Сравнительное исследование особенностей становления образа героя младших и старших подростков

Хилик Лидия Юрьевна

cтудентка 4 курса, кафедры психологической антропологии

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

Научный руководитель: Ковалева Н.Б., к. психол.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности становления образа героя младших и старших подростков. Влияние современных социокультурных реалий на формирование личности и самосознание подростков.

Ключевые слова: подросток, образ героя, подрастающее поколение, развитие личности, самосознание.

 

В настоящее время педагоги, психологи, ученые все больше внимания уделяют факторам, влияющим на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Важным становится вопрос изучения образа «героя» современного подростка, образца, который выбирает отрок в качестве примера для подражания. Наш мир стремительно развивается, технологии не стоят на месте,  прогрессируют все сферы общества, в особенности информационные, которые оказывают существенное влияние на сознание подростков, а также на выбор их образцов поведения. Многие ученые (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.) [1-3; 6; 7; 10]  подчеркивают значимость подросткового возраста, главным новообразованием которого является развитие самосознания, становление идентичности и позиции личности, возникновении рефлексии и первичных нравственных и мировоззренческих убеждений. Подростковый возраст – сензитивный период для становления личности, формирования ценностных ориентаций, нравственности и мировоззрения [6-10]. Именно в это время подросток ищет «идеалы», у которых смог бы перенять образцы поведения, отрок находится в поисках референтной группы, образ жизни  которой также оказывает существенное влияние на становление самосознания подростка. Безусловно, образ «героя», приоритетам и ценностям которого в дальнейшем старается соответствовать подросток, играет огромную роль в формировании и развитии личности отрока. Данная тема становится актуальной как для исследователей, так и для психологов, педагогов.

Многие ученые, исследователи изучали тему о «героях», об «идеалах», о «значимых других» - тех, кто оказывает влияние на сознание и мировоззрение современного подрастающее поколения [1; 4-8]. Например, в работе  В.С.  Собкина, Е.А. Калашниковой [8] убедительно показано влияние российской и зарубежной культуры на образы героев, формирующих идеалы подроcтков. Причем, во всех группах блока «образы» в идеалах подростков преобладают герои произведений зарубежной литературы, что, по мнению ученых, связано с самостоятельным выбором произведений подростками. Результаты показывают, что представления об идеалах в российской культуре подростки берут в таких сферах, как политика, литература, молодежная субкультура, история. А представления об идеалах, складывающихся под влиянием  зарубежной культуры, связаны преимущественно со сферами спорта и киноискусства.

В данной работе представлена часть результатов комплексного исследования, целью которого было изучение возрастной динамики  становления образов героев младших подростков (12-14 лет) и старших (15-17 лет) подростков. Исследование проводилось на основе методического комплекса Н.Б. Ковалевой, разработанного на основе рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности [4-6]. В исследовании принимало участие 14 подростков в возрасте 12-14 лет и 11 подростков 15-17 лет  из разных городов России. Основу выборки составили такие города как Москва, Киров, Сыктывкар. Интересно было выявить и сравнить тенденцию выбора героев в разных возрастных категориях.  В данной статье рассматриваются ответы подростков на вопросы: «Кого из известных людей и персонажей фильмов, книг, игр, песен можно назвать героями твоего поколения»?

Всего было названо 107 героев. На основе полученных ответов мы выделили три различные группы подростков: одна часть подростков выделяет героев только из реальных людей, в то время как другая часть обозначает только персонажей, третья часть - называет как реальных героев, так и вымышленных. Поэтому мы решили выделить 3 группы подростков, в соответствии с  предпочтениями: 1. «Реальные герои»; 2. «Персонажи»; 3. «Смешанная группа», с ориентацией,  как на реальных, так и на вымышленных героев (Рис. 1.)

Рис. 1. Группы подростков с различным типом предпочтения героев (%)

Из диаграммы видно, что группа «реальные герои» одинакова как в младшем подростковом возрасте, так и в старшем. Подростки выбирают в качестве образцов поведение, образ жизни реальных людей. В группе «персонажи» доминирует возрастная категория от 15 – 17 лет, что связано с повышенным интересом к литературным произведениям, а также к компьютерным играм. Как мы видим, реальных и вымышленных героев выбирают подростки 12 -14 лет, что связано с не до конца сформировавшейся  идентичностью, поэтому представления об образе героя еще размыто.

Переходя к более конкретной классификации по выбору героя, стоит отметить, что каждую группу «Реальные герои» и «Персонажи» мы классифицировали (Рис. 2 и 3). Из диаграммы (Рис. 2) видно, что наиболее популярными героями для младших и старших подростков являются киногерои (28%), что, скорее всего, связано с обилием и доступностью разного жанра фильмов. Подростки могут посмотреть любой понравившийся фильм, как в кинотеатрах, так и в интернете. На второе место по предпочтениям подростков выходят литературные герои. Интересно, что младшие подростки также активно выбирают в качестве образцов героев из произведений литературы (11%). Низкие позиции заняли категории:  «Герои компьютерных игр» и «Герои мультфильмов», что также свидетельствует о тенденциях динамичного современного подрастающего поколения – в свободное время подростки все чаще начинают читать и смотреть фильмы, хотя многие продолжают играть в компьютерные игры.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма группы «Персонажи» в процентном соотношении (%)

Группу «Реальные герои» мы также разделили на подгруппы (Рис. 3). Равной по процентному соотношению, как в младшей возрастной группе, так и старшей становится категория «Деятели искусства»  (12%), где в качестве образа героя выступают представители искусства – художники, писатели. Не отстает и подгруппа «Кинозвезды», в которой подростки двух возрастных категорий выбирали известных актеров и режиссеров фильмов, кино, сериалов. Представляется интересным, тенденция выбора младшими подростками героев подгрупп «Медиагерои» (12%) и «Знаменитые люди в разных сферах» (12%), в сравнении со старшими подростками, где герои подгруппы «Медиатехнологи» оказываются в приоритете (8%). В подгруппе «Медиагерои» подростки 12-14 лет чаще всего указывали знаменитых современных певцов, таких как Ольга Бузова, Егор Крид и Дима Билан. Также интересным показался тот факт, что и младшие и старшие подростки указали в своих ответах людей, являющихся для них героями, которые спасали детей во время пожара в Кемерово. А самой немногочисленной оказалась подгруппа «Люди близкого окружения» (2%), в которой подростки указали своих классных учителей.

Рис 3. Сравнительная диаграмма группы «Реальные герои» в процентном соотношении (%)

Таким образом, можно сделать вывод, что по мере взросления подросток выбирает в качестве образцов поведения героев из литературных произведений и кинозвезд, неизменными фаворитами остаются киногерои и деятели искусства. Важно отметить,  что  у подростков младшего поколения более выражен, по нашим данным,  интерес  к  реальным людям, которые часто появляются на экранах телевидения и сетях Интернета – это певцы, общественные деятели и актеры, а также набирают популярность такие публичные личности, как видеоблогеры. Что касаемо людей близкого окружения, то подростки не выбирают их в качестве образцов поведения, что является важной проблемой современного общества. Подросткам необходим образ, который поможет легче приспособиться к тому социуму, который его окружает. И очень важно создать условия, в которых «значимый другой» сформирует у подростков определенную систему ценностей и нравственных ориентаций, которые бы помогли им успешно приспособиться в современном мире.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М: Просвещение, 1968. 464 с.

2. Выготский Л.С. Развитие психики и мировоззрение ребенка. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 3. М: Педагогика, 1983. 368 с.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. М: Университет, 1999. 332 c.

4. Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика представлений и образов // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238-248.

5. Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского педагогического университета.  2016. №1. С. 39-45.

6. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-234

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник. М.: Юрайт ; МГППУ, 2013. 460 с.

8. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Идеалы и антиидеалы учащихся основной и старшей школы // Национальный психологический журнал. 2017. №3(27). С. 121–135.

9. Чернобровкина С. В. Образ героя современных подростков // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 23–32.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Москва: Флинта, 2006. 342 с.

Сведения об авторе:

Хилик Лидия Юрьевнаcтудентка 4 курса, кафедры психологической антропологии. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» - e-mail: lhilik@mail.ru

 

Comparative study of the features of the formation of the image of the hero of younger and older adolescents

Khilik Lidia

4th year student, department of Psychological Anthropology

supervisor: N. Kovaleva, PhD, Associate Professor

FGBOU VPO "Moscow State Pedagogical University"

Moscow, Russian Federation

Abstract. In the article features of becoming of the image of the hero of younger and senior teenagers are considered. Influence of modern socio-cultural realities on the formation of the personality and self-awareness of adolescents.

Keywords: modern teenager, the image of the hero, the growing generation, development of personality, self-awareness.

References:

1.     Bozhovich LI Personality and its formation in childhood. (Psychological study). M: Enlightenment, 1968. 464 p.

2.     Vygotsky, L.S. Development of the psyche and world outlook of the child. Collected works. In 6 vols. T. 3. M: Pedagogy, 1983. 368 p.

3.     Galperin P.Ya. Introduction to Psychology: Textbook. manual for universities. M: University, 1999. 332 c.

4.     Kovaleva NB Text as a meeting place and misunderstanding. Mediagrammeutics of representations and images // Pedagogy and enlightenment. 2016. № 3. P. 238-248.

5.     Kovaleva NB Research of subjectivity of cultural preferences of first-year students on the basis of reflexive-positional approach // Bulletin of Chelyabinsk Pedagogical University. 2016. №1. Pp. 39-45.

6.     Kovaleva N.B. Reflexive-positional approach to the staging of productive forms of educational anthropopractic / Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. №2 (15). P.230-234

7.     Obukhova LF. Age psychology: a textbook. M .: Yurayt; МГППУ, 2013. 460 с.

8.     Sobkin VS, Kalashnikova E.A. Ideals and anti-ideals of pupils of the main and senior schools // The National Psychological Journal. 2017. № 3 (27). Pp. 121-135.

9.     Chernobrovkina S. V. The image of the hero of modern adolescents / / Bulletin of Omsk University. Series "Psychology." 2013. № 2. P. 23-32.

10.                 Erickson E. Identity: youth and crisis. - Moscow: Flint, 2006. 342 p.