КОМПОНЕНТНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Крюкова О.Н., Короткова С.Б.

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Россия, г. Воронеж.

Аннотация. Статья посвящена изучению отношения студентов медицинского вуза к физическому воспитанию. Установлено, что только треть опрошенных следит за своим физическим здоровьем. Кроме того, часть опрошенных не нуждается в профессиональной поддержке, а сами могут самостоятельно улучшить свое физическое состояние.

Ключевые слова: физическая подготовка, студенты, физическая культура.

Одним из компонентов педагогического обеспечения эффективности физической подготовки студента является рефлексивно-самообразовательный компонент, позволяющий достичь эффективности психолого-педагогического и физического воздействия на основе таких параметров, как длительность, систематичность, сбалансированность [1,2]. Данный компонент также может быть описан на уровне перечня компетенций: способность анализировать собственное психоэмоциональное и физическое состояние, определяемое процессом физической подготовки; способность диагностировать причины различного физического состояния организма; способность контролировать результаты и процесс физических тренировок [3, 5].

Диагностика рефлексивно-самообразовательного компонента (приобретение студентами собственного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать свое поведение; становление собственной позиции) проводилась методом анкетирования [6].

В результате проведенного анкетирования установлено, что 28% опрошенных стараются анализировать свое физическое состояние и степень утомления; 37% время от времени обращают внимание на свое состояния; 17% обращают на это внимание только в момент крайнего утомления; 18% не считают необходимым обращать на это внимание.

Кроме того, установлено, что 42% опрошенных ставят перед собой цель физического совершенствования, но не всегда достигают их; 22% ставят перед собой цели не часто, но стараются достигнуть их; 14% делают это редко и 22% считают, что это не нужно.

Владение рефлексивным анализом в области физической культуры. Результат анализа ответов на вопрос о самоконтроле потребляемого и расходуемого количества калорий следующий: 8% постоянно контролируют этот процесс, 19% считают это важным, но не всегда это делают, 43% редко обращают на это внимание, 30% никогда этого не делают.

Кроме того, установлено, что 25% респондентов стараются постоянно следить за своим весом, 48% считают это важным, но делают это не всегда, 15% изредка и 12% никогда этого не делают.

Анализируя результаты проведенного анкетирования, выяснилось, что на 32% испытуемых никак не влияет информация о тестировании, 64% она заставляет задуматься и оценить свои физические возможности в сравнении с результатами других студентов и лишь 4% отметили, что результаты тестирования подвигли их на более углубленные или на самостоятельные занятия физической подготовкой.

Сформированность умений в области физической культуры. В результате проведенного анкетирования установлено, что 59% опрошенных считают, что в состоянии самостоятельно разработать схему тренировок для себя, 27% могут разработать с помощью тренера, педагога или литературы, 14% ответили, что не в состоянии этого сделать.

Подобрать параметры для самоконтроля физического и функционального состояния самостоятельно могут 32%, остальные не обойдутся без помощи специалиста.

Для выявления уровней развития рефлексивно-самообразовательного компонента применялся метод экспертных оценок.

На рисунке представлены уровни развития рефлексивного компонента в процентах от общего числа опрошенных.

Рис. 1 Уровень развития рефлексивно-самообразовательного компонента физической подготовки студентов до проведения формирующего эксперимента

Список литературы:

1.    Цицикишвили Н.И. Влияние занятий степ-аэробикой на компонентный состав тела студенток медицинского вуза / Н.И. Цицкишивли, О.Н. Крюкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. - № 12 (58). – С. 260-261.

2.    Крюкова О.Н. Методика оптимизации двигательного режима с включением модульных технологий на занятиях физической культурой для студентов медицинских вузов / О.Н. Крюкова, Н.И. Цицкишвили, С.С. Артемьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - № 4 (120). – С. 271-275.

3.    Повышение надежности психологической подготовки юных волейболистов / А.В. Ежова, О.Н. Крюкова, И.Е. Плотникова, И.И. Гревцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. - № 10 (140). – С. 238-241.

4.    Крюкова О.Н. Педагогическое обеспечение эффективности процесса физической подготовки студентов средствами фитнеса: автореферат дис. канд. пед. наук / О.Н. Крюкова. – Елец, 2014. – 20 с.

5.    Крюкова О.Н. Оптимизация физической подготовки студентов средствами фитнеса / О.Н. Крюкова, В.Н. Мезинов // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 4, № 24. – С. 71-76.

Сведения об авторах:

Крюкова Ольга Николаевна – доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России, e-mail: baranca@inbox.ru

Короткова Светлана Борисовна – заведующая кафедрой кафедры физической культуры и медицинской реабилитации ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

COMPONENT APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS

Kryukova O.N., Korotkova S.B.

Abstract. The article is devoted to the study of the attitude of medical students to physical education. It is established that only one third of respondents watches the physical health. In addition, some of the respondents do not need professional support, and they can independently improve their physical condition.

Keywords: physical training, students, physical education.

References:

1. Tsitsikashvili, N. And. Influence of step aerobics on componental structure of a body of students of medical University / N. And. Cockerelli, O. N. Kryukova // Socio-economic phenomena and processes. - 2013. - № 12 (58). - P. 260-261.

2. Kryukova O. N. The method of optimization of the motor mode with the inclusion of modular technologies in physical education for students of medical schools/ O. N. Kryukova, N. So. Tsitskishvili, S. S. Artemieva / / Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. - 2013. - № 4 (120). - P. 271-275.

3. Improving the reliability of psychological training of young volleyball players / A.V. Ezhova, O. N. Kryukova, I. E. Plotnikova, I. I. Grevtseva // Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft. - 2016. - № 10 (140). – Pp. 238-241.

4. Kryukova O. N. Pedagogical ensuring the effectiveness of the process of physical training of students by means of fitness: abstract dis. kand. PED. Sciences / O. N. Kryukova. - Yelets, 2014. - 20 p.

5. Kryukova O. N. Optimization of physical training of students by means of fitness / O. N. Kryukova, V. N. Mezinov // Psychology of education in multicultural environment. - 2013. - Vol. 4, № 24. - P. 71-76.