РЕЖИМ ДНЯ СТУДЕНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Новикова Е.А.

Тульский государственный педагогический университет

 им. Л.Н. Толстого

 Россия, г. Тула

 

Аннотация. Статья посвящена режиму дня студента, его влиянию на жизнедеятельность и здоровье в целом.

Ключевые слова: гипокинезия, режим питания, двигательная активность, учебная нагрузка.

Актуальность проблемы. Состояния здоровья учащихся во всех регионах России, по мнению учёных, врачей и педагогов, ухудшается. Это определяется изменившимися социально-экономическими и экологическими условиями. В настоящее время характерными чертами образа жизни студентов стали постоянно возрастающая учебная нагрузка, гипокинезия, нарушение режима питания, недостаточное время сна, нерациональное чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Поэтому исследование распорядка дня учащейся молодёжи с целью его рационализации для сохранения здоровья и  повышения адаптационного потенциала студентов актуально.

Исследование режима дня студентов проводилось в октябре - апреле 2017 - 2018  учебного года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого и Тульском сельскохозяйственном колледже им. И.С. Ефанова.

В исследовании принимали участие студенты первого и второго курсов колледжа и студенты четвёртого  курса  факультета естественных наук. Общее число испытуемых составило 68 человек, из них 35 - студенты колледжа, 33 - студенты университета. Возраст студентов колледжа  15 - 19 лет. Возраст студентов вуза составил 20 - 25 лет.

Оценку распорядка дня проводили с помощью метода анонимного анкетирования. Анкета, содержащая вопросы об индивидуальном режиме дня  каждого студента была разработана нами. При анализе результатов анкетирования использовали методы описательной статистики.

Анализ продолжительности основных элементов в режиме дня студентов вуза и колледжа выявил следующие несоответствия физиолого-гигиеническим нормам: превышение времени учебной нагрузки у 60% студентов; превышение времени на просмотр телепередач и работу за компьютером у 56 % недостаточное время двигательной активности у 54% студентов; недостаточное время на приемы пищи у 42% студентов; недостаточное время сна у 68% студентов. Выявленные нарушения распорядка дня студентов   могут привести к снижению качества усвоения информации, снижению умственной и физической работоспособности, нарушениям здоровья.

Вывод. Таким образом, анкетирование студентов позволило выявить нарушения в продолжительности элементов режима дня. Существенной разницы между студентами вуза колледжа по продолжительности компонентов режима дня не выявлено.

Результаты исследования об образе жизни,  распорядке дня студентов, в дальнейшем могут быть полезны при разработке мероприятий  по оздоровлению учащихся молодёжи.

Список литературы:

1.                Изучение психофизиологического статуса у представителей различных видов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / —https://novainfo.ru(https://novainfo.ru/article/12030)

2.                Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин.– СПб.: 2004.– 701 с.

3.                Киколов, А.И. Обучение и здоровье / А.И. Киколов. – Москва: 1985. – 104 c.

4.                Ковальзон В.М. Основы сомнологии. Физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон. Москва.: 2011. – 18 с.

5.                Королёв, А. А. Гигиена питания : учеб, для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Королёв. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528с.

6.                Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – Москва : 2-ое издание, 2004. – 155 c.

7.                Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии: М.: Просвещение 1974. – 223 с.

Сведения об авторе:

Новикова Евгения Александровна - выпускница Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, e-mail: evgeniya120695@mail.ru