ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Дябина Татьяна Андреевна

cтудентка 4 курса, кафедры психологической антропологии

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

Научный руководитель: Ковалева Н.Б., к. психол.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы подросткового возраста, а именно формирование личностной направленности. Особое значение придаётся организации среды, позволяющей не навязывать ценности и картину мира современному подростку, а давать установку на личностное развитие, для того, чтобы подросток мог сам вбирать нужные для себя ценностные ориентации и в дальнейшем формировать свою направленность. Также рассматривается сравнение личностной направленности подростков города Москвы и Иркутска, которые находятся в разных образовательных условиях.

Ключевые слова: подросток, направленность, рефлексивно-позиционный подход, образовательная среда.

В настоящее время одной из основных идей образования является идея личностного развития. Современная система образования претерпевает большие изменения. Прежде всего, происходит поворот к личности ребенка. Данный поворот подразумевает под собой уважение и принятие мировоззрения, интересов, ценностей, идеалов, личности подростка в целом. Одним из ресурсов обеспечения необходимых изменений  является грамотно выстроенная образовательная среда, в которой ученик сможет развивать свои способности, повышать свои личностные качества и познавать свою уникальность. В большой мере подобные изменения касаются подросткового возраста, так как именно этот возраст является сенситивным периодом для формирования направленности. Сложность   и актуальность проектирования такого рода среды в большой мере определена  тем, что подростки находятся под огромным давлением средств массовой информации, которые манипулируют их сознанием и вменяют им зачастую потребительские ценности как востребованные, лишая их возможности выбора. Тем самым  поиски средств создания особой среды, в которой подросток в соавторстве с другими участниками образовательного процесса сможет вбирать в себя культурные ценности, приобретают критическую актуальность. В такой среде взрослый становится проводником подростка в мир культуры и гарантом того, чтобы направленность не была навязана сверху, а формировались самим подростком [1 – 4; 6 – 8].

Решение стратегических задач образования, определяемых как развитие личности и метапредметных способностей детей и подростков, требуют интеграции усилий философов, педагогов, психологов в создании инновационных проектных и исследовательских технологий на основе психологической антропологии и гуманистической педагогики. Рефлексивно-позиционные технологии, построенные в опоре на философию гуманизма и передовые идеи психологической антропологии и рефлексивной теории творчества, позволяют создать диалогическую среду сотворчества в понимании культурных образцов и решении проектно-исследовательских задач. А самое главное, открывают новые горизонты развития, соотнесенные с идеалами «должного» и нравственными ценностями на основе  личной включенности и творческой позиционности участников [6-8]. Не менее важно, что участники такой рефлексивно-позиционной практики не только получают импульс поиска истинных ценностей и опыт сотворчества, но и осваивают продуктивные способы проектно-рефлексивного преобразования среды и собственного развития. После такой совместной работы учащиеся уходят, наполненные энергией открытий и вновь обретенных смыслов деятельности и бытия [3; 4; 8].

В статье рассматриваются результаты методики «Города», которая проводилась в г. Москва и г. Иркутск на младших подростках (12-13 лет). Примечательным является то, что в Иркутске методика предлагалась участникам лагерных программ, разработанных на основе рефлексивно-позиционных технология создания образовательной среды, способствующей развитию мировоззрения, творческой направленности  и способностей подростков [8]. На основе рефлексивно-позиционного методики  анализа текста была разработана следующая типология личностной направленности, представленная в таблице 1 [ 6] .

Таблица 1. Типы направленности

тип направленности

пояснение

протестная

(критическая)

Преобладает критическая или протестная установка. Человек видит,   прежде всего   негативные  фпкты или разрушительные тенденции

Эмоционально- оценочная

Преобладает эмоциональное, отношение в миру и событиям. Для человека крайне важны впечатления, прежде всего положительные.

Творчески-преобразующая

представление о человеке как о со-творце мира, который может преобразовывать мир вокруг себя, влиять на собственное будущее и будущее планеты

 В рамках методики ребятам предлагалось продолжить одну из трёх историй о городах, которые описаны у Итало Кальвино [5]. Тексты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Стимульный материал

1)    1«Анастасия: Двигаясь на юг, три дня спустя встречаешься с Анастасией – этот город омывают концентрированные каналы, в небе его реет множество бумажных змеев. Надо бы теперь сказать, что …

2)    Диомира: Пустившись в путь и двигаясь три дня к востоку, попадаешь в Диомиру — город, где ты видишь шесть десятков куполов из серебра и улицы, мощенные оловянной плиткой, театр из хрусталя и бронзовые статуи богов, где что ни утро раздается с башни пение золотого петушка. Для путника, однако же...

3)    Изаура: Изаура — такое имя носит город тысячи колодцев — высится, как полагают, над подземным озером, лежащим на немалой глубине. Город рос, покуда жителям, выкапывавшим в почве длинные вертикальные туннели, удавалось добираться до воды, и потому его зеленые границы повторяют...» [4; 5].

 

Примеры ответов в продолжении истории « Анастасии»: <…> Надо бы теперь сказать что …

- творческие: это очень необычный город, там живут звери из бумаги и передвигаются не по земле, а как люди на транспорте. В этом мире не живёт людей

- эмоциональные:   этот город прекрасен, ярок, как Диснейленд

- критические: <…> он разрушен.

Рассмотрим полученные результаты. На рисунке 1 представлены  результаты опроса 31 ученика школ города Москвы.

 

Рис. 1 Результаты методики «Города» в Московских школах.

Таким образом, мы видим, что большинство испытуемых (74%) не дали ответа на данное задание, что может быть связано отсутствием готовности к творческой работе в принципе. На втором месте стоят ответы, в которых проявляются оценочные фиксации (16%).

 Результаты, полученные в Иркутском эксперименте. представлены на рисунке 2.


Рис. 2 Результаты методики «Города» в Иркутской области.

Можно видеть, что отсутствие ответов уменьшилось до 34 %, а остальные показатели значительно возросли,  особенно ответы творческие.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1)                Подростки 12-13 лет в обычных условиях (в данном случае это московские школьники) крайне редко демонстрируют творческую направленность, то есть желание  и интерес к решению сложных творческих задач. В данной выборке 74% учащихся проигнорировали задание. Всего  16 % проявили эмоционально-оценочную направленность и 6% – протестную. Только 3 % учащихся дали творческие ответы.

2)                Рефлексивно-позиционные технологии позволяют создать среду, способствующую актуализации и становлению творческой направленности учащихся. В данной экспериментальной группе при изначально относительно равной выборке задание стало интересным для 66% подростков  из Иркутска, в отличие от 26 % московской группы. Еще 30 % проявили эмоционально-оценочную направленность и 13% – протестную.

  Список литературы:

1. Бурьянова А.В. Исследование ценностных ориентаций современных подростков // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития. М: МПГУ, 2016.  C. 145-153.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М: Смысл, 2005. 1136 с.

3. Данильчева С.В. Создание художественного контекста как условие развития мировоззрения подростков // Человек в мире неопределенности: методология культурно – исторического познания. Т. 2. М: МПГУ, 2016. С. 144-147.

4. Дябина Т.А. Роль эмпатии в совместной творческой деятельности // Интернаука: научный журнал. № 1(35). – М., Изд. «Интернаука», 2018. 

5. Кальвино Итало. Невидимые города. М, АСТ, 2011. 224 с.

6. Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

7. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-234

8. Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 4. С. 72-75.

A STUDY OF PERSONAL ORIENTATION OF YOUNGER ADOLESCENTS

Dyabina Tatyana Andreevna 
4rd year student, department of Psychological Anthropology 
supervisor: N. Kovaleva, PhD, Associate Professor 
FGBOU VPO "Moscow State Pedagogical University" 
Moscow, Russian Federation

Abstract. In this article deals with the problems of adolescence, namely the formation of personal orientation. Of particular importance is the environment that allows not to impose the values and worldview of the contemporary teenager, and to give the installation on personal development, to ensure that the teenager was able to absorb necessary values and continue to shape its direction. The comparison of personal orientation of teenagers of Moscow and Irkutsk, who are in different educational conditions, is also considered.

Keywords: Teenager, orientation, reflexive-positional approach, educational environment.

References:

1. Bur'yanova A.V.Issledovanie cennostnyh orientacij sovremennyh podrostkov // Ot detstva k vzroslosti: variacii normy i osobennosti razvitiya. M: MPGU, 2016.  C. 145-153.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M: Smysl, 2005. 1136 s.

3. Danil'cheva S.V. Sozdanie hudozhestvennogo konteksta kak uslovie razvitiya mirovozzreniya podrostkov // CHelovek v mire neopredelennosti: metodologiya kul'turno – istoricheskogo poznaniya. T. 2. M: MPGU, 2016. S. 144-147.

4. Dyabina T.A. Rol' ehmpatii v sovmestnoj tvorcheskoj deyatel'nosti // Internauka: nauchnyj zhurnal. № 1(35). – M., Izd. «Internauka», 2018.

5. Kal'vino Italo. Nevidimye goroda. M, AST, 2011. 224s.

6. Kovaleva N.B. (2015). The Role of Reflection in the Development of a Culture of Collective Creativity. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 4 (13), 120-123

7. Kovaleva N.B. (2016). Reflexive-positional Approach to Sanyavan Scenario Productive Forms  Of Educational Anthropopractice. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2 (15), 230-234

8. Kovaleva N.B. (2016). Project Characteristics of Literary Text Interpretation // Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. December, 4, 72-75