ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ
Минаев В.Р.
Студент 4 курса
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»,
Россия, г. Москва
Научный руководитель: Ковалева Н.Б., к. психол.н., доцент
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет»,
Россия, г. Москва
Аннотация. В статье рассматриваются результаты
исследования способности старших школьников и студентов воспринимать
метафорическое измерение знака, образно интерпретировать его в контексте
жизненного пути.
Ключевые слова: старшие школьники, студенты, метафора,
проектирование, образ пути, знак.
Наше время характеризуется высокой степенью
неопределённости, нестабильности, изменчивости [2, 10]. В таком мире трудно
выстраивать траекторию развития, определять далекие цели, делать ответственные
выборы. Проектирование, с точки зрения ученых [1, 9, 11], оказывается
технологией, позволяющей профессионально действовать в наши дни, и одновременно
становится всеобщей формой практики и образования. В результате оно начинает терять свою
идеальную составляющую, что порождает лавину псевдопроектов [3, 4], которые
лишь создают иллюзию решения проблемы. Встает вопрос, что же самое главное
необходимо удерживать и воспроизводить в проектировании, чтобы создавать
условия для развития детей, молодежи и общества в целом? Как обеспечить
становление личности в старшем
подростковом и юношеском возрастах с учетом временной перспективы и системы
жизненных целей?
Проектность сознания как необходимая грань образованности
и профессионализма [5, 10, 11] как раз и предполагает способность выстраивать «временные перспективы и системы жизненных
целей». В научной схеме проектной деятельности в качестве основных
принято выделять три элемента: замысел, реализацию и рефлексию [1]. По мнению ряда исследователей, одна из
наиболее сложных особенностей замысливания будущего — это формирование образа
будущего как востребованного самим ходом развития и ценностными ориентирами
общества, в частности образа должного будущего [4, 7, 11]. Одной из существенных
предпосылок для замысливания будущего является способность понимать метафоры и мыслить
метафорически. Но как показывают исследования, проводимые Н.Б. Ковалевой и под
ее научным руководством, у современных молодых людей затруднено восприятие
метафорического, иносказательного пласта текста, его образного измерения [6, 8],
что позволяет говорить о феномене метафорической слепоты. В связи с этим было
предпринято пилотажное исследование восприятия образа жизненного пути старшими
школьниками и студентами в модельной
ситуации.
В исследовании приняло участие 54 человека: 31 учащийся
9-11 классов ГБОУ "Школа №518" и ГБОУ “Школа №1506” г. Москвы и 23
студента 1-4 курса следующих вузов: МПГУ, РГГУ, РАНХиГС, МГУ, Рязанский
государственный университет имени С.А Есенина, СПбГУ и СПбГНИУ ИТМО.
Вопрос, ответы на который стали основой для настоящего
исследования, является частью диагностического комплекса, разработанного Н.Б.
Ковалевой. Он звучит так: “Вы оказались на перепутье – стоят три указателя со
знаками а) солнечного зайчика, б) лопаты, в) музыкального ключа. Что вы
выберете и почему?”
Среди ответов на данный вопрос
были выделены несколько категорий:
1)
Знак как образ
пути. Например, это такие ответы, как: «Скрипичный ключ; я буду припеваючи
решать проблемы», «Солнечного зайчика: он отсвечивает мне правильный и
счастливый путь», «Лопаты — это значит труд, это работа не только физическая,
но моральная над собой, над страной, над людьми», «Солнечный зайчик. Свет в
жизни, в будущем, определённость и безграничные возможности»;
2)
Знак как источник
представления о функции. При таких ответах изображённый на перепутье предмет
рассматривается с точки зрения его непосредственного функционала, например:
«Вероятнее, я бы выбрала лопату, поскольку она ассоциируется с трудовой
деятельностью. Следовательно, я могу применить этот предмет», «Лопату. Потому
что это самый материальный предмет из предложенного. Его можно практически
применить», «Лопаты — потому что хочу строить дома»;
3)
Знак как
источник ассоциации. Например: «Музыкальный ключ — думаю, там хорошая музыка
играет», «Солнечного зайчика – солнце связано с положительными ассоциациями:
свет, тепло»;
4)
Знак как
источник эмоционального отношения. Например: «Зайчик. Зайчики — это мило»,
«Ключ, больше всего нравится», «Зайчик. Выглядит мило и воодушевляюще»;
5)
Отсутствие
объяснения или ответа вообще.
Распределение ответов по
данным категориям у студентов и школьников выглядит по-разному (Рис. 1). Среди
старших школьников 16,1% увидели в знаке образ пути, 32,3% истолковали его
функционально, 9,8% опирались в выборе на возникшую у них ассоциацию, 22,6%
опирались на эмоциональное отношение, 19,4% не объяснили свой выбор или
отказались отвечать. Среди студентов распределение оказалось совершенно иным:
60,9% респондентов проинтерпретировали знак на перепутье как образ пути, 26,1%
— с точки зрения функции, и по 4,3% опирались на ассоциацию, на эмоциональное
отношение, или не дали ответа.
Рис. 1. Образ пути как
основа для замысливания будущего
Таким образом,
мы можем наблюдать значительное увеличение среди студентов процента ответов, в
которых знак интерпретируется метафорически, как образ жизненного пути. Если
среди старших школьников такой род интерпретации давался в довольно небольшом
проценте ответов, то среди студентов он лидирует со значительным отрывом. Такое
изменение может быть следствием смены социальной ситуации развития: переход из
старшей школы в высшее учебное заведение по-новому ставит вопросы о будущем,
актуализирует их на новом уровне.
Можно
также пронаблюдать сокращение процента респондентов, не давших развернутого ответа
на поставленный вопрос (или не давших никакого ответа вовсе). В качестве причины
этого можно предположить наличие особой «внутренней позиции студента», которая предполагает
стремление к поиску ответов на поставленные вопросы вместо ухода от них, а также
к внутреннему прояснению проблемных ситуаций.
Однако выбор знака как образа пути еще не
переводится напрямую в способность в соответствии с выбором выстраивать
временные перспективы стратегии развития и тем более замысливать образ
востребованного будущего. Соответственно, результаты данного пилота ставят
новые задачи. Во-первых, поиска средств, создающих условия для развития позиционности
и способности понимать метафорической контекст у школьников и части студентов.
Во-вторых, продолжения исследований механизмов перевода способности понимать
метафору и использовать ее как образ пути в модельной ситуации в компетентность
по порождению замысла, основанного на образе востребованного будущего, за
которое человек готов отвечать, и проектирования адекватных средств его
воплощения в жизнь.
Список литературы:
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности.
2002. № 2. С. 92–115
2. Асмолов А. Г. Вызовы
современности и перспективы профессионального роста в мире образования //
Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6–8
3. Громыко Ю.В., Громыко
Н.В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. 2005.
№ 2. С. 66-69
4. Исследование и
проектирование содержания дополнительного профессионального образования (теоретико-методологические
основания): коллективная монография. М.: ГАОУ МИОО, 2015. C. 308-347.
4. Ковалева Н.Б. Обретение
позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы
рефлексии и самоопределения // Актуальные проблемы психологического знания.
2016. № 3. С. 7-16.
5. Ковалева Н.Б. Проектные
характеристики понимания художественного текста // Общество: социология,
психология, педагогика. 2016. № 4. С. 72-75.
6. Ковалева Н.Б.
Феномены понимания в медиакультуре // Педагогика и психология образования.
2016. № 3. С. 114-126.
7. Леонтьев Д. А.,
Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов
возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.
8. Минаев В.Р. Понимание
метафор старшими школьниками // Электронный научный журнал. 2017. № 2-2 (17).
С. 19-26.
9. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: ACT, Ермак, 2003.
380 с.
10. Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности,
неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т. 8,
№ 40. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.08.2018).
11. Слободчиков В.И. На пути к новому
образованию // Народное образование. 2017. №2. С. 9-14.
THE PERCEPTION OF THE LIFE PATH BY HIGH SCHOOL
STUDENTS AND UNIVERSITY STUDENTS
Minaev V.R.
Scientific
director Kovaleva N.B.
Abstract. The article
examines the results of a study of the ability of high school students and
university students to perceive a metaphorical measurement of a sign,
figuratively interpret it in the context of life's path.
Keywords: high school students, university students, metaphor,
projecting, image of the path, sign.
References:
1. Alekseev N.G. Projecting
and reflexive thinking // Personality development. 2002. № 2. P. 92–115
2. Asmolov A.G. Challenges of the present and prospects for professional
growth in the world of education // Educational panorama. 2016. № 1 (5). P. 6–8
3. Gromyko Yu.V., Gromyko N.V. Research and projecting in education //
School technologies. 2005. № 2. P. 66-69
4. Research and projecting of the content of additional professional
education (theoretical and methodological grounds): a collective monograph. M.:
GAOU MIOO, 2015. P. 308-347.
4. Kovaleva N.B. Finding positional in the intention of understanding the
text: mediogermeneutical ways of reflection and self-determination // Actual
problems of psychological knowledge. 2016. № 3. P. 7-16.
5. Kovaleva N.B. Project characteristics of understanding the artistic
text // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. № 4. P. 72-75.
6. Kovaleva N.B. Phenomena of understanding in media culture // Pedagogy
and psychology of education. 2016. № 3. P. 114-126.
7. Leontiev D.A., Shelobanova E.V. Professional self-determination as the
construction of images of a possible future / / Questions of psychology. 2001.
№ 1. P. 57–65.
8. Minaev V.R. Understanding of metaphors by senior schoolchildren / /
Electronic scientific journal. 2017. № 2-2 (17). P. 19-26.
9. Naisbitt
J. Megatrends. M.: AST, Ermak,
2003. 380 p.
10. Poddyakov
A.N. Psychology of learning in conditions of novelty, complexity, uncertainty /
/ Psychological research. 2015. V. 8, № 40. P. 6. URL:
http://psystudy.ru (date of the request: 12.08.2018).
11. Slobodchikov
V.I. Towards a new education // Public education. 2017. №2. P. 9-14.