Анализ эмпирических исследований эффективности
тайм-менеджмента
Алексеев Глеб Александрович
ФГБОУ
ВО «Воронежский государственный
университет»
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению результатов эмпирических исследований,
посвященных тайм-менеджменты. Рассматриваются эффекты применения различных
техник управления временем, оказываемые на академические достижения, успехи в
работе, субъективное чувство контроля над временем, а также на уровень стресса
и тревожности. Рассмотрены данные, полученные на выборках студентов и людей,
занимающихся профессиональной деятельностью.
Ключевые
слова: тайм-менеджмент, управление временем, целеполагание, планирование, академические
достижения, продуктивность работы, уровень стресса, уровень тревожности.
В статье рассматриваются результаты эмпирических
исследований, посвященных тайм-менеджменту. Рассматриваются вопросы влияние
инструментов тайм-менеджмента на академические успехи, эффективность
осуществления трудовой деятельности и уровень стресса. Многие данные исследований,
приведенные в статье, публикуются на русском языке впервые.
В наше время тайм-менеджмент
завоевывает все большую популярность среди представителей разных возрастов и
профессий. Причиной тому является хроническая нехватка времени, с которой,
вследствие большой загруженности, постоянно растущего потока информации и
постоянно меняющихся условий среди, сталкиваются люди. Существует большое количество различных
инструментов тайм-менеджмента. Среди самых популярных можно выделить следующие:
формулировка задач, расстановка приоритетов, планирование (краткосрочное,
среднесрочное и долгосрочное), анализ затрат времени, группировка задач, приемы
повешения концентрации внимания, выработка устойчивых привычек. Нельзя
однозначно сказать, какой именно инструмент тайм-менеджмента является самым
эффективным. Однако, на основе личного опыта большого количества людей,
применяющих различные приемы управления временем в своей повседневной жизни,
можно сделать предварительный вывод о том, что тайм-менеджмент является одним их
ключевых навыков, необходимых человеку для достижения успеха практически в
любой сфере деятельности. Какой бы сильной не была убежденность сторонников
применения тайм-менеджмента в его эффективности, любому выводу, основанному на
личном опыте, не помешает научная проверка. В настоящее время накоплено немного
эмпирических исследований эффективности тайм-менеджмента. Тем не менее,
некоторые заслуживающие внимания исследования
уже были проведены. Рассмотрению их результатов и посвящена данная
статья.
Большинство имеющихся эмпирических исследований
тайм-менеджмента были направлены на установление связи между использованием
инструментов управления временем и эффективностью обучения в вузе, уровнем
стресса или креативностью. Испытуемыми,
как правило, были студенты высших учебных заведений. В качестве
исследовательского метода обычно использовался метод самоотчета или
анкетирования. На основе анализа результатов исследований были сделаны
следующие выводы: студенты, указавшие в самоотчетах, что они применяют приемы
планирования времени, как правило, демонстрируют более высокую академическую
успеваемость; эффективный тайм-менеджмент способствует снижению уровня стресса
и напряжения; опрошенные, демонстрирующие высокий уровень развития навыков
управления временем, отдают предпочтение таким инструментам как планирование и
организация времени; опрошенные женского пола, лица более старшего возраста, а
также те, кто проходили специализированные тренинги по тайм-менеджменту
практикуют техники управления временем чаще [4].
Эти данные подтвердили результаты
более раннего исследования, проведенного на студентах, в ходе которого также
было установлено, что применение приемов тайм-менеджмента способствует усилению
субъективного чувства контроля над собственным временем, следствием чего
является значительно более низкий уровень стресса, по сравнению с людьми, не
занимающимися тайм-менеджментом [5].
В
другом исследовании изучалась связь между академическими успехами и применением
одной из трех стратегий тайм-менеджмента: краткосрочным планированием (на один
день или одну неделю), долгосрочным планированием (сроком до нескольких лет) и
отношением ко времени (концентрация внимания на более приоритетных задачах и
игнорирование менее приоритетных) [7]. Корреляционный анализ показал, что
наиболее сильная положительная связь есть между академической успеваемостью и
краткосрочным планированием. Чуть менее сильная – между академической
успеваемостью и долгосрочным планированием. Между академической успеваемостью и
отношением ко времени была выявлена отрицательная корреляция. Результаты
исследования были подвергнуты дальнейшему анализу, в ходе которого было
показано, что тайм-менеджмент в высокой степени оказывает положительное
воздействие на академические успехи студентов. Как правило, успешные в учебе
студенты обладают развитыми навыками управления временем, в особенности,
навыком планирования, что позволяет им уделять больше времени учебе как в вузе,
так и дома. Кроме того, студенты, умеющие эффективно управлять временем, редко
сталкиваются с тревогой и стрессом, что было также установлено в вышеописанном
исследовании.
Рассмотрим также те исследования, субъектами которых
были не студенты, а люди, работающие преподавателями, или офисные служащие. В
ходе их проведения выяснилось, что после прохождения тренинга по
тайм-менеджменту людям удалось значительно и на долгий срок улучшить свои
навыки эффективного управления временем, по сравнению с контрольной группой,
которая такого тренинга не проходила [8]. В ходе двух более поздних
исследований, в которых изучалось влияние другого тренинга по тайм-менеджменту,
выяснилось, что прошедшие его участники стали лучше контролировать свое время,
испытывали меньше напряжения на работе, реже находились в состоянии стресса и,
в целом, стали получать большее удовлетворение от работы, чем испытуемые из
контрольной группы [6].
Еще одно более позднее исследование, посвященное
влиянию тайм-менеджмента на эффективность выполнения работы, показало,
что планирование времени позитивно влияет на способность им управлять, но в то
же время способствует тому, что важность планируемой задачи воспринимается
субъективно выше [2].
По всей
видимости, на данном этапе исследования, эффективность тайм-менеджмента, в
целом, не вызывает сомнений. Но есть ли какие-либо негативные последствия
применения техник управления временем? Данных, говорящих о наличии подобных
эффектов существенно меньше тех, что говорят об обратном [2].
Таким образом,
на основе рассмотренных нами эмпирических сведений, мы можем сделать вывод о
том, что тайм-менеджмент является эффективным способом повышения эффективности
управления временем для людей разных профессий. Он помогает не только решать
задачи в более короткие сроки, но и способствует снижению уровня стресса. До
сих пор, однако, не прояснен вопрос о том, какой инструмент тайм-менеджмента
является наиболее эффективным, есть ли более и менее предпочитаемые стратегии
в зависимости от деятельности, которой
занимается человек. Эти вопросы открывают перспективу для дальнейших
исследований.
Список
литературы:
1.
Реунова
М. А. Представления студентов университета о самоорганизации времени / М. А. Реунова // Вестник Оренбургского государственного
университета – 2013. Изд. 151, С 209 – 212.
2.
Claessens B. J. C. Planning
behavior and perceived control of time at work / B. J. C. Claessens, W Van Eerde //
Journal of Organizational Behavior. – 2004 Vol. – 25 (8)? P. 937-950/
3.
Hellsten L .A. M. What Do We Know About Time Management? A
Review of the Literature and a Psychometric Critique of Instruments Assessing
Time Management URL :
http://www.intechopen.com/books/time-management/what-do-we-know-about-time-management-a-reviewof-the-literature-and-a-psychometric-critique-of-inst
(дата обращения:
31.07.2018).
4.
L.-A.
M. Hellsten. What Do We Know About Time Management? A
Review of the Literature and a Psychometric Critique of Instruments Assessing
Time Management. Time Management, Available from:
http://www.intechopen.com/books/time-management/what-do-we-know-about-time-management-a-reviewof-the-literature-and-a-psychometric-critique-of-inst.
5.
Macan T. College students' time management: Correlations with academic
performance and stress / T. Macan // Journal of
Educational Psychology – 1990. Vol 82 (4), P. 760-768
6.
Macan, T. H.. Time-management
training: Effects on time behaviors, attitudes, and job performance / T. H. Macan // The Journal of Psychology – 1996. Vol. 130 (3), P.
229-236.
7.
Nasrullah S. The Impact of Time Management on the Students’
Academic Achievements / S. Nasrullah, M. S. Khan //
Journal of Literature, Languages and Linguistics – 2015. Vol.11, P. 66-71.
8.
Woolfolk
A. E. Time management: An experimental investigation Author links open overlay
panel / A. E. Woolfolk, R. L. Woolfolk // Journal of School Psychology – 1986. Vol. 24 (3), P. 267-275.