МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Крюкова О.Н., Короткова С.Б.

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Россия, г. Воронеж.

 

Аннотация. Статья посвящена изучению оценке эффективности физической подготовки студентов медицинского ВУЗа. Диагностика проводилась по результатам оценки показателей сформированности интереса к физической культуре и фитнесу у студентов. Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, физическая культура.

Физическая подготовка студентов средствами фитнеса представляет собой подсистему с набором следующих структурных компонентов: мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивно-самообразовательный.

С целью диагностики реального состояния сформированности данных компонентов у студентов на контрольном этапе эксперимента был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 62 студента медицинской академии им. Н.Н. Бурденко 1 курса, обучающиеся на различных факультетах. Для максимальной однородности результатов, из числа обследуемых были исключены спортсмены и студенты, по состоянию здоровья, отнесенные к специальной медицинской группе.

Для проведения педагогического эксперимента сформированы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из студентов 1 курса основной медицинской группы здоровья.

Для решения задач исследования методом случайной выборки студенты были распределены на две группы, по физической и функциональной подготовленности испытуемые были примерно одинаковы.

Контрольная группа (n=30) занималась по типовой программе по физической культуре для высших учебных заведений неспортивного профиля.

Экспериментальная группа (n=32) занималась по специально разработанной методике с использованием фитнеса на основе модульной технологии обучения.

Диагностика проводилась по результатам оценки показателей сформированности интереса к физической культуре и фитнесу у студентов.

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой. Как показывают исследования [1], мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Данные ряда авторов показывают, что для студентов младших курсов спорт и физическая культура не являются ничем, кроме как учебной дисциплиной. Студенты-старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом [2].

Для решения поставленной задачи было проведен опрос по модифицированной анкете [3], целью которого являлось выявление ведущих мотивов и сформированности интереса к физической культуре.

Критериями оценки уровня развития мотивационно-ценностного компонента служили:

1.                Заинтересованность в занятиях физической культурой и фитнесом;

2.                Эмоциональная привлекательность;

3.                Волевая мотивация;

4.                Ценности здорового образа жизни.

Мотивы занятий физической культурой – главное условие их эффективности. Согласно данным анкетирования, 60% опрошенных студентов в целом положительно относятся к занятиям физической культурой, однако при этом 72% утверждают, что не всегда получают удовольствие от них и при условии необязательности занятий 54% респондентов не посещали бы их вовсе или, скорее всего их бы не посещали. Эти результаты говорят о неоднозначности отношения студентов к физической культуре в целом [4].

Эмоциональная привлекательность фитнеса оценивается студентами не очень высоко, ответы «всегда нравится» встречаются всего лишь в 16% ответов, но в свободное время в целом 66% ответивших предпочли бы провести время с друзьями, занимаясь физической нагрузкой или фитнесом. Эмоционально более привлекательными по сравнению со стандартной программой физической культурой в вузах кажутся занятия фитнесом более 60% студентам, участвовавшим в опросе, но при этом в свободное время примерно такое же количество ответивших предпочли бы заниматься другими видами деятельности.

Преобладающей мотивацией к занятиям физической культурой и фитнесом является желание стать более привлекательным физически (92% опрошенных), на втором месте стоит укрепление здоровья (87%). Более подробно мотивы, побуждающие и отталкивающие студентов от занятий фитнесом и физической культурой, будут рассмотрены ниже.

Оценка волевой мотивации, присутствующей на занятиях физической культурой и фитнесом, показала следующее: 52% не могут заставить себя в полную силу выполнять сложные и неинтересные упражнения, только 36% в состоянии заставить себя заниматься самостоятельно.

Очевидно, что повышение физической подготовки студентов невозможно без формирования у них положительной мотивации к собственному физическому развитию [5].

При анализе полученных данных опроса студентов с целью выявления факторов нежелания студентов заниматься физической культурой было выявлено следующее: 36% респондентов отметили отсутствие интереса к занятиям по стандартной методике, принятой в вузах неспортивного профиля, 32% отметили слабую физическую подготовку, 12% – невнимание со стороны преподавателя, неудобное расписание, непонимание ценности физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, а также боязнь получить травму во время занятий физическими упражнениями.

Наиболее высокой мотивацией к занятиям фитнесом, по мнению студентов, является коррекция фигуры – 84%, укрепление здоровья – 72%, снижение веса – 52%, снятие стресса – 48%, увеличение двигательной активности – 44%. Такие стимулы, как общение, развитие физических качеств, получение удовольствия от занятий и достижение большей уверенности в себе отметили меньше трети опрошенных.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что для популяризации физической культуры в вузе необходимо менять не только мотивацию студентов, но и форму организации занятий в соответствии с интересами современной молодёжи.

Чтобы привлечь студентов на занятия, недостаточно просто ужесточить требования по выставлению зачёта. Да и в случае успешности такого метода отдача будет невелика, так как, приходя на занятия только ради отметки в журнале посещаемости, студенты будут заниматься формально, следовательно, никакой пользы для своего здоровья не извлекут [6,7].

Исследование мотивационных особенностей студентов может служить исходным основанием для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств учебного процесса на занятиях физической культуры.

Студентам, участвовавшим в анкетировании, были предъявлены различные виды фитнес-направлений и предложено выбрать наиболее интересные и эффективные с их точки зрения.

Результаты опроса распределились следующим образом. На первом месте по популярности оказались танцевальные направления фитнеса (их выбрали 56% опрошенных). На втором месте аэробика (48%), третью позицию разделили степ-аэробика и йога (36%). Далее в порядке убывания предпочтений следуют аквааэробика, силовые направления, методики на основе единоборств и пилатес.

Результаты опроса были учтены при составлении методики тренировок с расширенным использованием фитнес-технологий. Кроме того, анализ научно-методической литературы позволил выявить приоритетные направления и их влияние на повышение двигательной активности студентов.

Список литературы:

1.                Усатов, А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / Усатов А.Н., Усатов В.Н.  // Вестник спортивной науки. - 2009. - №1. - С. 45-50.

2.                Панченко, И.А. Изучение мотивации студентов на занятиях физической культурой в вузе / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 3. - С. 242-244.

3.                Цицикишвили Н.И. Влияние занятий степ-аэробикой на компонентный состав тела студенток медицинского вуза / Н.И. Цицкишивли, О.Н. Крюкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 12 (58). – С. 260-261.

4.                Крюкова О.Н. Методика оптимизации двигательного режима с включением модульных технологий на занятиях физической культурой для студентов медицинских вузов / О.Н. Крюкова, Н.И. Цицкишвили, С.С. Артемьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 4 (120). – С. 271-275.

5.                Повышение надежности психологической подготовки юных волейболистов / А.В. Ежова, О.Н. Крюкова, И.Е. Плотникова, И.И. Гревцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. - № 10 (140). – С. 238-241.

6.                Крюкова О.Н. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физической подготовки студентов средствами фитнеса: автореферат дис. канд. пед. наук / О.Н. Крюкова. – Елец, 2014. – 20 с.

7.                Крюкова О.Н. Оптимизация физической подготовки студентов средствами фитнеса / О.Н. Крюкова, В.Н. Мезинов // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 4, № 24. – С. 71-76.

Сведения об авторах:

Крюкова Ольга Николаевна – доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, e-mail: baranca@inbox.ru

Короткова Светлана Борисовна – заведующая кафедрой кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Kryukova O.N., Korotkova S.B.

Absract. The article is devoted to the study of assessing the effectiveness of physical training of medical Students. Diagnosis was carried out on the basis of evaluation of indicators of interest in physical culture and fitness of students. The effectiveness of physical education will significantly increase if the level of positive motivation for systematic physical training is increased

Keywords: physical training, students, physical education

References:

1. Usatov, A. N. Additional classes in physical culture as a factor of increasing motor activity of students / Usatov A. N., Usatov V. N. / / Bulletin of sports science. - 2009. - No. 1. - P. 45-50.

2. Panchenko, I. A. study of motivation of students in physical education classes at the University / I. A. Panchenko, G. V. Rudenko / / Actual problems of Humanities and natural Sciences. - 2010. - No. 3. - P. 242-244.

3. Tsitsikashvili, N. And. Influence of step aerobics on componental structure of a body of students of medical University / N. And. Cockerelli, O. N. Kryukova // Socio-economic phenomena and processes. – 2013. - No. 12 (58). - P. 260-261.

4. Kryukova O. N. Method of optimizing motor mode including the modular technology on the physical training for medical students / O. N. Kryukova, N. And. Tsitskishvili, Artemieva S. S. // Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences. – 2013. No. 4 (120). - P. 271-275.

5. Improving the reliability of psychological training of young volleyball players / A.V. Ezhova, O. N. Kryukova, I. E. Plotnikova,I. I. Grevtseva / / Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft. – 2016. - No. 10 (140). – Pp. 238-241.

6. Kryukova O. N. Pedagogical ensuring the effectiveness of the process of physical training of students by means of fitness: abstract dis. kand. PED. Sciences / O. N. Kryukova. - Yelets, 2014. - 20 p.

7. Kryukova O. N. Optimization of physical training of students by means of fitness / O. N. Kryukova, V. N. Mezinov: // Psychology of education in multicultural environment. – 2013. – Vol. 4, No. 24. - P. 71-76.