РЕЖИМ
ДНЯ СТУДЕНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Новикова
Е.А.
Тульский государственный педагогический университет
Россия, г.
Тула
Аннотация. Статья
посвящена режиму дня студента, его влиянию на жизнедеятельность и здоровье в
целом.
Ключевые слова: гипокинезия,
режим питания, двигательная активность, учебная нагрузка.
Актуальность проблемы. Состояния
здоровья учащихся во всех регионах России, по мнению учёных, врачей и
педагогов, ухудшается. Это определяется изменившимися социально-экономическими
и экологическими условиями. В настоящее время характерными чертами образа жизни студентов
стали
постоянно возрастающая
учебная нагрузка, гипокинезия, нарушение режима питания, недостаточное время
сна, нерациональное
чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Поэтому
исследование распорядка дня учащейся молодёжи с целью его рационализации для
сохранения здоровья и повышения
адаптационного потенциала студентов актуально.
Исследование режима дня студентов проводилось в
октябре - апреле 2017 - 2018 учебного
года в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого и
Тульском сельскохозяйственном колледже им. И.С. Ефанова.
В исследовании принимали участие студенты первого и
второго курсов колледжа и студенты четвёртого
курса факультета естественных наук.
Общее число испытуемых составило 68 человек, из них 35 - студенты колледжа, 33
- студенты университета. Возраст студентов колледжа 15 - 19 лет. Возраст студентов вуза составил
20 - 25 лет.
Оценку
распорядка дня проводили с помощью метода анонимного анкетирования. Анкета,
содержащая вопросы об индивидуальном режиме дня
каждого студента была разработана нами. При анализе результатов
анкетирования использовали методы описательной статистики.
Анализ
продолжительности основных элементов в режиме дня студентов вуза и колледжа
выявил следующие несоответствия физиолого-гигиеническим нормам: превышение времени учебной нагрузки у 60%
студентов; превышение
времени на просмотр телепередач и работу за компьютером у 56 % недостаточное
время двигательной активности у 54% студентов; недостаточное время на приемы
пищи у 42% студентов; недостаточное время сна у 68% студентов.
Выявленные нарушения распорядка дня студентов
могут привести к снижению качества усвоения информации, снижению
умственной и физической работоспособности, нарушениям здоровья.
Вывод. Таким
образом, анкетирование студентов позволило выявить нарушения в
продолжительности элементов режима дня. Существенной разницы между студентами
вуза колледжа по продолжительности компонентов режима дня не выявлено.
Результаты
исследования об образе жизни, распорядке
дня студентов, в дальнейшем могут быть полезны при разработке мероприятий по оздоровлению учащихся молодёжи.
Список литературы:
1.
Изучение психофизиологического
статуса у представителей различных видов профессиональной деятельности
[Электронный ресурс] / —https://novainfo.ru(https://novainfo.ru/article/12030)
2.
Ильин, Е.П. Психология индивидуальных
различий / Е.П. Ильин.– СПб.: 2004.– 701 с.
3.
Киколов, А.И. Обучение и здоровье / А.И.
Киколов. – Москва: 1985. – 104 c.
4.
Ковальзон В.М. Основы сомнологии.
Физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон. Москва.: 2011. – 18 с.
5.
Королёв, А. А. Гигиена питания : учеб,
для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Королёв. — М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 528с.
6.
Маралов, В.Г. Основы самопознания и
саморазвития / В.Г. Маралов. – Москва : 2-ое издание, 2004. – 155 c.
7.
Маркосян, А.А. Вопросы возрастной
физиологии: М.: Просвещение 1974. – 223 с.
Сведения об авторе:
Новикова
Евгения Александровна - выпускница Тульского
государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, e-mail: evgeniya120695@mail.ru