Динамические характеристики ценностно-мотивационной сферы младшего школьника

Гудкова Анастасия Андреевна

cтудентка 3 курса, кафедры психологической антропологии

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

Научный руководитель: Ковалева Н.Б., к. психол.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы младшего школьника и динамики их изменения  в условиях рефлексивно-позиционного подхода к развитию личности.

Ключевые слова: мотивация, ценностно-мотивационная сфера, личность, современность, рефлексивно-позиционный подход.

Актуальность исследования мотивационно-потребностной сферы младшего школьника во многом определяется тем, что под влиянием современных медиаресурсов кардинальным образом меняются условия развития личности и сами личностные характеристики учащихся. Психологов волнует засилье рекламы, направленной на внедрение высоких норм потребления, что особенно сказывается на младших школьниках, поскольку у них еще недостаточно развита рефлексия, но есть уже желание войти в мир взрослых. С точки психологов- классиков - это возраст, когда закладываются широкие социальные мотивы [1], формируются доминанты усилия и дали [3], обретают силу ценностные ориентации [4], во многом определяющие жизненные перспективы и дееспособность личности в будущем [6]. Современные психолого-педагогические исследования достаточно часто выявляют неблагоприятную тенденцию в развитии ценностно-мотивационой сферы младшего школьника [2; 5-8]. В исследованиях А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, проведенных вначале 2000-х на основе методики «Цветик-трехветик», 53% учащихся младших классов высказали гуманистичеcкие желания (о мире во всем мире или о счастье всех людей) [10, с. 157-158]. И хотя, такая мотивация и гуманистические ценности оказываются еще декларативными, не имеющими способов реализации и заимствованными у взрослых [7], с точки зрения ученых именно такие ценности могут способствовать формированию положительной широкой социальной мотивации и гармоничной картине мира. По данным исследований последних лет, наоборот, начинает преобладать потребительская сфера. В частности, в исследовании А.И. Золотухиной показано, что 45% третьеклассников имеют бытовые желания (самсунг, приставка), а 5% высказываются негативно [5, с. 70-72]. Высокий процент предпочтений в сфере потребления получены также и другими исследователями [2]. По мнению А.К. Марковой, положительная учебная мотивация ребенка не возникает просто так без помощи взрослых, это процесс управляемый и общество должно взять на себя ответственность по формированию мотивационной сферы ребенка [9]. Таким образом, поиск средств развития положительной мотивации и динамические аспекты исследований ценнностно-мотивационной сферы детей приобретают особую значимость.

В представляемой работе в качестве методики исследования ценностно-мотивационной сферы детей использовались модификации теста «Волшебные желания». Данная методика интересна тем, что актуализирует непосредственные желания ребенка в ситуации здесь и сейчас. Тест имеет много модификаций и названий. Исходным вариантом, описанным в российской литературе Л.И. Божович, считается тест «Цветик-семицветик» на основе сказки В. Катаева. В опыте В.Г. Яковлева после прочтения сказки, в которой, по сути, были заданы образцы ответов, детям предлагается оценить выборы героини и сделать свой собственный. Чтобы избежать влияния образца Л.И. Божович провела исследование в своей лаборатории, предложив детям написать только одно пожелание к Новому году. [2, с. 288]. Результаты позволили выявить достаточно выраженную направленность желаний  на общечеловеческие проблемы, а сами методики прочно вошли в психологическую практику.

В нашем эксперименте мы воспользовались тестами «3 желания» (в начале урока) и «Wish list» (в конце урока). Между контрольными диагностиками детям был показан известный мультфильм Ю. Норштейна «Ёжик в тумане» и проведено обсуждение по сценарию, спроектированному в рефлексивно-позиционных технологиях Н.Б. Ковалевой [6] на основе медиагерменевтического анализа текста [7]. В частности, предлагались проблемные вопросы: «Зачем Ежик спустился в туман?» «Что значил «узелок» для Ежика и почему он его боялся потерять?», «В какой момент он его потерял и почему так испугался?». Также  предлагалось каждому ответить себе на вопрос: «А в моей жизни есть такой узелочек и что он символизирует?», «Что я боюсь потерять?» и использовались другие приемы, активизировавшие сопереживание и позиционную рефлексию. В качестве исходной схемы классификации для определения сфер предпочтения мы воспользовались схемой, разработанной в исследовательской группе Н.Б. Ковалевой [2; 4; 6], но в несколько упрощенном варианте (см. таблицу1).

Таблица1. Классификация  ценностных сфер мотивационных предпочтений

Сфера ценностей

Группа ценностей

Примеры

Гуманистические  ценности

гуманистические (общечеловеческие)

чтобы всем было  хорошо

Нравственные (инструментальные)

быть добрым,  «не плакать»

Познавательные ценности

познание  как развитие (инструментальные)

Научиться сочинять песни, исследовать космос

образованность (учеба, широта знаний)

знать математику

быть космонавтом

Социальные ценности

имиджевые ценности: престиж статус, достижения

популярность в соцсетях

ценности отношений близкого круга

дружба, дом

Потребительские ценности

витальные

никогда не болеть

материальные

хочу самсунг 9

развлекательно-досуговые

хочу на компьютер игру Симс 4

магические (псевдодуховные)

сверхспособности

 

Процентное соотношение результатов «до» и «после» просмотра и обсуждения «Ежика в тумане» представлено на рис.1. Дополнительно к опорной классификационной схеме появились «нулевые» ответы – отказ или протест, в данном случае протест был выражен фразой «я сама себе делаю подарки».

Рис. 1. Динамические характеристики распределения предпочтений по сферам

 

На рисунке 1 можно видеть, практические все показатели изменились в положительную сторону. Во-первых, исчезли негативные выборы, и все дети выразили свои желания, причем практически в полном объеме. Более, чем в 2 раза сократилось количество потребительских желаний и они составили всего 28 %. Почти в три раза увеличилось число желаний в социальной сфере – дружба и семья обрели свое законное место – выборы этой сферы достигли 39%. Появились желания в сфере познания и развития: кто-то захотел исследовать космос, кто-то понимать, как устроено время, пространство и скорость. Неожиданно низким и в первой (7%), и во второй (11%) серии оказался процент выборов в гуманистической сфере. Возможно, это связано с содержанием мультика и сопереживанием его героям, что позволило актуализировать реальные зоны развития детей и особенно такие ценности как дружба и исследование.

Таким образом, проведенное пилотажное исследование позволяет зафиксировать достаточно значимые положительные изменения в сфере предпочтений младших школьников в контексте развивающего занятия, проведенного в технологиях рефлексивно-позиционного подхода. Конкретные показатели динамики изменения процентного распределения мотивационных предпочтений по ценностным сферам требуют дополнительной экспериментальной проверки.

Список литературы:

1.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с. (Акад. пед. наук СССР).

2.  Бурьянова А.В. Характеристика потребностно-мотивационной сферы младших школьников на основе методики «три желания»// Молодой ученый: Вызовы и перспективы. Сб. ст. по матер.XXVI Меж.научно-практ.конф.2017.С. 57-61

3.  Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд. «Смысл», 2005. 1136 с.

4.  Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности : хрестоматия. М: АСТ: Астрель, 2009. С. 329-333.

5.  Золотухина А.И. Исследование межличностных отношений младших школьников на основе ценностных установок и ориентаций по методике незаконченных предложений // Молодой ученый: Вызовы и перспективы. Сб. ст. по материалам XXVI Межд. научно-практ. конф. 2017. С 68-74.

6.  Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. 230 с.

7.  Ковалева Н.Б. Текст как место встречи и недоразумений. Медиагерменевтика собственных представлений и образов / Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 238-248.

8.  Крыжановская Н.В., Млкеян Л.А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 7. С. 121–125

9.  Маркова А.К. Пути формирования мотивации учения. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

10.           Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с

Сведения об авторе:

Гудкова Анастасия Андреевнаcтудентка 3 курса, кафедры психологической антропологии. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» - e-mail: anastasiagudkova8@gmail.com

 

Dynamic characteristics of value-motivational sphere of primary school children

Gudkova Anastasia Andreevna

3rd year student, Department of psychological anthropology

Supervisor : Kovaleva N.B., K. psychology.D., associate Professor

FGBOU VPO "Moscow state pedagogical University»

Moscow, Russian Federation

 

Annotation. The article describes the features of the formation of the image of the hero of younger and older adolescents. Influence of modern socio-cultural realities on the formation of personality and self-consciousness of adolescents.

Keywords: teen, image of the hero, the younger generation, personal development, self-awareness.

References:

1. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. M.: Education, 1968. 464 p. (Acad. PED. of Sciences of the USSR).

2. Buryanova A.V. Characteristics of the need-motivational sphere of younger students on the basis of the method "three wishes" / / Young scientist: Challenges and prospects. SB. article on Matera.XXVI Inter.scientific practice.Conf.2017.P. 57-61

3. Vygotsky L. S. Psychology of human development. M.: Izd. "Meaning", 2005. 1136 p.

4. Vygotsky L. S. development of personality and Outlook of the child. Psychology of personality: reader. M: AST: Astrel, 2009. P. 329-333.

5. Zolotukhina A. I. Research of interpersonal relations of younger students on the basis of value attitudes and orientations by the method of unfinished sentences / / Young scientist: Challenges and prospects. SB. article on the materials of the XXVI Int. scientific practice. Conf. 2017. 68-74.

6. Kovaleva N. B. Plot-activity technologies in media education. M: MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, 2015. 230 p.

7. Kovaleva N. B. The text as a meeting place and misunderstandings. Media-hermeneutics of own ideas and images / Pedagogy and education. 2016.  No. 3. P. 238-248.

8. Kryzhanovskaya N. In. Mlkeyan L. A. study of educational motivation in primary school students / / Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2016. Vol. 7. S. 121-125

9. Markova A. K. Ways of formation of motivation of the doctrine. M.: Education, 1983. 96 p.

10. Prikhozhan A. M., Tolstykh N. N. Psychology of orphanhood. 2nd ed. SPb.: Peter, 2005. Four hundred