и 116 девушек в возрасте 19±1 лет.
Исследования проводились на добровольных началах, с соблюдением этических норм.
Неалекситимичных студентов оказалось
73 человека (45,6%). Алекситимичных выявлено
27 человек (16,9%). По полученным данным юноши страдают алекситимией в
меньшей степени (11,36%), чем девушки (19%).
С использованием
опросника Плутчика- Келлермана- Конте проведено исследование напряженности психологических защит у студентов с разным алекситимическим статусом. Показано, что у
девушек, страдающих алекситимией, повышен уровень регрессии и замещения
(р˂0,01), у юношей с алекситимией повышен уровень замещения и гиперкомпенсации (р˂0,05). У девушек в группе риска выявлен повышенный уровень
регрессии (р˂0,05).
Таким образом, при
алекситимии могут в значительной мере проявляться не только ранние формы психологической
защиты, такие как регрессия, но и более зрелые – замещение и гиперкомпенсация, способствующие адаптации.
Была исследована степень выраженности
эмоциональности (по методике Суворовой В.В.)
у тех же студентов.
Установлено, что эмоциональность девушек в среднем выше, чем у юношей
(р˂0,01). Эмоциональность в группах юношей и девушек - алекситимиков
достоверно выше, чем в группах юношей и девушек с нормальными показателями по
шкале TAS
(р˂0,01).
Полученные результаты могут свидетельствовать в пользу представлений об
алекситимии как психологическом защитном механизме, направленном на
блокирование эмоций.
Для оценки
преобладающего типа копинг-поведения у студентов была
выбрана методика «Копинг-поведение в стрессовых
ситуациях» (С.Норман и др., адаптированный вариант
Т.А.Крюковой).
У
юношей и девушек, относящихся к группе риска по алекситимии и к группе не
имеющих алекситимических признаков (норма) копинг-поведение в подавляющем большинстве случаев
ориентировано на решение задачи. В группе юношей и девушек с алекситимией
значительно выражена стресс-преодолевающая стратегия,
ориентированная на эмоции. У большинства девушек с алекситимией она является
преобладающей.
Психолого-педагогическая
работа по преодолению алекситимических проявлений, как у педагогов, так и у
обучающихся, является важной задачей. Алекситимия как явление,
вносящее существенный вклад в психологическое, физиологическое состояние и
здоровье в целом, требует психологической коррекции. Общие принципы
психологического сопровождения лиц с
алекситимией должны учитывать их личностные особенности и включать эмоциональную
поддержку, опору на невербальные
средства взаимодействия, развитие вербального мышления, создание условий для
осознания внутреннего состояния,
повышения самооценки и формирования положительного образа будущего.
Список литературы:
1. Брель Е.Ю. Проблема изучения алекситимии в
психологических исследованиях // Вестник КемГУ. –
2012. - №3 (51). - С. 173 - 176.
2. Трунов Д.Г. Виды и механизмы функциональной
алекситимии // Вестник Пермского университета, Сер. Философия, психология,
социология. – 2010. - вып. 2 (2). – С.93 - 99.
3 . Есин Р.Г., Горобец Е.А., Галиуллин К.Р., Есин О.Р. Алекситимия – основные направления изучения
// Журнал неврологии и психиатрии. -
2014. - №12. - С. 148 - 151.
4. Грекова Т.И., Провоторов В.М.,
Кравченко А.Я., Будневский А.В. Алекситимия
в структуре личности больных ишемической болезнью сердца // Клиническая
медицина. – 1997. - №11. – С. 32 - 34.
5. Henry J.P., Haviland
M.G., Cummings M.A. et al. Shared neuroendo - crine patterns of post - traumatic stress disorder and alexithymia // Psychosom. Med. -
1992. - V. 54 (4). – P. 407 -
415.