ВЗАИМОСВЯЗЬ
ОДИНОЧЕСТВА С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Шикина В. В.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный
университет»
Новокузнецкий институт (филиал)
Россия, г. Новокузнецк
Аннотация.
Данная
статья посвящена проблеме одиночества и социально-психологической дистанции в
юношеском возрасте. Рассматривается как именно взаимосвязаны одиночество и
социально-психологическая дистанция.
Ключевые
слова: одиночество, социально-психологическая дистанция,
когнитивная дистанция, коммуникативная дистанция, эмотивная дистанция,
поведенческая дистанция, деятельностная дистанция.
Актуальность
проблемы. Одиночество – тягостное психологическое состояние, в
нем человек испытывает потребность в близкой эмоциональной связи с другим, ищет
взаимопонимание, доверие, возможность с кем-то длительно проводить время без
ощущения напряженности. И такое понятие как социально-психологическая дистанция
характеризует межличностные отношения, проявляющиеся в переживании и понимании
близости или отдаленности между людьми.
В юности важно иметь такого человека, с
которым есть доверие, взаимопонимание, глубокая эмоциональная близость и с
которым хочется длительно проводить время, занимаясь различными видами
деятельности. Не имея такого рода взаимоотношений, человек может часто
находиться в подавленном состоянии, впадать в депрессию, а его
работоспособность будет снижаться.
В нашем исследовании приняло участие 25
человек, учащиеся средней общеобразовательной школы и студенты НФИ КемГУ юридического факультета.
Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что существует
взаимосвязь между одиночеством и социально-психологической дистанцией, а
именно, чем выше уровень одиночества, тем ниже уровень таких показателей как
когнитивная дистанция, коммуникативная, эмотивная,
поведенческая и деятельностная дистанция в
межличностных отношениях в юношеском возрасте.
Результаты
и их обсуждение. Для сбора
эмпирических данных использовались такие методики как шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) тест-опросник, разработанный Д. Расселлом, Л. Пепло,
М. Фергюсоном (адаптация Н. Е. Водопьяновой)
[1], опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной [3], методика «Определение социально-психологической
дистанции в межличностных отношениях» «СПД»
С. В. Духновского [2].
Результаты шкалы субъективного ощущения одиночества (адаптация Н. Е. Водопьяновой):
1. Из опрошенных представителей юношеского возраста 40 %
имеют низкий уровень одиночества. То есть, можно сказать, что они удовлетворены
существующими у них отношениями. У респондентов имеются близкие отношения,
наполненные доверием, взаимопониманием, эмоциональной близостью без тревожного,
беспокойного ощущения при нахождении рядом.
2. У 60 % опрошенных
выявлен средний уровень одиночества, то есть респонденты ощущает себя
одинокими, но в малой степени. Им хотелось бы иметь более близкие отношения с
кем-либо, больше довериться кому-то, раскрыться, найти взаимопонимание, иметь
постоянную поддержку.
3. Высокий уровень
одиночества у респондентов не выявлен, то есть, нет респондентов, кто
чувствовал бы себя в полной мере одиноким, покинутым другими, ощущал отсутствие
взаимопонимания, поддержки, отчужденность от других.
По такой методике как
опросник «Одиночество»
С. Г. Корчагиной были получены следующие результаты:
1. Среди опрошенных респондентов,
лишь малая часть (8 %) не переживает одиночества. Это означает, что у них
есть близкие отношения с другим человеком, в которых присутствуют доверие,
возможность открыться о своих проблемах. Отсутствуют закрытость, нервозность. В
данных отношениях так же, человек, проводя свое время с другим, не испытывает
беспокойство, а наоборот комфортно себя чувствует.
2. Такой уровень как «Неглубокое
переживание возможного одиночества» имеется у 56 % респондентов. Такие
юноши могут чувствовать нехватку в более близких эмоциональных, доверительных
отношениях, но при этом не ощущать себя одинокими.
3. У 36 % опрошенных выявлен
уровень «Глубокое
переживание актуального одиночества». Эти юноши не имеют желаемого общения, от которого могли бы получить теплой
эмоциональной отдачи. Они нуждаются в близких отношениях, в которых могли бы
поделиться чем-то сокровенных, чувствуя поддержку со стороны другого.
Следует сказать о том, что в
нашем исследовании у респондентов не выявлен уровень «Очень глубокое
переживание одиночества, погруженность в это состояние». Это может говорить о
том, что никто из респондентов не поглощен депрессивным состоянием, не
переживает отсутствие близких отношений, ощущая себя покинутым.
Полученные нами результаты
по методике «СПД» С. В. Духновского представлены
в таблице 1.
Таблица 1.Распределение
респондентов по уровням оценки шкал социально-психологической дистанции
Наименование шкалы |
Оценки, % |
||||
Низкие |
Пониженные |
Повышенные |
Высокие |
Средние |
|
Когнитивная дистанция |
8 |
4 |
20 |
36 |
40 |
Коммуникативная дистанция |
4 |
20 |
8 |
24 |
44 |
Эмотивная дистанция |
0 |
20 |
20 |
20 |
40 |
Поведенческая и деятельностная дистанция |
0 |
12 |
24 |
12 |
52 |
Полученные результаты по
методике «СПД» С. В. Духновского:
1.
Когнитивная дистанция. У 8 % опрошенных по данной шкале получены низкие
оценки. Это означает, что в отношениях отсутствует взаимопонимание; присутствует
неадекватное понимание поведения как своего собственного, так и партнера.
Незнание и неприятие психологических особенностей партнера.
У 36 % респондентов выявлены
высокие оценки по данной шкале. Полученные результаты позволяют предположить,
что в отношениях присутствует стремление понять и принять установки, мотивы,
цели, личностные характеристики партнера.
2. Коммуникативная дистанция. По данной шкале у 4 % выборки
имеются низкие оценки. Это означает,
что в отношениях больше преобладает доверие к себе, при
принятии решений субъект больше полагается на себя. Недоверие партнеру,
подозрительность.
Высокие оценки получили 24 % опрошенных, в их отношениях присутствует
высокая степень доверия партнеру, готовность передавать, получать и хранить
информацию, имеющую личностную значимость.
3. Эмотивная дистанция. Ни у кого из респондентов не выявлено низких
оценок. Это говорит о том, что в отношениях нет преобладающих удаляющих чувств:
одиночества, отвращения, злобы и злости, вины или раскаяния, зависти по
отношению к партнеру, обиды на партнера, ненависти к нему.
По данной шкале высокие оценки получили 20 % опрошенных респондентов. Это
позволяет утверждать, что есть стремление устанавливать близкие чувственные,
отношения с партнером. Выраженность сближающих чувств: единение (или общность)
с партнером, дружелюбия, уважительного отношения к другому.
4. Поведенческая и деятельностная дистанция. Так
же и по данной шкале у представителей юношеского возраста отсутствуют низкие
оценки. То есть нет затруднений в
длительном времени препровождении друг с другом, трудностей в
осуществлении совместной деятельности разных видов.
Невелик процент респондентов с высокими оценками по данной шкале (12 %). Небольшая часть опрошенных способна
осуществлять большой перечень видов
деятельности и поведения, которые могут проводиться и осуществляться совместно без
учащения конфликтности в отношениях.
С. В. Духновский в своей методике
«Определение Социально-психологической дистанции» «СПД» не выделяет средние
оценки по шкалам социально-психологической дистанции, и некоторые результаты
респондентов не попали в категории низких, пониженных, повышенных, высоких
оценок, поэтому нами были выделены средние оценки.
По всем шкалам социально-психологической дистанции у большинства респондентов
выявлены средние оценки:
1. Когнитивная дистанция (40 %). У данных респондентов в отношениях
нет преобладания не понимания друг друга, неприятия психологических
особенностей партнеров, но и нет высокого стремления понять цели и мотивы
другого человека, иметь знания о личностных характеристиках.
2. Коммуникативная дистанция (44 %). В отношениях у юношей
присутствует доверие к друг другу, но оно не достаточно высоко. Не вся
личностно-значимая информация может быть рассказана партнеру, что-то может быть
не высказано.
3. Эмотивная дистанция (40 %). Юноши во взаимоотношениях с кем-то
важным для себя проявляют дружелюбие, не испытывают ненависти к друг другу,
злобы, зависти, отсутствует
эмоциональная холодность.
4. Поведенческая и деятельностная дистанция
(52 %). Данные результаты говорят о том, юноши могут с кем-то осуществлять
совместную деятельность без ощущения напряженности и без частых конфликтов.
Для того, что бы проверить нашу гипотезу, мы использовали
критерий корреляции r-Пирсона.
При корреляционном анализе социально-психологической дистанции с уровнем
одиночества, были выявлены статистические отрицательные взаимосвязи как и при
использовании методики С. Г. Корчагиной, так и
методики Н. Е. Водопьяновой.
Результаты корреляционного анализа одиночества (по методике С. Г. Корчагиной)
со шкалами социально-психологической дистанции:
Выявлена значимая
взаимосвязь между одиночеством и шкалами социально-психологической дистанции:
когнитивная дистанция (г = ‒ 0,593; при P ≤ 0,05 и при Р ≤
0,01), коммуникативная дистанция (r = ‒
0,724; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), эмотивная
дистанция (r = ‒ 0,644; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01),
поведенческая и деятельностная дистанция (r = ‒ 0,721; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), все взаимосвязи
являются отрицательными, значит чем выше уровень одиночества, тем ниже
показатели шкал социально-психологической дистанции.
Результаты корреляционного анализа одиночества (по методике
Н. Е. Водопьяновой) со шкалами социально-психологической дистанции:
Так же выявлена статистически значимая
взаимосвязь между одиночеством и шкалами социально-психологической дистанции:
когнитивная дистанция (г = ‒ 0, 671; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), коммуникативная
дистанция (r = ‒ 0, 710; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), эмотивная
дистанция (r = ‒ 0, 435; при P ≤ 0,05), поведенческая и деятельностная
дистанция (r = ‒ 0,
640; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), все
взаимосвязи являются отрицательными, значит чем выше уровень одиночества, тем
ниже показатели шкал социально-психологической дистанции.
Вывод.
Таким
образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между
одиночеством и социально-психологической дистанцией, а именно, чем выше уровень
одиночества, тем ниже уровень таких показателей как когнитивная дистанция,
коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная дистанция в межличностных отношениях в
юношеском возрасте, подтверждена.
Список литературы:
1.
Водопьянова Н. Е.
Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 336 с.
2.
Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе
практического психолога образования: учеб. пособие. Курган : КГУ, 2016. 190 с.
3.
Корчагина С. Г. Психология
одиночества: учеб. пособие. Москва : Московский психолого-социальный институт,
2008. 228 с.
Сведения об авторе:
Шикина Вероника Владимировна – студентка
четвертого курса Новокузнецкого института (филиала)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Кемеровского государственного университета».