Исследование мотивационно-потребностной сферы младшего школьника

Фатихова Дания Ринатовна

cтудентка 3 курса, кафедры психологической антропологии

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

Научный руководитель: Ковалева Н.Б., к. психол.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

 

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос исследования и развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников. Рассматриваются методы и технологии, способствующие развитию потребностно-мотивационной сферы. Также даётся характеристика динамики развития мотивационно-потребностной сферы младшего школьника в контексте проведения развивающего занятия.

Ключевые слова: мотивационно-потребностная сфера, младшие школьники, потребности, желания.

 

Проблема исследования и создания условий для развития мотивационно-потребностной сферы стоит достаточно остро. Особую важность эти проблемы приобретают в наше время, так как по мнению психологов новые условия жизни в цифровом мире оказывают большое влияние на развитие личности [1; 2]. Вы этой связи возник замысел изучения  характеристик мотивационно-потребностной сферы учащихся начальной школы в динамике их развития. Важно заметить связь мотивационно-потребностной сферы с учебной мотивацией школьников возраста 9-10 лет, так как по исследованиям Н. И. Гуткиной [8], большая часть первоклассников, примерно 65% имеет среднюю социальную мотивацию, то есть не испытывает потребности в том, чтобы быть учеником со всеми его атрибутами.  Похожие результаты мы так же можем увидеть в одной из статей Крыжановской Н.В., по её исследованиям так же большая часть первоклассников 40% показали средний уровень мотивации, а 30% учащихся - низкий уровень мотивации. Так, выяснилось, что изменение объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержания развития потребностей, а является лишь показателем этого развития.

С целью исследования возможностей развития мотивации и потребностей детей было решено использовать достаточно эффективный, по признанию ряда авторов (А.И. Дьяконова, 2016; А.В. Бурьянова, 2017; О.В.Михеева, 2015 и др.) [3-5; 7], подход к решению поставленной задачи – рефлексивно-позиционный подход Н.Б. Ковалевой. Он и послужил теоретической и методической основой для разработки формирующей серии данного исследования [5].

Констатирующая серия исследования состояла в проведении методики «Три желания» – одна из общеизвестных методик мотивационных предпочтений [2]. Всего в исследовании приняли участие 10 учащихся третьих и четвертых классов, из них 4 мальчика и 6 девочек. Возраст испытуемых варьировал в диапазоне от 9 до 10 лет. Базой исследования стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1561".

Формирующая серия включала в себя проведение занятия с этими же детьми с использованием рефлексивно-позиционного подхода к моделированию диалогических событий и ситуаций самоопределения при работе с художественными произведениями [6]. В качестве материала для работы было выбрано произведение Аксакова Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек». Именно в этом произведении, подходящего для возраста детей, создается ситуация выбора: дети смогут прочувствовать «на себе» последствия того или иного выбора и задуматься над тем, что для них важно, как ценность. После просмотра отрывка из мультфильма «Аленький цветочек», где отец отъезжает и каждая из дочерей просит его привезти им подарки был использован прием «рефлексивно-проектного понимания» [6]: каждый из учеников предлагал свою версию того, чем же закончится данный мультфильм. А уже впоследствии, собственный выбор ребята в соответствии с подходом осуществляли в рефлексивно-творческой форме [5], визуализируя собственные желания.

Результаты  анкеты детей по методике «Три желания» разделены   по сферам и представлены в таблице 1.

Таблица 1. Распределение желаний по сферам

Данные « до»  проведения занятия 

Данные «после »  проведения занятия 

Сферы

%

Сферы

%

Гуманистическая

25

Гуманистическая

 40

Витальная

25

Витальная

15

Потребительская

 33,5

Потребительская

18,3,

Социальная

16,5

Социальная

23,3

Познавательно- эстетические

0

Познавательно- эстетические

3,3

 

Сравнительный анализ результатов показывает, что после занятии произошли значительные изменения в ценностно-мотивационной определенности желаний. Можно видеть, что более, чем в 1,5 раза уменьшилось число выборов в витальной сфере, в 1,6 раза возросло число выборов в гуманистической сфере, значительно уменьшилось количество выборов в потребительской сфере, и наоборот проявилась ценности познания и развития. В целом, можно говорить о положительной динамике развития мотивационно-потребностной сферы, что свидетельствует об эффективности  проведенного занятия, сценарий которого разрабатывался с учетом принципов рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности и способностей учащихся.

Таким образом, полученные данные показывают, что дети 3-4 класса показывали вполне ожидаемое распределение желаний в соответствии с возрастными особенностями и потребительской культурой наших дней. В констатирующей серии преимущественно выделенной оказалась потребительская сфера: большая часть желаний была связана с теми или иными материальными «благами». В то же время после проведения развивающего занятия возросло проявление заботы о других людях и взаимоотношениях с ними, что говорит о важности направленной работы по развитию мотивационно-потребностной сферы детей начальной школы.

Проведя данное исследование, можно сделать вывод о том, что мотивационно-потребностная сфера младшего школьника требует внимания. Как и предполагалось, выяснилось, что центральное место в мотивационно-потребностной сфере современных младших школьников помимо традиционно выделенной социальной сферы близкого круга (семья, родители и в меньшей степени друзья) играет потребительская сфера (игрушки, развлечении, девайсы). Кроме того, в формирующей серии было доказано, что за счет проведения развивающего занятия в опоре на рефлексивно-позиционные технологии в структуре потребительско-мотивационной сферы могут быть достигнуты положительные изменения перераспределений желаний  и мотивов от более низких потребительских к более высоким – познавательным и гуманистическим. Таким образом, рефлексивно-позиционные принципы проектирования развивающей среды оказываются действенным средством развития мотивационно–потребностной сферы детей и подростков.

Список литературы:

1.       Асмолов А.Г., Кондаков А.М. Образование России: от "культуры полезности" – к "культуре достоинства" // Педагогика. 2004, № 7. С. 3-11

2.       Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М., 1972. – С.22-29

3.       Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с

4.       Бурьянова А.В. Рефлексивно-позиционный подход к развитию ценностных ориентаций учащихся начальной школы // Академия педагогических идей «Новация», серия «Студенческий научный вестник». 2017. №2. С. 59-64.

5.       Дьяконова А.И. Психолого-­педагогические принципы сценирования ситуаций позиционной диалогической коммуникации на уроках литературы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 37-41.

6.       Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С. 230-234

7.       Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. ­М.: Просвещение, 2005.­ 243с. 

8.       Михеева О.В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки. ­2016. № 7-2 (19). С. 146-149

Сведения об авторе:

Фатихова Дания Ринатовнаcтудентка 3 курса, кафедры психологической антропологии. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» - e-mail: dani.fatikhova@mail.ru

Investigation of the motivational and need sphere of the junior schoolchild

Fatikhova Daniya

3d year student, department of Psychological Anthropology

supervisor: N. Kovaleva, PhD, Associate Professor

FGBOU VPO "Moscow State Pedagogical University"

Moscow, Russian Federation

 

Abstract. This article raises the issue of research and development of the motivational and demanding sphere of junior schoolchildren. Methods and technologies that contribute to the development of the need-motivational sphere are considered. Also, a characteristic is given of the dynamics of the development of the motivational and need sphere of the junior schoolchild in the context of the developmental activity.

Keywords: motivational and need sphere, younger schoolchildren, needs, desires.

References:

1. Asmolov AG, Kondakov AM Education of Russia: from the "culture of utility" - to the "culture of dignity" // Pedagogy. 2004, No. 7. P. 3-11

2. Bozhovich LI Problems of development of the child's motivational sphere // Studying of motivation of behavior of children and teenagers Ed. L.I. Bozovic and L.V. Trustworthy. - M., 1972. - P.22-29

3. Burianova A.V. Reflexive-positional approach to the development of value orientations of primary school students // Academy of Pedagogical Ideas "Novation", series "Student Scientific Bulletin". 2017. №2. Pp. 59-64.

4. Dyakonova A.I. Psychological-¬ pedagogical principles of scenic positional dialogic communication at literature lessons // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2016. № 4. P. 37-41.

5. Kovaleva NB Reflexive-positional approach to the staging of productive forms of educational anthropopractic // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. №2 (15). P. 230-234

6. Markova A.K., Orlov AB, Fridman LM Motivation of the teaching and its education in schoolchildren. ¬M .: Enlightenment, 2005. ¬ 243p.

7. Mikheeva O.V. Reflexive-positional approach to the formation of a dialogical space in the programs of spiritual development of children and youth in Irkutsk // The symbol of science. ¬2016. No. 7-2 (19). Pp. 146-149

8. Gutkina NI Psychological readiness for school. M .: Academic Project, 2000. - 3rd ed., Pererab. and additional. - 184 p.