СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ БИОСОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Воронов Н.А.
старший преподаватель,
к.б.н., доцент
ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной
обороны» Министерства обороны Российской Федерации, Ярославль
Аннотация. В данной работе раскрывается тема того, что
семья поддерживает и формирует здоровье своих членов. Рассматривая семью
как малую биосоциальную группу, необходимо принять
тот факт, что в основе состояния здоровья членов семьи лежат трудные причинно-следственные
связи здоровья со структурой семьи (например, кол-во членов семьи, число
поколений и т.д.), циклом развития, реализацией функций (например, медицинской,
социальной, психологической и т.п.).
Ключевые слова: семья, институт, социализация,
индивид, здоровье.
Пожалуй, для
начала, стоит разобраться в терминах, начнём с понятия «семья». Это социальный
институт, базовое звено общества, характеризующееся, в частности, некоторыми
признаками: добровольностью вступления в брачный союз; члены семьи объединены
бытом; вступлением в брачные отношения; рвением к рождению, социализации и обучению
детей.
Далее можно раскрыть само
представление слова социализация. Это процедура получения индивидом способностей,
необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых созданий,
чьи действия обусловлены биологически, человек как существо биосоциальное
нуждается в процессе социализации. Как говорила Г.М.
Андреева: «социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и
воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни». Она формируется
в трёх основных сферах. Первая – деятельность. Вторая – общение. Третья –
самосознание. Формирование в процессе социализации – это контролируемое,
определяемое постоянным получением социального опыта в условиях расширения
диапазона деятельности и общения развитие, оно немыслимо вне какого-либо рода
занятия [1].
Социализация происходит на протяжении всей нашей жизни, но некоторые из
наиболее важных социализации происходят в детстве. Итак, давайте поговорим о
самых влиятельных агентах социализации. Это люди или группы, ответственные за
нашу социализацию в детстве – включая семью, школу, сверстников и средства
массовой информации.
Нет лучшего способа начать, чем говорить о роли семьи в нашем социальном
развитии, поскольку семью обычно считают самым важным агентом социализации. Как
младенцы, мы полностью зависим от других, чтобы выжить. Наши родители или те,
кто играет родительскую роль, несут ответственность за то, чтобы мы научились
функционировать и заботиться о себе. Они вместе с остальной частью нашей семьи
также учат нас о тесных отношениях, групповой жизни и способах обмена
ресурсами. Кроме того, они предоставляют нам нашу первую систему ценностей,
норм и убеждений - систему, которая обычно является отражением их собственного
социального статуса, религии, этнической группы и т.д.
Также семья имеет крупные
достоинства в социализации личности по сравнению с другими социальными
институтами в следствии особой нравственно-эмоциональной психологической
обстановки любви, отзывчивости, заботы, доброты, уважения, чуткости.
В семье закладываются генетические, биосоциальные основные принципы самочувствия личности.
Занимается ли человек спортом или нет, все свободное время проводит около
телевизора или ведет активный, подвижный образ жизни, считается ли с состоянием
здоровья других людей, либо вообще никогда не задумывается над этим – все это
начинается, как правило, с семьи [2].
Функции семьи в создании отношения к
здоровью очень значимы. Вовремя обратиться к врачу в случае заболевания,
воспитать навыки заботы о здоровье, правильно осуществлять режим работы и развлечений,
обеспечить качественным питанием, т.п., то есть обеспечить определенный уровень
знаний в вопросах самочувствия и здоровья, в целом.
Говорят, что всё это понятно и
доступно взрослым с любыми характеристиками социального и демографического рода.
Но двое из трёх взрослых городского населения не знают, какие лекарственные
средства им категорически запрещены, некоторым и вовсе неизвестна собственная
группа крови, более половины не помнят о перенесенных инфекционных
заболеваниях. Это – показатель общей низкой культуры (в том числе гигиенической)
и сложно винить семью в отсутствии подобных сведений. В следствии этого
появляется неуместный пример поведения родителей для своих детей (курение, чрезмерное
употребление алкогольных напитков).
Дети в семьях не получают необходимые
навыки по заботе о здоровье, что связано с условиями низкой
санитарно-гигиенической культуры населения, родители, в свою очередь, не
формируют у детей чувства ответственности за свое здоровье, не ведут профилактические
беседы о различных несчастных случаях, и т.д. Большая часть родителей совсем не
понимает важность собственного поведения, как пример для подражания, поэтому
они слабо выполняют функцию подготовки детей к жизни, обеспечения им
необходимого уровня здоровья. Современные родители не способны нести
ответственность за здоровье своих детей [3].
Семьи в России переживают упадок в
развитии. Число разводов по стране стало почти приближено к числу браков, плюс
каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье. Взрослых больше всего беспокоят
вопросы улучшения материального положения, что и влияет на воспитательную и
оздоровительную функции.
Чтобы попробовать «спасти»
современные семьи, можно предложить различные курсы повышение образования
родителей, проводить агитации, направленные на здоровье, подключать СМИ,
составлять генеалогические деревья для изучения и предотвращения наследственных
заболеваний, создавать банки данных о здоровье каждой семьи. Также необходимо провести
законодательные акты в области правовой и социальной защиты детей.
Идея о том, что семьи составляют
основную «экологическую нишу», которая обеспечивает выживание и социализацию
следующего поколения, очень распространена в повседневной жизни.
Состояние здоровья детей и отношение
к здоровью формируется под воздействием пяти основных социальных институтов:
семьи, школы, здравоохранения, средств массовой информации. В данном докладе мы
рассматривали влияние семьи. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и
развития организма человека, особенно ребенка.
В структуре «отношения к здоровью
индивида» важное значение имеет показатель самооценки здоровья. Он
характеризуется временной и территориальной устойчивостью и обуславливается
комплексом факторов, основными из которых являются пол, возраст, уровень
образования, социальный статус, установка на ответственность за здоровье [3].
Нельзя отрицать тот факт, что семья
несёт огромную ответственность при воспитании ребенка, его дальнейшем будущем,
состоянии здоровья. В целом, только от правильного окружения и отношения, может
вырасти достойный, здоровый человек.
Достижение позитивной направленности
показателей здоровья в будущем напрямую зависит от сегодняшнего решения проблем
здоровья детей и подростков.
Список литературы:
1. Здоровье подростков и окружающий мир /
И.В. Журавлева М.: 1997. 30 с.
2. Отношение
к здоровью индивида и общества: учебное пособие / И.В. Журавлева. - М.: Наука,
2006. - 238 с.
3. Феномен социализации студента в
образовательном процессе физического развития / Н.А. Воронов, И.П. Гладких, А.В. Люсин // В сборнике: Образование и педагогические науки в XXI веке Сборник статей победителей
Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю.
Гуляева. 2017. С. 162-165.
Сведения об авторе:
Воронов Николай
Андреевич – старший преподаватель,
к.б.н., доцент, ФГКВОУ
ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной
обороны» Министерства обороны Российской Федерации, n.shipov@uniyar.ac.ru
FAMILY
AS SMALL BIOSOCIAL GROUP
Voronov N.A.
Abstract. In
this work the subject of the fact that the family supports reveals and forms
health of the members. Considering family as small biosocial group, it is
necessary to accept the fact that the states of health of family members are
the cornerstone difficult relationships of cause and effect of health with
structure of family (for example, number of family members, number of
generations, etc.), a development cycle, realization of functions (for example,
medical, social, psychological, etc.).
Keywords: family, institute, socialization, individual, health.
References:
1. Health of teenagers and world
around / I.V. Zhuravleva M.: 1997. 30 pages.
2. Attitude towards health of
the individual and society: manual / I.V. Zhuravleva.
- M.: Science, 2006. - 238 pages.
3. A phenomenon of socialization
of the student in educational process of physical development/N. A. Voronov, I.P. Gladky, A.V. Lyusin//In the collection: Education and pedagogical
sciences in the 21st century the Collection of articles of winners of the
International scientific and practical conference. Under the general edition of
G.Yu. Gulyaev. 2017. Page
162-165.