ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Пастухова О.Н.

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Липецкий филиал

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам в области профориентационной деятельности. Описаны основные варианты профориентационной деятельности. Показано влияние игровых технологий на профориентационную деятельность.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, профессионально ориентированное мировоззрение,  школа.      

Актуальность проблемы.  Анализ имеющегося опыта, его успехов и неудач в области профориентационной деятельности позволяет выдвинуть предположение о гетерохронии этой области образования. Оно заключается в рассогласованности исходной готовности школьника к получению им жизненно важных профориентационных ориентиров и неготовности социальных институтов к обеспечению реализации этой готовности.

До сих пор далеко не ясно, существует ли  соответствие между склонностью к какому-либо виду деятельности и выбором профессии. Если «да», то насколько в процессе онтогенеза устойчива эта склонность? Например, если Васе в детстве нравилось делать куличики из песка, то значит ли это, что он станет строителем?

При разработке методик профориентационного образования необходимо обратить внимание на последовательность подачи информации, что связано с проблемой развития личности. Экспериментальные данные психологов и зоопсихологов свидетельствуют о существовании этапов онтогенеза, в течение которых ребенок должен получить определенный опыт, который впоследствии нельзя или  не удается наверстать [1,3,5,12]. Необходимо выявить ряд потребностных состояний личности по типу «потребность - деятельность-потребность», что дало бы возможность сделать педагогическое воздействие адекватным текущим интересам личности этапам ее индивидуального развития [4,7].

 В наибольшей степени такому подходу удовлетворяет концепция развития личности известного американского психолога Эрика Эриксона.

 По Эриксону, человек в детстве неосознанно, а в зрелом возрасте осознанно, стремится к обретению психосоциальной тождественности как интегративного качества. Он переживает свою неразрывную связь и отождествляет себя с определенными социальными группами. [5]. Этот комплекс переживаний определяет соответствующую систему ценностей, свою социальную роль, идеалы и жизненные планы.

Выделяется  восемь стадий развития личности:

-   Первая стадия - выбор между доверием и недоверием к миру.

-   Вторая стадия – относительная самостоятельность или автономность.

- Третья стадия – самопознание, формирование моральных чувств, освоение соответствующих форм поведения.

-  Четвертая стадия – вступление в новые социальные связи и прежде всего в школьную жизнь. Ребенок делает решающий выбор между умелостью, полноценным овладением основами трудового социального опыта и формированием нужных для этого качеств личности [1]. Этот период формирования отношений к миру труда отличается готовностью ребенка жадно учиться; дети начинают идентифицировать себя с представителями определенных профессий, им приносит удовлетворение способность что-то создавать, и они стремятся заслужить признание окружающих [2]. Это период участия в совместной деятельности освоения детьми технологической культуры. Развивая интеллект и физическую ловкость, овладевая различными знаниями и умениями и выполняя все более сложные задания, учащийся приобретает уверенность в своей компетенции [6,7]. Однако значение овладения основами общественного опыта в школе может быть сведено на нет в определенных социальных условиях. К ним относятся не отвечающие реальной жизни установки.

- Пятая стадия - период юности, отличается формированием мировоззрения, т.е. осмыслением своего места в жизни и обществе, своих возможностей, способностей и интересов. Происходит выбор своего жизненного пути.

- Шестая стадия - установление дружеских связей, поиск партнера и воспитание нового поколения.

-  Седьмая стадия - зрелая личность.

-  Восьмая стадия - достижение полной целостности или обреченность на безысходное отчаяние.

    Концепция Эриксона хорошо позволяет объяснить невозможность формирования полноценного мировоззрения личности, ее самоопределения без профессиональных ориентиров.

     Общественные институты просвещения систематизируют знания о мире путем преподавания предметов, образуя фундамент картины мира. На дальнейших этапах социализации знания воплощаются в системе деятельности, интегрирующей предметные знания [7,9]. Непрерывное изменение профессиональной среды и отвечающее  ему образование развивается в связи с востребованностью обществом того или иного профессионального направления [10].

 Профессионально ориентированное мировоззрение как результат образовательного процесса сближает отдельную личность и социум настолько, что он начинает узнавать в нем себя, начинает понимать, что профессиональное самоопределение и развитие – важнейшая задача сегодняшнего дня [11].

Огромная роль в решении этой задачи отводится  школе.

Современная школа  рассматривается нами как совокупность двух процессов:

- учебной деятельности, как процесса формирования  знаний, умений и навыков, которые составляют основу их подготовки, обеспечивающую включение в один из видов профессиональной деятельности;

- педагогической деятельности, как процесса  приобщения к культуре, формирования ценностных ориентаций, развития личностного потенциала [4].

Если содержание учебной деятельности регулируется рамками программ и стандартов, то содержание педагогической, очевидно, самосознанием, самоуправлением и, в конечном счете, самоопределением [2].

Профессиональное самоопределение - это определение содержания будущей деятельности. Основные элементы деятельности: люди, вещи и знаки. Задача педагога помочь ребенку найти свое место среди этих составляющих. Возникает вопрос: как  продемонстрировать элементы  производственной среды, если они отсутствуют в школе? Совершенно очевидно, что описательный или даже демонстрационный подходы не годятся. Развитие самосознания и самоопределения возможно только в процессе деятельности - необходимо  предоставить школьнику возможность оказаться субъектом деятельности. Только в этом случае можно ожидать, как результат, выбор будущей профессии [6].

В последнее время ведущей технологией обучения в передовых учебных центрах является игра. Важное место в системе профессионального самоопределения является деловая игра, т.е. имитационная деятельность, когда задание нацелено на конкретный результат, который по характеру и нормам определен.

Имитационные игры рассматриваются как организация совместной деятельности участников в условиях игрового взаимодействия, игры сюжетов [8].

Диалогичность общения, подготовка и принятие определенных ролей- условие реализации дидактических задач данной формы игры [12]. При этом выделяется двуплановость ситуации: «как бы сделал я?», и «как бы сделал мой персонаж?». Это предполагает анализ ситуации, как с внутренней, так и внешней стороны, т.е. преследуются и игровые и обучающие цели. Надо заметить, что во время игры обучающие задачи скрыты от участников самим действием, сюжетом [3].

Игры проводятся в постоянно сменяемых микрогруппах, тем самым обеспечивается постоянное создание новых ситуаций, изменение степени активности каждого, быстрее происходит адаптация в непривычной системе практических занятий, преодоление стеснения, скованности, установление многочисленных контактов.

Данная форма предполагает некое «проживание, примерку элементов профессиональной среды на себя» и в конечном счете демонстрацию приятия или неприятия элементов обыгрываемой профессии.

Список литературы:

1.                Кидинов А.В. Психологическое моделирование внутригрупповых конфликтных отношений / Дискуссия. 2012. № 3. С. 121-124.

2.                Кидинов А.В. Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностных отношений / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010.Т.81. №1. С. 165.

3.                Кидинов А.В. Социально-динамическая характеристика лидерства во внутригрупповых отношениях / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №12. С. 222.

4.                Кидинов А.В. Системный характер развития внутригрупповых конфликтных отношений / Перспективы науки. 2011. №20. С. 253.

5.                Кидинов А.В. Влияние аддитивного механизма на бескризисное развитие внутригрупповых отношений / Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 4 (20). С. 524.

6.                Кидинов А.В. Психологическое моделирование конфликтных отношений / Дискуссия. 2012. № 3. С. 123.

7.                Кидинов А.В. Социально-психологические факторы внутригрупповых конфликтов в системе межличностных отношений / Перспективы науки. 2011. №25. С. 228.

8.                Кидинов А.В. Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т.101. № 9. С.  188.

9.                Казакова Т.В., Коваль Н.А., Кидинов А.В. Внутригрупповой конфликт как социально-динамический феномен / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т.104. №12-2. С. 587.

10.           Коваль Н.А., Кидинов А.В. Аддитивный механизм развития внутригрупповых отношений как проблема психологии / Акмеология. 2013. № 3 (47). С. 157.

11.           Коваль Н.А., Кидинов А.В. Социально-динамические основы отношений лидера и группы / Перспективы науки. 2011. №20. С. 260.

12.           Kidinov A.V. Styles and strategies of intra-group conflict in the system of interpersonal relations / Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 228-230.

 

Сведения об авторе:

Пастухова Ольга Николаевна – старший преподаватель Липецкого филиала Финансового университета при правительстве Российской федерации, e-mail: olga481967@gmail.com

 

GAME TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY ORIENTED WORLDVIEW

Pastukhova O.N.

Lipetsk branch of the Financial University

under the Government of the Russian Federation

Abstract. The article is devoted to questions in the field of career guidance. The main variants of vocational guidance are described. The influence of gaming technologies on career-oriented activity is shown.

Key words: game, game technologies, professionally oriented worldview, school.

References:

1. Kudinov V. A. Psychological modeling of intra-group conflict relations / Discussion. 2012.  No. 3. P. 121-124.

2. Psychological aspects of the influence of active life position of students on the formation of their interpersonal relations / Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2010.Vol. 81. No. 1. P. 165.

3. Kitinov A. V. Socio-dynamic characteristic of leadership in intergroup relations / Actual problems of humanitarian and natural Sciences. 2011. No. 12. P. 222.

4. Kudinov A.V. Systemic development of intra-group conflict relations / Prospects of science. 2011. No. 20. P.253.

5. Kitinov A. V. the Impact of additive mechanism on crisis-free development of intra-group relations / Izvestiya of the Smolensk state University. 2012. № 4 (20). S. 524.

6. Kudinov V. A. Psychological modeling conflicting relations / Discussion. 2012.  No. 3. P. 123.

7. Kudinov A.V. Socio-psychological factors of intra-group conflicts in the system of interpersonal relations / Prospects of science. 2011. No. 25. P.228.

8. Kitinov A. V. Personality conformism and confrontation in the group in the socio-dynamic aspect / Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2011. Vol. 101.  No. 9. P. 188.

9. Kazakova T. V., Koval N. A. Kitinov A. V. Intra-group conflict as a social and dynamic phenomenon / / Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2011. Vol. 104. No. 12-2. P. 587.

10. Koval N.A. Kitinov A.V. an Additive mechanism of the development of intergroup relations as a problem of psychology / Psychology. 2013. № 3 (47). P. 157.

11. Koval N. A. Kitinov A. V. Socio-dynamic basis of relations of the leader and the group / Prospects of science. 2011. No. 20. P. 260.