ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Латышевич Наталья Валентиновна

Старший преподаватель

Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк

Завьялов Сергей Олегович

Ассистент

Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк

 

Аннотация. В статье раскрывается понимание инновации и рассматриваются формы эффективных технологий.

Ключевые слова: образовательный процесс, лекция-презентация, инновация, портфолио, глоссарий, эссе.

         На современном этапе развития страны роль образования как детерминанты становления и  дальнейшего   процесса  поступательного  эволюционирования   рыночной экономики и  правового государства несомненно велика.                           

Одним из главных приоритетных направлений  в России признается получение качественного высшего  образования. Образовательный процесс  постоянно совершенствуется, его целевые ориентации – личностный подход в рамках учебной деятельности. Российская система образования также направлена на сохранении престижа страны, имеющей  высокий уровень  науки и культуры, на международной арене. Одна из  важнейших  задач  в процессе модернизации российского образования – повышение качества  образования, от которого  в будущем   зависит социальный статус индивида, перспективы  его  карьерного роста.                                                                                                    Изменение роли образования  предопределило  инновационные процессы.  «Инновация» в переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Основной акцент в образовательном процессе  направлен  не только на освоение предметных знаний, но и на  овладение  общекультурными и профессиональными компетенциями. Современная методика обучения предполагает использование активных методов формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

         В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио как способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов студента. Портфолио направлено на оценивание компетенций студента, т.е. на оценивание его комплексной подготовки к профессиональной деятельности. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Это — комплект документов, самостоятельных работ студента, составленных с использованием литературы и интернета путем фиксации, накопления и оценки  образовательных и профессиональных достижений   в процессе освоения образовательной программы. Задачи  портфолио - мотивация  интереса, профессиональная компетентность обучающегося, успешность освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов. Преподаватель может предложить  студентам или всей  составить такой портфолио по отдельному предмету  с разъяснением  заданий и структуры.       

         Для обучающегося предполагается обязательное составление словаря терминов - глоссария.  Применение такой формы работы   способствует формированию дополнительной языковой базы для использования в учебных целях.  Глоссарий – список наиболее часто употребляемых терминов и понятий, расположенных   в алфавитном  порядке по каждой теме дисциплины с обязательной ссылкой на источники. Критерии оценки – новизна                               терминов, полнота глоссария, знание студентом приведенных в глоссарии понятий.                                                                                                                

         Одной из форм эффективных технологий обучения является  использование кейсов, которые представляют  собой описание конкретной ситуации  для обучения студентов анализу  информации,  выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Смысл кейс–метода- усвоение знаний и формирование умений в результате  самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, итогом чего является овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.                            

         Кейс  предлагает студентам  выделить  основную проблему  из  информации, которая находится в   описании кейса. Работа с кейсом включает также выявление причин ее возникновения, переформулировку проблемы в цель, причин – в задачи, для каждой из которых определяются шаги по ее решению, за каждый шаг назначаются ответственные, они же и набирают команду, подбирают материальные ресурсы. Для каждого блока  указывается конкретный продукт и продуктивность решения поставленной  задачи. Эффективность кейс-методов  заключается  в комбинировании теории и практики, что развивает  навыки анализа, планирования.      

         Весьма актуально в настоящее время использование такой технологии обучения как  написание эссе. «Эссе» пришло в русский язык из французского и означает  прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные  соображения по определенному  вопросу.       

         Составление эссе весьма эффективно:  развивает умение формулировать мысли, систематизировать  информацию, умело оперировать основными понятиями, приводить  правильные примеры, подкреплять  свои выводы аргументами.                                                                                            Применение компьютерных  лекций-презентаций в учебном процессе, как показывает практика,   способствует  более интенсивному усвоению учебного материала студентами, позволяя преподавателю  с помощью схем обратить внимание обучающихся на основной понятийный аппарат изучаемой темы.    

         Лекция-презентация сочетает текст и графику, ее особенность - интерактивность (возможность  для пользователя  взаимодействовать через элементы управления). Лекции-презентации повышают мотивацию студентов к познавательной деятельности.                                                           Изложение темы в виде презентации помогает  обучаемым  сконцентрировать  внимание на основных моментах изучаемого материала, кроме того визуальное восприятие способствует  более эффективному усвоению содержания того или иного раздела дисциплины.

         Вполне оправданным является  такая технология обучения как деловая игра, представляющая собой  имитирование какого-либо процесса, его моделирование и предполагает  необходимые действий, которые игроки должны выполнить для достижения  результата. У каждого обучающегося (группы) своя роль. Для студентов-юристов  например, деловая игра   часто представляет собой воспроизведение судебного процесса, сценарий к которому оставляется ими самостоятельно.

         Эффективность деловой игры состоит в том, что в результате ее проведения у участников актуализируется творческий потенциал, закрепляется теоретический материал. Деловые игры заставляют участников  правильно применять полученные знания, изучать  необходимые нормативно-правовые акты,   судебную практику, вырабатывать навыки определения стратегии действий. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют знакомиться студентам   со структурой и  практической работой учреждений, органов и организаций соответствующего профиля.

         Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися  инновационными  преобразованиями современного мира. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой деятельность людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.[1, с. 7]

         Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо школа и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества.[2, с. 6]

 

Список литературы:

1.  Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер, 2004. 192 с.

2.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.