ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ С АГРЕССИВНОСТЬЮ У ПОДРОСТКОВ

Позднякова А.Ю.

НФИ КемГУ Кемеровской области

«Новокузнецкий институт (филиал)

 Кемеровского государственного университета»

Научный руководитель: канд. психол. наук Лучшева Л. М.

НФИ КемГУ Кемеровской области

«Новокузнецкий институт (филиал)

 Кемеровского государственного университета»

 

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с агрессивностью у подростков. Рассмотрены понятия «конфликт», «стратегии поведения в конфликте», «агрессия» и «агрессивность». Проведен теоретический анализ стратегий поведения в конфликте, форм агрессии, уровней агрессивности. Проведено исследование взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с агрессивностью подростков.

Ключевые слова: конфликт, стратегия поведения в конфликте, агрессия, агрессивность, подростки.

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема агрессии и конфликтного поведения подростков становится популярной в мировой психологии. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекают внимание специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущности и причин возникновения конфликтов и агрессивного поведения подростков.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергает агрессию, но при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

Человеческая цивилизация насыщена различного рода конфликтами. Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Проблема агрессивности и конфликтности является актуальной не только для взрослого человека, но и для подросткового возраста.

Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. В том случае, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием, она может перерасти в устойчивое невротическое отклонение в развитии эмоционально-мотивационной сферы подростка и спровоцировать нарастание конфликта с окружающими.

В ходе анализа научной литературы было установлено, что не существует единого универсального определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия [1].

А. Г. Здравомыслов, считает, что конфликт является формой отношений между   потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [2].

Исследователь Н. В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [1].

Любой конфликт имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стратегии поведения субъектов в процессе развития конфликта [4]. Под стратегией поведения в конфликте понимается ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта [3].

К. У. Томасом описана двухмерная модель регулирования конфликтов. В ней он выделяет пять основных стратегий поведения в конфликте: избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество [3].

Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от многих факторов, одним из которых является возраст оппонента. Так подростку бывает нелегко выбрать подходящий для конкретной конфликтной ситуации стиль поведения, в связи с тем, что ему сложно справиться с негативными эмоциями, посмотреть на себя и участников конфликта со стороны.

Агрессивность подростков – сложное и противоречивое явление современной жизни. Данной проблемой занимаются многие ученые, но однозначного подхода при рассмотрении данного вопроса нет. В последнее время в отечественной психологии появилась тенденция к раздельному рассмотрению понятий «агрессия» и «агрессивность».

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба другому субъекту присутствует практически всегда.

Под агрессией понимается любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому. Агрессивность в свою очередь рассматривается как свойство личностивыражающееся в готовности к агрессии. Проявление агрессивности для подросткового возраста – достаточно обычное явление.

Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования являлось изучение взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с агрессивность у подростков.

Нами было выдвинуто предположение, что имеется взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и агрессивностью подростков, а именно подростку, прибегающему в конфликтной ситуации к соперничеству свойственно проявление вербальной агрессии. Подростку, выбравшему избегание, будут свойственны чувство вины. В ходе исследования применялись следующие методики: тест-опросник «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. У. Томаса, методика агрессивности А. Басса и А. Дарки и тест-опросник агрессивности Л. Г. Почебута.

Выборка исследования состояла из 35 подростков, в возрасте 14-15 лет учащихся восьмых классов, состоящих на внутришкольном учете г.Осинники, Кемеровской области.

Результаты, полученные по методике тест-опросник «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. У. Томаса позволяют утверждать, что 20% подростков в конфликтной ситуации прибегают к соперничеству, 29% – к приспособлению, 31% идут на компромисс, 17% выбирают избегание, только 6% – сотрудничество.

Подростки, прибегающие к соперничеству, ставят свои интересы намного выше интересов оппонента. Зачастую они стремятся во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегая к давлению на сопер­ника; стараются переубедить его, перекричать, применить физическую силу или требуют безоговорочного согласия и послушания.

Подростки, выбирающие стратегию «Приспособление», стремятся сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий ради того, чтобы избежать противостояния, таким образом, принося свои интересы в жертву интересов оппонента.

Для подростков, идущих на компромисс, характерно стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Каждый из них снижает уровень своих притязаний и с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации.

Подростки, выбирающие стратегию «Избегание», характеризуются низким уровнем направленности на личные интересы, и на интересы соперника, то есть предполагается взаимная уступка. Выбирая такую стратегию поведения, подростки стремятся не брать на себя ответственность за принятие решения, не видят разногласий, отрицают конфликт и считают его безопасным.

Подростки, использующие сотрудничество, на одинаково высоком уровне оценивают интересы соперника и свои собственные, они не просто учитывают позицию другого участника, они стремятся добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Подростки стремятся разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все.

В результате применения методики А. Басса и А. Дарки, можно констатировать, что наиболее проявляемой формой агрессии у подростков является чувство вины (67%), физическая агрессия характерна 32% подростков, косвенная – 29%, а вербальная – 52%; раздражение присуще 29%, негативизм – 46%; обида может проявляться у 14% подростков и 32% – подозрительность.

По тест-опроснику агрессивности Л. Г. Почебута получены следующие результаты: для 32% подростков характерно проявление вербальной агрессии, 37% – физической, 17% – предметной, 3% – эмоциональной и для 52% подростков характерна - самоагрессия.

Основная цель проявления физической агрессии – применение силы для нанесения какого-либо ущерба человеку. Подростки стараются ударить, толкнуть, поцарапать или укусить рядом находящегося человека, чтобы сделать ему как можно больнее.

Подростки, прибегающие к косвенной агрессии, пытаются выражать ее, направляя на кого-то конкретного, посредством других людей, прибегая к наговорам, клевете, травле, злым шуткам или активно распространяя слухи и сплетни.

Раздражение выражается в негативно окрашенных эмоциях, неконтролируемых реакциях, направленных, на личность, группу лиц или неприятную ситуацию. Данное состояние, как правило, проявляется быстрыми движениями глаз, громким пронзительным голосом, повторяющимися движениями. Подростки начинают грубить по малейшему поводу, становятся резкими и вспыльчивыми.

Негативизм возникает как защитная реакция подростков на воздействия, которые вступают в противоречия с их потребностями. В этих случаях отказ от выполнения требования – способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния.

Обида у подростков возникает из-за зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Они могут обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека или «на весь мир». Подростки, находящиеся в состоянии обиды, могут испытывать сильную душевную боль, возникающую в ответ на несправедливое отношение к подростку; чувство предательства; длительное переживание.

Подозрительность возникает на определенном этапе переходного возраста, подростки негативно настроены по отношению к окружающим, они перестают доверять окружающему миру, считая, что «все настроены против него». Они приписывают окружающим людям негативные замыслы, видят скрытый смысл в их поступках. Подозрительные подростки склонны считать новых знакомых по умолчанию врагами.

Вербальная агрессия проявляется в виде попыток причинить моральный вред человеку c помощью слов. Подростки стремятся нанести вред через крик, визг и личные оскорбительные слова, злобу, ненависть или насмешки. Нередко они выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.

Чувство вины у подростков выражается в виде разрушительной эмоциональной реакции на самообвинение и самоосуждение. Оно выражается убеждением подростков в том, что они являются плохими людьми, поступили плохо, а также ощущают угрызения совести. Данное состояние подростки испытывают гораздо чаще за то, что не совершали или не могли изменить, чем за то, что совершили или могли изменить и не сделали этого.

Подростки, прибегающие к предметной агрессии, часто срывают ее на окружающих их предметах. Они хлопают дверьми, рвут одежду, бросают вниз вещи, пачкают стены, ломают вещи и бьют стекла, разводят огонь, портят ценное имущество, а также топают ногами, бьют кулаком по столу.

При эмоциональной агрессии у подростков возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия подростков характеризуется тем, что они не могут выместить свою агрессию на предмет, вызвавший это чувство, по причине его недосягаемости, большой силы или просто неуязвимости. В этом случае агрессия начинает проявляться по отношению к самому себе. Подростки начинают заниматься откровенным самобичеванием, унижением самих себя, причиняя себе как моральные, так и физические страдания.

По индексу агрессивности, было установлено, что 17% подростков имеют высокий уровень агрессивности, нередко бывают неуравновешенными. Им присуще такие качества, как: обидчивость, импульсивность, их так же легко вывести из себя. Они могут жестоко обращаться с другими людьми. Личность данного подростка может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и взаимодействие, что препятствует достижению личностных целей. У 54% подростков выявлен – средний уровень агрессивности, который характеризуется действиями, носящими разрушительный характер. Данные подростки имеют склонность к непродуманным поступкам, частой злобой на окружающих, но после того, как успокаиваются, зачастую, просят прощения за свою несдержанность. Всего 29% подростков – с низким уровнем агрессивности, они большую часть времени миролюбивы, добры и общительны.

Для статистического изучения взаимосвязи стратегий поведения в конфликте с агрессивностью у подростков применяли метод математико-статистической обработки данных критерий r-Пирсона.

Данные корреляционной взаимосвязи между стратегией поведения «Соперничество» и вербальной агрессией («Методика агрессивности» А. Басса и А. Дарки и «Тест Л. Г. Почебут) представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Результаты исследования взаимосвязи между стратегией поведения «Соперничество» и вербальной агрессией

Стратегия поведения в конфликте

Вербальная агрессия

Методика А. Басса и А. Дарки

Методика Л. Г. Почебут

Соперничество

,542

,479

 

Выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между стратегией поведения в конфликте «Соперничество» и вербальной агрессией (Методика А. Басса и А. Дарки) (r = 0,542, при P ≤ 0,01 и при P ≤ 0,05) и вербальной агрессией (Тест Л. Г. Почебут) (r = 0,479, при P ≤ 0,01 и при P ≤ 0,05).

Полученные результаты позволяют предполагать, что стратегия поведения в конфликте «Соперничество», проявляющаяся в стремлении подростков ставить свои интересы выше интересов оппонентов, а также в стремлении во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегая к давлению на сопер­ника, зачастую сопровождающуюся криками, личными оскорбительными словами, насмешками или ненавистью. По мере того, как увеличивается проявление стратегии поведения «Соперничество» путем требования подростка безоговорочного согласия и послушания от оппонента, увеличивается проявление вербальной агрессии, выражающейся в виде унижения, оскорблений, вымогательств или критических замечаний.

Полученные данные корреляционной взаимосвязи между стратегией поведения «Избегание» и чувством вины (Методика А. Басса и А. Дарки) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты взаимосвязи между стратегией поведения «Избегание» и чувством вины

Стратегия поведения в конфликте

Чувство вины

Методика А. Басса и А. Дарки

 

Избегание

-,393

 

Выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между стратегией поведения в конфликте «Избегание» и чувством вины (Методика А. Басса и А. Дарки) (r = - 0,393 при P ≤ 0,05).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для подростков, прибегающих в конфликтной ситуации к стратегии поведения «Избегание», характерно стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, воздержание от дискуссий и споров противоборствующей стороны. При этом подростки уверены, что они поступают хорошо, их не мучает угрызение совести и им не свойственно чувство вины. По мере того, как возрастает проявление стратегии поведения «Избегание» в виде стремления выйти из конфликтной ситуации, не настаивая на своем и отрицая сам конфликт, у подростков наблюдается понижение чувства вины, выражаемое в полном безразличии к последствиям своих действий.

Таким образом, наше предположение, о том, что имеется взаимосвязь между стратегиями поведения в конфликте и агрессивностью подростков, подтвердилась.

Список литературы:

1.       Гришина Н. В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 544 с.

2.       Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта : учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва : Аспект-Пресс, 1996. 317 с.

3.       Кармин А. С. Конфликтология. [Текст] / А. С. Кармин. – Санкт-Петербург: Лань, – 1999.  – 448 с.

4.       Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2013. 229 с.

Сведения об авторе:

Позднякова Анна Юрьевна – студентка НФИ КемГУ Кемеровской области «Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета», e-mail: pozdnyakova.1996@inbox.ru

      Научный руководитель: канд. психол. наук Лучшева Л. М.