ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Воронов Н.А.

старший преподаватель, к.б.н., доцент

ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, Ярославль

 

Аннотация Происходящие в обществе перемены, особо обозначили проблему поддержки подростков с девиантным поведением и необходимостью разработки системы средств профилактики девиантного поведения. Одним из важнейших методов профилактики девиантного поведения подростков является спорт.

Ключевые слова: спорт, подростки, поведение, девиантность, профилактика.

 

Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им. Занятия спортом влияют на оптимизацию общения, облегчают контакты с другими людьми и помогают лучше адаптироваться к социальной среде.

Занятия спортом и физической культурой дают положительные результаты и могут быть использованы в целях коррекции личностных особенностей трудных подростков [2]. Физкультурно-коррекционные мероприятия приводят к положительным изменениям большинства компонентов личностных особенностей, помогают снизить негативные личностные проявления и преодолеть трудности в общении с другими людьми.

В России спорт всегда был одним из эффективнейших способов воспитания человека, сочетающего в себе в равной степени духовное богатство и физическое совершенство. Очевидно, что, в первую очередь, тренировки способствуют укреплению тела, координации движений. Однако спорт не только учит нас управлять своими движениями, но и закаляет волю. Какие черты характера воспитывает спорт, в первую очередь? Вне всякого сомнения, физическая культура помогает нам быстрее ориентироваться в сложных ситуациях, в экстренном порядке принимать верные решения, рисковать, когда это необходимо и оправданно. Помимо этого, тренируясь в коллективе, человек получает бесценный опыт общения, учиться понимать соперника. Постоянная работа над собой, ежедневное физическое напряжение и борьба за высокие результаты помогает спортсмену быть победителем и в жизни. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой, более волевые, они всегда находят стимул и мотивацию к действию.

В каждом виде спорта от атлетов требуются не только физические способности, но и проявление быстроты мышления, эмоций и волевых усилий. Кроме того, в вопросе, какие черты характера воспитывает спорт, стоит сказать и о процессе самосознания [3]. Оттачивая движения, развивая гибкость и выносливость, спортсмен узнает о себе много нового. Постепенно он начинает прислушиваться к своему телу, искать способы решения конкретных проблем. Сопоставив свое самочувствие и настроение с результатами, человек рано или поздно находит причины и последствия спортивных ошибок. Таким образом, спорт учит анализировать действия, самостоятельно совершенствовать их. Совершенствование на тренировках помогает человеку развиваться и в других областях жизни.

Одним из важнейших направлений в профилактике среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

В последние десятилетия при школах, ПТУ стали создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.

Занятия спортом благоприятно влияют на организм – это обогащение крови кислородом, которое увеличивается во время спорта. Во-вторых – это возможность избавиться от каждодневного стресса и от негативных эмоций. Если смотреть с точки зрения химии, то во время занятий спортом в организме выделяются гормоны стресса (в основном, адреналин, выделяется надпочечниками) и их число у каждого человека может варьироваться в зависимости от ментальных и физиологических особенностей, но в общем, гормоны стресса стимулируют поднятие самосознания.

Именно это чувство удовлетворения отличают каждодневную физическую работу от физической нагрузки. При долгой физической работе в организме вырабатывается защитная реакция усталости, поэтому даже если "снаружи" нагрузка была одинаковой, то внутри не появляется чувство счастья. В свою очередь, занятия спортом ограничены каким-то конкретным временным периодом когда не накапливается такая усталость, чтобы организм начал чувствовать себя плохо, а также организм способен быстрее возобновляться, поэтому человек быстрее почувствует себя хорошо.

Не считая адреналина, в организме человека во время физической нагрузки выделяются и другие химические вещества, после сложения которых вместе, можно говорить о появлении хорошего самочувствия [1]. Во время регулярных и длительных физических занятий в гипофизе центральной нервной системы выделяется эндорфин или так называемый "гормон счастья".

Многие жизненные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, это позволяет спортсмену набираться жизненного опыта, формировать свои ценности и установки. Начав заниматься в спортивной секции, ребёнок попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив – это новые агенты социализации, они ответственны за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения. Тренер должен формировать базовые ценности, регулировать поведение, ориентировать подростка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов. Спортивная деятельность помогает юному спортсмену стойко переносить трудности, в школе, в семье, в других жизненных ситуациях. Спортивная деятельность оказывает позитивное влияние не только на физическое развитие, но и формирует личность в целом. Дети, занимающиеся спортом, воспитывают у себя такие черты характера, как выдержка, сила воли, дисциплинированность, смелость, настойчивость и самообладание.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что подростки, не занимающиеся спортом, эмоционально менее устойчивы, более подвержены чувствам, более импульсивны в поведении, более прямолинейны, более напряжены, у них высок показатель чувства вины. Подростки, занимающиеся физической культурой, отличаются эмоциональной устойчивостью, они более нормативны в поведении, более дипломатичны, склонны к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности личности. Занятия подростками физической культурой обеспечивают повышение психической адаптированности к социальной среде, чем у подростков, не занимающиеся спортом.

Спорт, является частью общей культуры личности, и во многом определяет социальный статус человека. Приобщение к спорту, в процессе которого подросток овладевает системой ценностей, знаний, развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества может стать решающим фактором предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков.

 

Список литературы:

1.  Воронин С.М. Влияние организационной культуры вуза на формирование ценностной среды студенческой молодежи с исследовательской точки зрения / С.М. Воронин, Н.А. Воронов, С.В. Новожилова, В.В. Новиков, И.П. Афонин // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2016. № 4 (39). С. 63 – 67.

2.  Громов И.А. Западная социология / И.А. Громов, И.А. Мацкевич, В.А. Семёнов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2011. – С. 532.

3.  Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

 

Сведения об авторе:

Воронов Николай Андреевичстарший преподаватель, к.б.н., доцент, ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации, n.shipov@uniyar.ac.ru

 

INFLUENCE OF SPORT ON BEHAVIOUR OF TEENAGERS

Voronov N.A.

Abstract. The changes happening in society, have especially designated a problem of support of teenagers with deviant behavior and need of development of the system of prophylactics of deviant behavior. One of the most important methods of prevention of deviant behavior of teenagers is the sport.

Keywords: sport, teenagers, behavior, deviance, prevention.

References:

1. Voronin S.M. Influence of organizational culture of higher education institution on formation of the valuable circle of student's youth from the research point of view / S.M. Voronin, N.A. Voronov, S.V. Novozhilova, V.V. Novikov, I.P. Afonin//the Messenger of the Rybinsk state aviation technological academy of P.A. Solovyov. 2016. No. 4 (39). P. 63 – 67.

2. Gromov I.A. Western sociology / I.A. Gromov, I.A. Matskevich, V.A. Semyonov. – SPb.: LLC DNA Publishing House, 2011. – P. 532.

3. Family sociology: The textbook / Under the editorship of the prof. A.I. Antonov. – 2nd prod., reslave. and additional – M.: INFRA-M, 2005. – 640 p.