ВЗАИМОСВЯЗЬ ОДИНОЧЕСТВА С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Шикина В. В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет»

 Новокузнецкий институт (филиал)  

Россия, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме одиночества и социально-психологической дистанции в юношеском возрасте. Рассматривается как именно взаимосвязаны одиночество и социально-психологическая дистанция.

Ключевые слова: одиночество, социально-психологическая дистанция, когнитивная дистанция, коммуникативная дистанция, эмотивная дистанция, поведенческая дистанция, деятельностная дистанция.

Актуальность проблемы. Одиночество – тягостное психологическое состояние, в нем человек испытывает потребность в близкой эмоциональной связи с другим, ищет взаимопонимание, доверие, возможность с кем-то длительно проводить время без ощущения напряженности. И такое понятие как социально-психологическая дистанция характеризует межличностные отношения, проявляющиеся в переживании и понимании близости или отдаленности между людьми.

В юности важно иметь такого человека, с которым есть доверие, взаимопонимание, глубокая эмоциональная близость и с которым хочется длительно проводить время, занимаясь различными видами деятельности. Не имея такого рода взаимоотношений, человек может часто находиться в подавленном состоянии, впадать в депрессию, а его работоспособность будет снижаться.

В нашем исследовании приняло участие 25 человек,  учащиеся средней общеобразовательной школы и студенты НФИ КемГУ юридического факультета.

Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что существует взаимосвязь между одиночеством и социально-психологической дистанцией, а именно, чем выше уровень одиночества, тем ниже уровень таких показателей как когнитивная дистанция, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная дистанция в межличностных отношениях в юношеском возрасте.

Результаты и их обсуждение. Для сбора эмпирических данных использовались такие методики как шкала субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale) тест-опросник, разработанный Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (адаптация Н. Е. Водопьяновой) [1], опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной [3], методика «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» «СПД»  С. В. Духновского [2].

Результаты  шкалы субъективного ощущения одиночества (адаптация Н. Е. Водопьяновой):

1. Из опрошенных представителей юношеского возраста 40 % имеют низкий уровень одиночества. То есть, можно сказать, что они удовлетворены существующими у них отношениями. У респондентов имеются близкие отношения, наполненные доверием, взаимопониманием, эмоциональной близостью без тревожного, беспокойного ощущения при нахождении рядом.

2. У 60 % опрошенных выявлен средний уровень одиночества, то есть респонденты ощущает себя одинокими, но в малой степени. Им хотелось бы иметь более близкие отношения с кем-либо, больше довериться кому-то, раскрыться, найти взаимопонимание, иметь постоянную поддержку.

3. Высокий уровень одиночества у респондентов не выявлен, то есть, нет респондентов, кто чувствовал бы себя в полной мере одиноким, покинутым другими, ощущал отсутствие взаимопонимания, поддержки, отчужденность от других.

По такой методике как опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной были получены следующие результаты:

1. Среди опрошенных респондентов, лишь малая часть (8 %) не переживает одиночества. Это означает, что у них есть близкие отношения с другим человеком, в которых присутствуют доверие, возможность открыться о своих проблемах. Отсутствуют закрытость, нервозность. В данных отношениях так же, человек, проводя свое время с другим, не испытывает беспокойство, а наоборот комфортно себя чувствует.

2. Такой уровень как «Неглубокое переживание возможного одиночества» имеется у 56 % респондентов. Такие юноши могут чувствовать нехватку в более близких эмоциональных, доверительных отношениях, но при этом не ощущать себя одинокими.

3. У 36 % опрошенных выявлен уровень  «Глубокое переживание актуального одино­чества». Эти юноши не имеют желаемого общения, от которого могли бы получить теплой эмоциональной отдачи. Они нуждаются в близких отношениях, в которых могли бы поделиться чем-то сокровенных, чувствуя поддержку со стороны другого.

Следует сказать о том, что в нашем исследовании у респондентов не выявлен уровень «Очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние». Это может говорить о том, что никто из респондентов не поглощен депрессивным состоянием, не переживает отсутствие близких отношений, ощущая себя покинутым.

Полученные нами результаты по методике «СПД» С. В. Духновского представлены в таблице 1.

Таблица 1.Распределение респондентов по уровням оценки шкал социально-психологической дистанции

Наименование шкалы

Оценки, %

Низкие

Пониженные

Повышенные

Высокие

Средние

Когнитивная дистанция

8

4

20

36

40

Коммуникативная дистанция

4

20

8

24

44

Эмотивная дистанция

0

20

20

20

40

Поведенческая и деятельностная дистанция

0

12

24

12

52

 

Полученные результаты по методике «СПД» С. В. Духновского:

1. Когнитивная дистанция. У 8 % опрошенных по данной шкале получены низкие оценки. Это означает, что в отношениях  отсутствует взаимопонимание; присутствует неадекватное понимание поведения как своего собственного, так и партнера. Незнание и неприятие психологических особенностей партнера.

У  36 % респондентов выявлены высокие оценки по данной шкале. Полученные результаты позволяют предположить, что в отношениях присутствует стремление понять и принять установки, мотивы, цели, личностные характеристики партнера.

2. Коммуникативная дистанция. По данной шкале у 4 % выборки  имеются низкие оценки. Это означает, что в отношениях больше преобладает доверие к себе, при принятии решений субъект больше полагается на себя. Недоверие партнеру, подозрительность.

Высокие оценки получили 24 % опрошенных, в их отношениях присутствует высокая степень доверия партнеру, готовность передавать, получать и хранить информацию, имеющую личностную значимость.

3. Эмотивная дистанция. Ни у кого из респондентов не выявлено низких оценок. Это говорит о том, что в отношениях нет преобладающих удаляющих чувств: одиночества, отвращения, злобы и злости, вины или раскаяния, зависти по отношению к партнеру, обиды на партнера, ненависти к нему.

По данной шкале высокие оценки получили 20 % опрошенных респондентов. Это позволяет утверждать, что есть стремление устанавливать близкие чувственные, отношения с партнером. Выраженность сближающих чувств: единение (или общность) с партнером, дружелюбия, уважительного отношения к другому.

4. Поведенческая и деятельностная дистанция. Так же и по данной шкале у представителей юношеского возраста отсутствуют низкие оценки. То есть нет затруднений в  длительном времени препровождении друг с другом, трудностей в осуществлении совместной деятельности разных видов.

Невелик процент респондентов с высокими оценками по данной шкале (12 %).  Небольшая часть опрошенных способна осуществлять  большой перечень видов деятельности и поведения, которые могут проводиться и осуществляться совместно без учащения конфликтности в отношениях.

С. В. Духновский в своей методике «Определение Социально-психологической дистанции» «СПД» не выделяет средние оценки по шкалам социально-психологической дистанции, и некоторые результаты респондентов не попали в категории низких, пониженных, повышенных, высоких оценок, поэтому нами были выделены средние оценки.

По всем шкалам социально-психологической дистанции у большинства респондентов выявлены средние оценки:

1. Когнитивная дистанция (40 %). У данных респондентов в отношениях нет преобладания не понимания друг друга, неприятия психологических особенностей партнеров, но и нет высокого стремления понять цели и мотивы другого человека, иметь знания о личностных характеристиках.

2. Коммуникативная дистанция (44 %). В отношениях у юношей присутствует доверие к друг другу, но оно не достаточно высоко. Не вся личностно-значимая информация может быть рассказана партнеру, что-то может быть не высказано.

3. Эмотивная дистанция (40 %). Юноши во взаимоотношениях с кем-то важным для себя проявляют дружелюбие, не испытывают ненависти к друг другу, злобы, зависти,  отсутствует эмоциональная холодность.

4. Поведенческая и деятельностная дистанция (52 %). Данные результаты говорят о том, юноши могут с кем-то осуществлять совместную деятельность без ощущения напряженности и без частых конфликтов.

Для того, что бы  проверить нашу гипотезу, мы использовали критерий корреляции r-Пирсона.

При корреляционном анализе социально-психологической дистанции с уровнем одиночества, были выявлены статистические отрицательные взаимосвязи как и при использовании методики С. Г. Корчагиной, так и методики Н. Е. Водопьяновой.

Результаты корреляционного анализа одиночества (по методике С. Г. Корчагиной) со шкалами социально-психологической дистанции:

Выявлена значимая взаимосвязь между одиночеством и шкалами социально-психологической дистанции: когнитивная дистанция (г = ‒ 0,593; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), коммуникативная дистанция (r = ‒ 0,724; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), эмотивная дистанция (r = ‒ 0,644; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), поведенческая и деятельностная дистанция (r = ‒ 0,721; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), все взаимосвязи являются отрицательными, значит чем выше уровень одиночества, тем ниже показатели шкал социально-психологической дистанции.

Результаты корреляционного анализа одиночества (по методике Н. Е. Водопьяновой) со шкалами социально-психологической дистанции:

Так же выявлена статистически значимая взаимосвязь между одиночеством и шкалами социально-психологической дистанции: когнитивная дистанция (г = ‒ 0, 671; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), коммуникативная дистанция (r = ‒ 0, 710; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), эмотивная дистанция (r = ‒ 0, 435; при P ≤ 0,05), поведенческая и деятельностная дистанция (r = ‒ 0, 640; при P ≤ 0,05 и при Р ≤ 0,01), все взаимосвязи являются отрицательными, значит чем выше уровень одиночества, тем ниже показатели шкал социально-психологической дистанции.

Вывод. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между одиночеством и социально-психологической дистанцией, а именно, чем выше уровень одиночества, тем ниже уровень таких показателей как когнитивная дистанция, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная дистанция в межличностных отношениях в юношеском возрасте, подтверждена.

Список литературы:

1.    Водопьянова  Н. Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 336 с.

2.    Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования: учеб. пособие. Курган : КГУ, 2016. 190 с.

3.    Корчагина С. Г. Психология одиночества: учеб. пособие. Москва : Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.

Сведения об авторе:

Шикина Вероника Владимировна – студентка четвертого курса Новокузнецкого института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровского государственного университета».