Анализ эмпирических исследований эффективности тайм-менеджмента

Алексеев Глеб Александрович

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению результатов эмпирических исследований, посвященных тайм-менеджменты. Рассматриваются эффекты применения различных техник управления временем, оказываемые на академические достижения, успехи в работе, субъективное чувство контроля над временем, а также на уровень стресса и тревожности. Рассмотрены данные, полученные на выборках студентов и людей, занимающихся профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, управление временем,  целеполагание, планирование, академические достижения, продуктивность работы, уровень стресса, уровень тревожности.

В статье рассматриваются результаты эмпирических исследований, посвященных тайм-менеджменту. Рассматриваются вопросы влияние инструментов тайм-менеджмента на академические успехи, эффективность осуществления трудовой деятельности и уровень стресса. Многие данные исследований, приведенные в статье, публикуются на русском языке впервые.

В наше время тайм-менеджмент завоевывает все большую популярность среди представителей разных возрастов и профессий. Причиной тому является хроническая нехватка времени, с которой, вследствие большой загруженности, постоянно растущего потока информации и постоянно меняющихся условий среди, сталкиваются люди.  Существует большое количество различных инструментов тайм-менеджмента. Среди самых популярных можно выделить следующие: формулировка задач, расстановка приоритетов, планирование (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное), анализ затрат времени, группировка задач, приемы повешения концентрации внимания, выработка устойчивых привычек. Нельзя однозначно сказать, какой именно инструмент тайм-менеджмента является самым эффективным. Однако, на основе личного опыта большого количества людей, применяющих различные приемы управления временем в своей повседневной жизни, можно сделать предварительный вывод о том, что тайм-менеджмент является одним их ключевых навыков, необходимых человеку для достижения успеха практически в любой сфере деятельности. Какой бы сильной не была убежденность сторонников применения тайм-менеджмента в его эффективности, любому выводу, основанному на личном опыте, не помешает научная проверка. В настоящее время накоплено немного эмпирических исследований эффективности тайм-менеджмента. Тем не менее, некоторые заслуживающие внимания исследования  уже были проведены. Рассмотрению их результатов и посвящена данная статья.

Большинство имеющихся эмпирических исследований тайм-менеджмента были направлены на установление связи между использованием инструментов управления временем и эффективностью обучения в вузе, уровнем стресса или креативностью.  Испытуемыми, как правило, были студенты высших учебных заведений. В качестве исследовательского метода обычно использовался метод самоотчета или анкетирования. На основе анализа результатов исследований были сделаны следующие выводы: студенты, указавшие в самоотчетах, что они применяют приемы планирования времени, как правило, демонстрируют более высокую академическую успеваемость; эффективный тайм-менеджмент способствует снижению уровня стресса и напряжения; опрошенные, демонстрирующие высокий уровень развития навыков управления временем, отдают предпочтение таким инструментам как планирование и организация времени; опрошенные женского пола, лица более старшего возраста, а также те, кто проходили специализированные тренинги по тайм-менеджменту практикуют техники управления временем чаще [4].

Эти данные подтвердили результаты более раннего исследования, проведенного на студентах, в ходе которого также было установлено, что применение приемов тайм-менеджмента способствует усилению субъективного чувства контроля над собственным временем, следствием чего является значительно более низкий уровень стресса, по сравнению с людьми, не занимающимися тайм-менеджментом [5].

В другом исследовании изучалась связь между академическими успехами и применением одной из трех стратегий тайм-менеджмента: краткосрочным планированием (на один день или одну неделю), долгосрочным планированием (сроком до нескольких лет) и отношением ко времени (концентрация внимания на более приоритетных задачах и игнорирование менее приоритетных) [7]. Корреляционный анализ показал, что наиболее сильная положительная связь есть между академической успеваемостью и краткосрочным планированием. Чуть менее сильная – между академической успеваемостью и долгосрочным планированием. Между академической успеваемостью и отношением ко времени была выявлена отрицательная корреляция. Результаты исследования были подвергнуты дальнейшему анализу, в ходе которого было показано, что тайм-менеджмент в высокой степени оказывает положительное воздействие на академические успехи студентов. Как правило, успешные в учебе студенты обладают развитыми навыками управления временем, в особенности, навыком планирования, что позволяет им уделять больше времени учебе как в вузе, так и дома. Кроме того, студенты, умеющие эффективно управлять временем, редко сталкиваются с тревогой и стрессом, что было также установлено в вышеописанном исследовании. 

Но так ли остра необходимость в применении техник управления временем студентами? Исследования, проведенное в Оренбургском государственном университете показала, что, по крайней мере, среди студентов такая необходимость есть [1]. Так, на вопрос «Умеете ли Вы правильно и эффективно использовать свое время?» только 32% респондентов ответили утвердительно. 80% студентов ответили, что не ведут ежедневник. Кроме того, 85% участников опроса изъявили желание получить знания и умения по тайм-менеджменту.

Рассмотрим также те исследования, субъектами которых были не студенты, а люди, работающие преподавателями, или офисные служащие. В ходе их проведения выяснилось, что после прохождения тренинга по тайм-менеджменту людям удалось значительно и на долгий срок улучшить свои навыки эффективного управления временем, по сравнению с контрольной группой, которая такого тренинга не проходила [8]. В ходе двух более поздних исследований, в которых изучалось влияние другого тренинга по тайм-менеджменту, выяснилось, что прошедшие его участники стали лучше контролировать свое время, испытывали меньше напряжения на работе, реже находились в состоянии стресса и, в целом, стали получать большее удовлетворение от работы, чем испытуемые из контрольной группы [6].

Еще одно более позднее исследование, посвященное влиянию тайм-менеджмента на эффективность выполнения работы, показало, что планирование времени позитивно влияет на способность им управлять, но в то же время способствует тому, что важность планируемой задачи воспринимается субъективно выше [2].

По всей видимости, на данном этапе исследования, эффективность тайм-менеджмента, в целом, не вызывает сомнений. Но есть ли какие-либо негативные последствия применения техник управления временем? Данных, говорящих о наличии подобных эффектов существенно меньше тех, что говорят об обратном [2].

Таким образом, на основе рассмотренных нами эмпирических сведений, мы можем сделать вывод о том, что тайм-менеджмент является эффективным способом повышения эффективности управления временем для людей разных профессий. Он помогает не только решать задачи в более короткие сроки, но и способствует снижению уровня стресса. До сих пор, однако, не прояснен вопрос о том, какой инструмент тайм-менеджмента является наиболее эффективным, есть ли более и менее предпочитаемые стратегии в  зависимости от деятельности, которой занимается человек. Эти вопросы открывают перспективу для дальнейших исследований.

Список литературы:

1.                Реунова М. А. Представления студентов университета о самоорганизации времени / М. А. Реунова // Вестник Оренбургского государственного университета – 2013. Изд. 151, С 209 – 212.

2.                Claessens B. J. C.  Planning behavior and perceived control of time at work /  B. J. C.   Claessens, W Van Eerde // Journal of Organizational Behavior. – 2004 Vol. – 25 (8)? P. 937-950/

3.                Hellsten L .A. M. What Do We Know About Time Management? A Review of the Literature and a Psychometric Critique of Instruments Assessing Time Management URL : http://www.intechopen.com/books/time-management/what-do-we-know-about-time-management-a-reviewof-the-literature-and-a-psychometric-critique-of-inst (дата обращения: 31.07.2018).

4.                L.-A. M. Hellsten. What Do We Know About Time Management? A Review of the Literature and a Psychometric Critique of Instruments Assessing Time Management. Time Management, Available from: http://www.intechopen.com/books/time-management/what-do-we-know-about-time-management-a-reviewof-the-literature-and-a-psychometric-critique-of-inst.

5.                Macan T. College students' time management: Correlations with academic performance and stress / T. Macan // Journal of Educational Psychology – 1990. Vol 82 (4), P. 760-768

6.                Macan, T. H.. Time-management training: Effects on time behaviors, attitudes, and job performance / T. H. Macan // The Journal of Psychology – 1996. Vol. 130 (3), P. 229-236.

7.                Nasrullah S. The Impact of Time Management on the Students’ Academic Achievements / S. Nasrullah, M. S. Khan // Journal of Literature, Languages and Linguistics – 2015. Vol.11,  P. 66-71.

8.                Woolfolk A. E. Time management: An experimental investigation Author links open overlay panel / A. E. Woolfolk, R. L. Woolfolk // Journal of School Psychology – 1986. Vol. 24 (3), P. 267-275.