СТУДЕНТЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Захарова А.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,

Россия, г. Абакан

Аннотация. Статья раскрывает теоретические вопросы исследования студенческой общности. Выявлены наиболее важные общностнообразующие черты студенчества: общие цели и интересы, чувство принадлежности к общности, схожий социальный фон жизнедеятельности. К студенческим общностям можно отнести всех студентов, студентов определенной страны, региона, вуза и т.д. Конкретная студенческая группа относится к малой социальной группе, которая также имеет определенные характеристики.

Ключевые слова: социальная общность, студенческая общность, общностнообразующие черты, малая социальная группа, студенческая группа.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-011-00681 А «Реформирование системы высшего образования как фактор генезиса фальсеоинтеракций: социологический анализ» (Соглашение № 18-011-00681/18 от  02.02.2018)

Специфика представления студентов как малой и большой группы описывается в работах многих исследователей. Однако в силу их ежегодного обновления, динамичности, мобильности, подверженности влиянию общественных изменений, студенчество невозможно считать полностью изученным социальным объектом. Особый интерес для автора представляют общностнообразующие характеристики студенчества, позволяющие рассматривать студентов как большую социальную категорию или же, наоборот, как малую социальную группу.

В социологии нет единого подхода к определениям общности и группы. Часть авторов относят социальные общности к одному из видов социальных групп (большие группы), нам близок другой подход, согласно которому общность является более широким понятием, в которое входит категория групповой общности. Множественность трактовок терминов социальной общности обусловлена неоднозначностью и многообразием  проявления изучаемого явления. Некоторые определения слишком широки, другие делают акцент на той или иной характеристике (территориальности, взаимодействии, идентичности и т.д.) [2, с. 151]. Возьмем за основу трактовку В. А. Ядова, который определяет социальную общность как взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности, близости взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности [4, с. 17-18].

Б. Г. Рубин, Ю. С. Колесников определяют студенчество как мобильную социальную общность, «целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве» [3, с. 38]. Рассматривая студентов как социальную общность, необходимо обозначить их основные характеристики:

1. Студенты имеют схожие условия существования и деятельности (познавательной, учебной, научной), которая образует особый социальный фон. Деятельность студента профессионально направлена. Это предопределяет социальную и познавательную активность и стремления к самореализации и самоопределению. Жизнедеятельность студентов протекает в запланированных условиях (корпуса, оборудованные лаборатории и аудитории, программы, установленные сроки обучения), применяются особые средства деятельности (книги, лабораторное оборудования и пр.). Кроме того, для деятельности студентов характерна напряженная работа психики и интеллекта, перегрузки (особенно во время сессии, защита курсовых и дипломных проектов).

2. Студенты имеют общие цели: развить свои способности, приобрести энциклопедические или узкопрофессиональные знания, стать высококвалифицированным специалистом, подготовиться к самостоятельному труду, просто получить диплом и т. д.

3. Они чувствуют свою принадлежность, сопричастность к событиям в группе, факультете, учебном заведении, идентифицируют себя в качестве студентов. Этому способствуют различные средства построения корпоративной культуры – адаптационные сборы, посвящение в студенты, досуговые, спортивные, социально-ориентированные, научные мероприятия, символика факультета, вуза (гимны, логотипы, девизы). Однако, корпоративные связи внутри студенческих групп сейчас слабее, чем раньше, они возникают в основном в процессе общей образовательной деятельности. Разнообразные студенческие кружки, конкурсы, турпоходы слабо выражены и непопулярны, и даже интерес к учебе зачастую возрастает только в преддверии сессии. Существенной особенностью исследуемой общности выступает социальный престиж. Студенты – одна из самых подготовленных, образованных частей молодежи, поэтому в своей нише они занимают одну из самых высоких позиций.

4. Студентов как общность характеризует схожесть интересов. Это, прежде всего, интересы, касающиеся всей молодежи: досуг, хобби, спорт. Наука, приобретение знаний менее распространены, но все же важны для многих студентов (наукой интересуются около 30-40% студентов), а также являются отличительной характеристикой исследуемой общности [1, с. 40].

Перечисленные характеристики студенчества вырабатываются с помощью обучения в специальных учебных корпусах, участия в различных мероприятиях, размещения большинства студентов в общежитиях, высокой интенсивности общения в студенческих группах. Так формируется определенный образ, стиль жизни и даже «субкультура» студенчества.

Несмотря на наличие описанных характеристик, дать конкретное определение студенческой общности довольно тяжело, причиной этому служит различие по ширине охвата. Например, такой общностью будут и все студенты, и студенты определенного города, образовательного учреждения, факультета (категориальные или контактные общности), и студенты очной международной конференции (аудитория) и конкретная группа студентов (групповая общность). В каждом из перечисленных случаев студенты имеют схожие условия существования, цели, социальное окружение, что и является основными характеристиками социальных общностей.

Если говорить о конкретной студенческой группе, то стоит отметить, что они отличаются большей степенью организации, каждодневными личными непосредственными контактами, эмоциональными отношениями, наличием особых групповых ценностей и норм, своеобразной неформальной структурой взаимоотношений. Такой коллектив относится к малым социальным группам, численность которых обычно не превышает 20-30 человек, они относительно долговременны и устойчивы, так как их основной состав постоянен.

Особая неформальная структура отношений в коллективе и групповые ценности и нормы позволяют отличать студенческие группы друг от друга. С одной стороны, они создаются извне по формальным критериям, с другой стороны, абитуриенты, из которых создается группа, имеют различный жизненный опыт, привносят в коллектив свои взгляды, установки, представления об учебе, которые они получили в предыдущих образовательных учреждениях. Так студенческие группы постепенно индивидуализируются, приобретая особые, только им присущие черты.

Каждый преподаватель, взаимодействуя с новой для него группой, пытается «войти в контакт» с ней, наладить взаимосвязь, вместе с группой  каждый раз определяет учебную ситуацию для наилучшей передачи знаний по дисциплине. Педагогу важно понимать и знать как особенности студенческой общности в целом, так и социодинамическую специфику каждой учебной группы.

Список литературы:

1. Гирфанова Е.Ю. Студент и наука, как совместимы эти понятия? // Казанский педагогический журнал. 2005. № 5 (42). С. 39-44.

2. Костюнина (Захарова) А.А. Игнатова Н.В. Родители учащихся общеобразовательных школ как социальная общность // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 12 (39). Т. 2. С. 151-155.

3. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов-На-Дону:

Изд-во Ростовского университета, 1968. 276 с.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. 328 с.

Сведения об авторе:

Захарова Анастасия Александровна – старший преподаватель Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова e-mail: polnoch88@mail.ru

STUDENTS AS SOCIAL COMMUNITY AND SMALL SOCIAL GROUP

Zakharova A.A.

Abstract. The article reveals theoretical questions of the study of the student community. The most important common-forming features of students are revealed: common goals and interests, a sense of belonging to a community, a similar social background of life activity. Students' communities can include all students, students of a certain country, region, university, etc. A particular student group refers to a small social group that also has certain characteristics.

Keywords: social community, student community, community-forming features, small social group, student group.

References:

1. Girfanova E.Yu. Student and science, how are these concepts compatible? // Kazan Pedagogical Journal. 2005. № 5 (42). P. 39-44.

2. Kostyunina (Zakharova) A.A. Ignatova N.V. Parents of pupils of secondary schools as a social community // European Journal of Social Sciences. 2013. 12 (39). T. 2. P. 151-155.

3. Rubin B.G., Kolesnikov Yu.S. Student as the eyes of a sociologist. Rostov-on-Don: Publishing house of the Rostov University, 1968. 276 p.

4. Yadov V.A. Sociological research: methodology, programs, methods. Samara, 1995. 328 p.