СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ПРОБЛЕМА РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЁВА

Патырбаева К.В.

ФГБОУ ВО Пермский государственный

национальный исследовательский университет, г. Пермь

Аннотация. В статье рассматривается проблема субъекта исторического процесса и роли личности в истории в философии В.С. Соловьёва. Показано, что под субъектом исторического процесса Соловьёв понимает не отдельные личности, а коллективный субъект – все человечество. Сделан вывод, что в философии всеединства Соловьёва личность играет значимую для истории роль только тогда, когда своими действиями способствует достижению общечеловеческой цели – окончательному воплощению божественной сущности мира и проявлению Царства Божия на Земле.

Ключевые слова: сущность исторического процесса, субъект исторического процесса, роль личности в истории.

В русской религиозной философии вопрос о роли личности в истории тесно связан с проблемой субъекта исторического процесса, а также представлениями о сущности исторического процесса в целом. Не является исключением и философская система В. Соловьёва.

В философии всеединства В.С. Соловьёва человечество предстаёт как единый организм и субъект истории. В рамках этой концепции формируется также взгляд В.С. Соловьёва на роль личности в историческом процессе.

  Одна из ключевых идей философии Соловьёва – идея духовного единства мира, которое распалось при сотворении мира Богом и которому мир должен вернуться через человечество. Реальный, сотворенный мир – теперь уже не единый мир, а мир становящегося единства. Как становящееся единство, мир развивается от простых состояний к состояниям более сложным. В своем развитии мир проходит следующие ступени: неживая материя; животное царство; человек, общество; богочеловечество. Таким образом, отпавший от Бога мир в своем развитии проходит стадию естественной эволюции (развитие до человека) и собственно исторический процесс, где главным участником становится человечество.

Человек – вершина развития природного мира, посредник между богом и миром. Человек выполняет особую функцию – он должен осуществить, завершить объединение распавшегося единства, сделать мир снова единым.

Человек – духовное существо, способное к бесконечному развитию. Главное в человеке – нравственность, он должен свободно подчинять свою волю служению «абсолютному добру», то есть богу и стремится к устроению богочеловеческого царства. Под богочеловечеством Соловьёв понимает вселенскую церковь, объединяющую все национальности и определяющую безусловные цели человечества – преодоление эгоизма и вражды, создание на земле Царства Божьего, где будут разрешены социальные противоречия.

Важно, что под субъектом исторического процесса Соловьёв понимает не отдельные личности, а коллективный субъект – все человечество. Только человечество и представляет собой, по Соловьёву, реальный субъект истории, только оно способно выступать деятельной силой исторического процесса. Лишь единство собирательной воли всех людей, человечества в целом выступает, согласно мыслителю, той силой, которая способна оказывать влияние на исторический процесс. Фактически, в концепции субъекта истории Соловьёва христианский универсализм преобладает над значением личного начала.

Решающее значение в концепции Соловьева придается общей цели существования всего человечества, которая придает смысл жизненным целям отдельных людей и определяет их ценность. История имеет свою цель и человечество должно эту цель реализовать. Вся история – это процесс достижения этой цели.

В магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), Соловьёв определял цель истории следующим образом: «цель мирового развития – уничтожение исключительного самоутверждения частных существ в их вещественной розни и восстановление их как царства духов, объемлемых всеобщностью духа абсолютного» [3, с. 121].

В «Оправдании добра» (1895) Соловьёв конкретизирует цель истории, утверждая, что она представляет собой окончательное воплощение метафизической, божественной сущности мира, проявление Царствия Божия на Земле. Становление Царства Божьего Соловьёв понимает как «установление совершенного нравственного порядка, осуществляемого новым человечеством». Вся история после Христа оказывается лишь подготовкой внешних условий для установления этого порядка [4]. В конечном счёте, идеальной целью истории в философии всеединства В. Соловьёва является восстановление всеединства человека в мире и мира с Богом путем построения Царства Божия на земле.

Смысл истории состоит, по Соловьёву, в том, что идеальное начало мира всё глубже проникает в противодействующую ему материальную среду и всё полнее овладевает ею. Это проявляется в том, что божественное осознает себя в человеке. В итоге, нравственный смысл жизни человека и смысл истории заключен в стремлении к реализации в действительности божественного порядка, в совершенствовании всего существующего. Эта борьба в конечном итоге должна привести к переходу от «зверочеловечества к богочеловечеству»,  завершив историю в её обычном понимании и открыв возможности для иного существования мира.  [1]

Человечество как субъект истории представляет собой единый развивающийся живой организм, «настоящий органический субъект исторического развития» [4, с. 145]. Единство человечества как субъекта, как «общечеловеческого организма», Соловьёв называет «Софией» или «душой мира». Душа мира не может находиться в состоянии покоя – она всегда стремится к определенной цели, поэтому возникает исторический процесс, в котором человечество движется от несовершенного состояния к совершенству, к обретению божественной сущности, утерянной ранее вследствие отпадения от Бога.

Факт, что человечество состоит из отдельных элементов, не мешает быть ему самостоятельным единым организмом, который, как верно отмечает А.И. Виноградов, существует у Соловьёва не в материальной, а в идеальной сфере, то есть представляет собой духовный, а не физический организм [1].

В качестве составных частей в человечестве как едином субъекте истории можно выделить племена и народы, которые важны для истории  лишь с точки зрения достижения её главной цели – нравственного развития и обретения Царства Божьего. Соловьёв объясняет роль различных народов в истории их различным вкладом в достижение этой общечеловеческой цели. Своё отношение к исторической роли народов в истории Соловьёв излагает в своей работе «Русская идея» (1888).  При этом он видит объединяющее начало различных наций в духовной сфере, утверждая, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [5, с. 187].

Сами по себе отношения между различными народами, складывающиеся в ходе истории, не имеют самостоятельного значения, а приобретают его лишь в общем плане, который Бог определяет для жизни человечества. «Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, – вот её истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога» [5, с. 187], – пишет В.С. Соловьев.

Являясь обособленными частями общечеловеческого организма, отдельные народы своим существованием должны обеспечивать жизнь этого организма как целого. Как замечает А.И. Виноградов, «существование любой части этого субъекта не имеет собственного значения, а приобретает его, участвуя в общем движении всех остальных частей» [1, с. 95].

Несмотря на первенствующую роль в истории всего человечества, отдельная человеческая личность также важна для Соловьёва. Развитие может осуществляться успешно, только при условии свободного развития личности, при активном ее воздействии на общественный прогресс, выражающем нравственные идеалы этих личностей.

Прогресс связывался Соловьёвым с совершенствованием внутреннего мира личности, а затем уже распространялся на внешний мир. Именно в человеческой личности в силу её бесконечного стремления к лучшему заключается источник и деятельное начало прогресса.

При этом, как отмечает Н.М. Кецкало, комментируя решение Соловьёва вопроса о роли личности в истории, «носителем прогресса является не всякая личность, а наиболее талантливая и предприимчивая, способная к подвигу» [2, с. 554]. При этом подвиг личности плодотворен только тогда, когда способствует развитию и совершенствованию обществу, не нанося ущерба человеческому достоинству. Человеческое же достоинство состоит не просто в победе ради новизны как таковой, а в том, чтобы «хранить пределы вечные, одинаково священные для прошедшего и для будущего» [2, с. 554].

В конечном счёте, в философии всеединства В. Соловьёва личность играет значимую для истории роль только тогда, когда своими действиями способствует достижению общечеловеческой цели – окончательному воплощению божественной сущности мира и проявлению Царства Божия на Земле.

Список литературы:

1.                Виноградов А.И. Представления В.С. Соловьева о субъекте истории // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2010. № 1. С. 92–98.

2.                Кецкало Н.М. Эволюция проблемы личности в истории философской мысли // Вестник МГТУ. Том 9. № 4. 2006. с.547555.

3.                Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1990, Т.2. – С. 3–138.

4.                Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1990, т. 1. – С. 47–548.

5.                Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.496 с. С. 186–204.

Сведения об авторе:

Патырбаева Ксения Вадимовна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, e-mail: philosmatem@mail.ru

 

SUBJECT OF THE HISTORICAL PROCESS AND THE PROBLEM OF THE ROLE OF THE PERSONALITY IN HISTORY IN PHILOSOPHY OF V.S. SOLOVYOV

Patyrbaeva K.V.

 Abstract. The article deals with the subject of the historical process and the role of the personality in history in the philosophy of VS. Solovyov. The subject of the historical process in philosophy of Solovyov is a collective subject and a personality plays a significant for history role only when contributes to the achievement of such universal goal as the realization of the Kingdom of God on the Earth.

Keywords: the essence of the historical process, the subject of the historical process, the role of the person in history.

References:

1. Vinogradov A.I. Views of V.S. Solovyov on the subject of history // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series «Philosophical Sciences». 2010. No.1. P. 9298.

2. Ketskalo N.M. Evolution of the problem of the personality in the history of philosophy // Bulletin of MSTU. Vol. 9. No. 4. 2006. p. 547-555.

3. Solovyov V.S. The crisis of Western philosophy (against the positivists) // Works in 2 volumes Moscow: Thought, 1990, Vol. 2. P. 3-138.

4. Solovyov V.S. Justification of the good. Moral philosophy // Works in 2 volumes - Moscow: Thought, 1990, Vol. 1. P. 47-548.

5. Solovyov V.S. The Russian idea // Russian idea / Comp. M.A. Maslin. Moscow: Republic, 1992. 496 p. P. 186-204.