ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ У КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Хряпин Ю.Н.

Рязанское высшее воздушно-десантное  командное училище

имени генерала армии В.Ф. Маргелова

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования воли у курсантов военных вузов. Рассмотрена структура волевого акта. Показан механизм формирования воли у курсантов.

Ключевые слова: волевое действие, волевые свойства, волевое качество.

Актуальность проблемы. Вряд ли кто будет оспаривать важность воли и волевых качеств в жизни человека: воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта, обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности.

Без обладания волевыми качествами военнослужащим выполнение учебно-боевых задач становится проблематичным или невозможным. В связи с этим актуален вопрос возможности и эффективности формирования волевых качеств у курсантов военных училищ в образовательном процессе.

Многие отечественные психологи рассматривают волю как сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при со­вершении целенаправленных действий и поступков.

Так по определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [1].

Л.С. Выготский в волевом действии выделял два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй, исполнительный, заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения [2].

В структуре волевого акта выделяют следующие основные составляющие: побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью; наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения; «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений; принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения; реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

Большинство психологов сущностью воли считают исполнение принятого решения, для реализации которого необходимо сознательное волевое усилие. «Научиться хотеть того или иного — не это важно. Главное — научиться действительно выполнять то, что намечено, и не отвлекаться всякими случайными впечатлениями» [3].

О волевом поведении говорится, когда у человека есть внутренний стержень, если у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.

Следовательно, важнейшим признаком волевых действий является преодоление трудностей. 

Имеющиеся сегодня данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты: целеустремленность; самостоятельность; решительность; настойчивость;

выдержка; самообладание [4].

Волевые свойства личности формируются в процессе жизнедеятельности. Поэтому для развития воли (волевых качеств) чаше всего предлагается путь, кажущийся наиболее простым и логичным: если  воля проявляется в преодолении препятствий и трудностей, то и путь ее развития идет через создание ситуаций, требующих такого преодоления. Следовательно, если жизнь и деятельность не требуют преодоления трудностей для достижения желаемого, то вряд ли будет сформирована воля.

В процессе воспитания курсантов формирование качеств происходит комплексно, в составе «группы качеств». Вопрос о формировании отдельного качества из группы рассматривается для удобства анализа процесса, можно сказать для удобства анализа.

С чего начинается формирование качеств у курсанта? Прежде всего командиру-воспитателю необходимо диагностировать уровень развития интересующего качества у подчиненного. Исходя из этого, строится план по формированию волевых качеств курсанта. В основе плана лежат вопросы, требующие решения: каких усилий курсанту не хватает, что необходимо развивать и как развивать?

Наличие определенного уровня воли существенно облегчает последующую работу в этом направлении, а при отсутствии таковых существенно его затрудняет. Если курсант в детском и школьном возрасте не научился преодолевать пусть даже мелкие трудности, то сформировать у него волевое поведение будет проблематично. Кстати, принимая решение о поступлении в военное училище и добиваясь  его реализации, школьник уже вынужден решать первую по настоящему сложную жизненную проблему.

Формирование воли у курсанта начинается с умения строить отношения в совершенно новых условиях, учась подчиняться, строить взаимоотношения в соответствии с общевоинскими уставами, выполнять распорядок дня, переносить тяготы нагрузок на занятиях по предметам обучения, несении службы в нарядах и караулах. Курсант обязан самостоятельно принимать решения по достижению тех или иных устремлений (целей). Поначалу это могут быть достаточно простые препятствия: хорошо подготовиться к семинару, достичь небольшой прибавки к результатам по физической подготовке, освоить четкое выполнение строевых приемов и т.д. Но даже эти простые преодоления трудностей требуют достаточно непростой проработки в сознании, превращению начертаний цели в глубокие убеждения, практической реализации. По мере достижения определенных результатов в реализации простых волевых усилий курсант строит планы на более трудные  задачи. Помогает в этом умение осуществлять текущее и перспективное (на месяц-три-пять, год) планирование и анализировать  результатов выполнения данного плана.

Формирование качеств у курсанта находится в тесной взаимосвязи от уровня развития коллектива, что во многом зависит от системы воспитания в данном подразделении, учебном заведении, от опыта командира-воспитателя, условий жизнедеятельности.

Очень важно для успешного формирования воли иметь «состояние» успеха от решения частных (промежуточных) задач. В противном случае интерес и мотивация достижения цели будут угасать.

По мере формирования личности, она все больше и больше переходит в режим самоформирования и саморазвития, что собственно и является основным  показателем развития личности. На первый план выходит умение отдавать себе приказ и осуществлять его выполнение: если курсант стал говорить с собой на языке приказа – он становится волевым человеком.

Говоря о силе воли принято иметь в виду ее различные уровни, необходимые для решения различных по сложности задач. Эти уровни условны, но они применимы при сравнении различных по сложности волевых усилий.

Безусловно воля тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Характер является основой, базой развития воли.

Совершенствование волевых качеств также связано с общим интеллектуальным развитием личности курсанта, с мотивационной и личностной рефлексией. Поэтому воспитывать волю у курсанта в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.

Наполеон в свое время говорил, что у настоящего полководца должно быть одинаково воли и ума. «Дарования настоящего полководца – это квадрат, в котором основание — воля, высота — ум. …Если воля значительно превышает ум, полководец будет действовать решительно и мужественно, но малоразумно; в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решительности осуществить их» [5].

Курсант конечно далеко не полководец, и его «квадрат» больше похож на «прямоугольник», но по мере развития курсанта «прямоугольник» имеет тенденцию «оквадрачиваться».   

Наши наблюдения подтверждают, что успешность формирования воли курсанта зависит от следующих составляющих [6]:

мировоззрение; моральная устойчивость; степень общественной значимости поставленных целей; установки по отношению к деятельности; уровень самоуправления и самоорганизации личности.

Процесс формирования волевой сферы личности очень не простой. Тем более что воля во многом определяется природными задатками.

Поэтому при формировании волевых качеств следует избегать излишнего оптимизма. Нужно знать, что на пути развития силы воли можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому командиру-воспитателю потребуются терпение, педагогическая мудрость, чуткость и такт. «Воля наша, как и наши мускулы, писал К.Д. Ушинский, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но, не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю» [7].

Зрелостью личности курсанта в формировании волевых поступков является появление в его поступках «самости»: самоприказа, самоубеждения, самохарактеристики, самоконтроля, самоанализа.

К качестве путей формирования волевых качеств у курсантов могут быть: развитие идейных мотивов волевого проявления; многократность упражнений в ходе занятий предметам обучения и тренажей; накопление опыта волевого поведения, развития у курсантов умения мобилизовать все свои силы на преодоление трудностей при достижении цели; организация спортивно-массовой работы и соревнований; организация положительного коллективного воздействия на личность; организация самовоспитания и самообучения.

При анализе сформироанности воли следует опираться на ее критерии и показатели. Критерием сформированности определенного уровня развития волевых качеств может быть нормативность поведения и результативность службы. В качестве показателей могут быть успехи в учебной деятельности, несении внутренней и караульной службы, крепкая воинская дисциплина, активное участие в жизни коллектива, умение контролировать свое поведение и др.

Вывод. Таким образом, курсант с сильной волей, удел далеко не каждого, но укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком - может каждый. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, курсант вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, профессионального труда. Непременное условие успешного воспитания воли и волевых ка­честв состоит в развитии у курсантов стремления выработать их в себе.

Список литературы:

 1.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М, 1989. - Т. II.- С.187

2.    Интернет ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/2615919

3. Мюнстерберг Г.  https://psihologia.biz/psihofiziologiya_801/121-strategiya-taktika-razvitiya-silyi-26829.html

4.   Военная психология и педагогика. Под ред. А.В. Барабанщикова. – М., 1986.

5. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам //Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х т. - Т.1. - М., 1985. - С.223 - 305.

6.  Градобоев А.П., Асатов Р.А., Яцук К.В. Развитие воли курсантов в летных военных училищах // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 806-808.

7.   Ушинский К.Д. Собр. сочинен.в 10 т. М.-Л., 1952, с.182.

Сведения об авторе:

Хряпин Юрий Николаевич профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: yuriy.hryapin@mail.ru

 

THE FORMATION OF WILL ON THE PART OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MILITARY INSTITUTION

Grapin Yu.N.

 

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of will of cadets of military schools. The structure of the volitional act is considered. The mechanism of formation of will of the students.

Key words: volitional action, volitional properties, volitional quality.

References:

 1. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology: In 2 t. - M, 1989. - Vol. II. - P. 187

2. Internet resource: http://www.studfiles.ru/preview/2615919

3. Munsterberg G.   https://psihologia.biz/psihofiziologiya_801/121-strategiya-taktika-razvitiya-silyi-26829.html

4. Military psychology and pedagogy. Under the editorship of V.A. Barabanschikova. - M., 1986.

5. Teplov B.M. Mind commander (experience of psychological research of thinking of the commander on the military-historical materials //Teplov B. M. Selected Works. proceedings. 2-Kh T. - T. 1. - M., 1985. - P. 223 - 305.

6. Gradoboev, A.P., Asatov R.A., Yatsuk V.K. the Development of the will of the flying cadets in military schools // Young scientist. - 2016. - №21. - P. 806-808.

7. Ushinsky K.D.  Coll. penned.in 10 t. M. - L., 1952, p.182.