МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Пучков Г.П.

магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при президенте Российской Федерации, Липецк, РФ

 

Аннотация. Повышение эффективности функционирования организационной структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления позволяет оптимизировать работу подразделений, сократить время выполнения функций и задач, повысить качество предоставляемых населению услуг, сократить расходы бюджета.

В статье рассмотрены различные методы совершенствования органов местного самоуправления. Особое внимание уделено администрации Добровского муниципального района Липецкой области.

Ключевые слова: организационная структура, структура управления, местное самоуправление, администрация, администрация Добровского муниципального района Липецкой области.

Актуальность проблемы обоснована несколькими факторами. Во-первых, постоянной необходимостью в качественном и эффективном управлении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Во-вторых, необходимостью в оптимизации его административных процессов, в грамотном распределении функций и полномочий между структурными подразделениями данного исполнительного органа. В-третьих, необходимостью улучшения качества предоставляемых услуг населению, и как следствие, повышения его удовлетворенности.

Технология совершенствования структуры органов местного самоуправления.

В настоящее время существуют различные методики анализа организационных структур, которые могут быть применены и к анализу организационной структуры исполнительного органа местного самоуправления. Главной целью анализа любой существующей организационной структуры выступает определение того, в какой мере она отвечает требованиям, которые предъявляются к организации, т. е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество.

Для анализа эффективности функционирования организационной структуры исполнительного органа местного самоуправления наиболее подходящей является методика, адаптированная для органов местного самоуправления. На ее основе анализ проводится по ряду наиболее важных и актуальных показателей, которые наиболее полно отражают фактическое состояние организационной структуры [4, с. 147].

После того, как закончено осуществление анализа организационной структуры, следует переходить непосредственно к принятию мер по ее совершенствованию. В настоящее время разработаны и используются на практике следующие технологии:

1.  Реинжиниринг административных процессов – это фундаментальное перераспределение и радикальное перепроектирование административных процессов для улучшения показателей эффективности и результативности.

Реинжинирингу подлежат следующие неэффективные процессы:

- обширный информационный обмен, избыточность и повторный ввод данных;

- огромный инвентарь, резервные запасы и прочие активы;

- чрезмерное количество проверок;

- повторение и дублирование работы на разных этапах и др.

Ключевыми показателями деятельности организации при инжиниринговом подходе становятся затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Реинжиниринговая стратегия предусматривает кардинальное изменение не только организационной структуры, но и технологии работы местной администрации на основе принципа разделения властных и хозяйственных  функций.

2. Проектный менеджмент – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

При этом проект – комплекс взаимно согласованных задач и работ, которые выполняются в течение заданного времени с использованием ограниченных ресурсов для достижения запланированной цели и получения инновационного продукта определенного качества [3, с. 251].

3. Аутсорсинг – передача организацией на основании договора определённых функций на другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Аутсорсинг имеет место только в тех случаях, когда речь идет о передаче внешнему подрядчику тех видов работ, которые могли бы осуществляться внутри самой организации.

Аутсорсинг позволяет преобразовать организационную структуру администрации таким образом, чтобы сократить расходы и увеличить доходную часть бюджета, не допустив при этом сокращений.

4. Аутстаффинг – это выведение персонала за штат организации. Основная его цель — решение вопросов, связанных с оптимизацией штатного расписания и оперирования бюджетом компании, а также снижением рисков, связанных с решением трудовых споров.

5. Информатизация, или электронный муниципалитет, – это набор современных критериев, принципов и технологий, позволяющих создать комплекс решений для автоматизации рабочих процессов органов местного самоуправления [6, с. 105].

Данный метод подразумевает использование свободного программного обеспечения и «облачных» технологий, создание социально ориентированных проектов на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на территории муниципалитета с целью оказания населению различного рода услуг.

6. С применением современных информационно-коммуникационных технологий тесно связан принцип «одного окна», заключающийся в исключении или максимальном ограничении участия заявителей (физических и юридических лиц) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение муниципальных и государственных услуг.

Добровский район - часть территории Липецкой области Российской Федерации. Статус муниципального образования установлен Законом Липецкой области от 02.07.2004 № 114-ОЗ «О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения» [1].

Администрация Добровского района является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, функции, полномочия и порядок осуществления деятельности которого устанавливаются муниципальным правовым актом администрации района [2].

Организационная структура Добровского района в настоящее время является линейно-функциональной. Данный вид организационной структуры имеет такие недостатки, как:

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между структурными подразделениями;

- недостаточно четкая ответственность подразделений;

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали;

- конкуренция и конфликты по ресурсам [5, с. 124].

Рассмотрим показатели деятельности Администрации Добровского района по итогам 2017г.

В отчетном периоде в экономику района привлечено 3569,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал. Добровский район по объему привлеченных на душу населения инвестиций занимает 5 место.

Основным критериями развития оценки экономического развития района является рост жизненного уровня населения. Среднедушевые денежные доходы населения за 2017 год выросли на 11,5% и составили 13022 руб., пенсии на 4,8% - 11391 руб., среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям района на 10% - 23792 руб.

Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился к уровню 2016 года и составил 0,45 % (на начало текущего года).

Следует отметить, что положительные тенденции в экономике района отразились на наполняемости местных бюджетов. В консолидированный бюджет района за 2017 год мобилизировано 860 млн. руб. Уточнённые годовые назначения выполнены на 100,8%. Обеспечен рост собственных доходов к 2016 году на 6,4% [7].

Уровень организации муниципального управления в части удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в 2017 году вырос на 0,5 п.п и составил 39,1% от числа опрошенных. В целом можно сделать вывод, что деятельность Администрации Добровского района в 2017г. способствовала стабильному развитию малого и среднего предпринимательства, а также поступательному развитию всех отраслей экономики района.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что качество деятельности исполнительных органов зависит, в первую очередь, от правильно организованной структуры данных органов и способов взаимодействия между его подразделениями.

Эффективность организационной структуры исполнительного органа местного самоуправления оказывает непосредственное влияние на качество работы данного органа. В целях совершенствования функционирования организационной структуры Администрации Добровского района Липецкой области следует применять следующие методы, чей положительный зарубежный опыт подтверждает эффективность их применения.

Список литературы:

1.       О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения: закон Липецкой области от 02.07.2004 № 114-ОЗ (ред. от 07.08.2017) // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – Режим доступа:  http://base.garant.ru/29707284/ (дата обращения: 18.06.2018)

2.       Устав Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (принят решением Совета депутатов Добровского муниципального района от ­­­­­­­­­­­­­­27.02.2016 г. № 66-рс) // Официальный сайт администрации Добровского муниципального района Липецкой области. – Режим доступа: http://admdobroe.ru/category/ofitsialnye-dokumenty/ (дата обращения: (17.06.2018)

3.       Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 c.

4.       Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.

5.       Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. - 2015. - №6. – С. 121-125.

6.       Трофимова И.Н. Местное самоуправление в современных концепциях публичного управления // Тренды и управление. – 2013. – № 2. – С. 104-107.

7.       Официальный сайт Администрации Добровского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://admdobroe.ru/category/glavnaya/ (Дата обращения 15.06.2018)

Сведения об авторе:

Пучков Геннадий Петровичзаместитель руководителя по ОВДУ ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области Минтруда России »,  e-mail: 89050445979@mail.ru

 

METHODS OF PERFECTION OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF LOCAL ADMINISTRATION

Puchkov G.P.

Abstract. Increasing the efficiency of the functioning of the organizational structure of the executive and administrative body of local self-government allows to optimize the work of the units, to shorten the time for performing functions and tasks, to improve the quality of services provided to the population, and to reduce budget expenditures.  The article considers various methods of improving local self-government bodies.  Particular attention is paid to the Administration of the Dobrovsky Municipal District of the Lipetsk Region.

Key words: organizational structure, management structure, local government, administration, Administration of the Dobrovsky municipal district of the Lipetsk region.

References:

1.       On the allocation of municipal entities in the Lipetsk region to the status of a city district, a municipal district, a city and rural settlement: the law of the Lipetsk region dated 02.07.2004 No. 114-OZ (as amended on August 7, 2017) // Information and legal support "Garant".  - Access mode: http://base.garant.ru/29707284/ (date of circulation: June 18, 2018)

2.       The Charter of the Dobrovsky Municipal District of the Lipetsk Region of the Russian Federation (adopted by the decision of the Council of Deputies of the Dobrovsky Municipal District of 02.22.2016 No. 66-rs) // Official site of the administration of the Dobrovsky municipal district of the Lipetsk region.  - Access mode: http://admdobroe.ru/category/ofitsialnye-dokumenty/ (date of circulation: (06/17/2018)

3.       Local government and municipal government / Edited by AS Prudnikov, MS Trofimov.  - M .: UNITY, 2016. - 553 p.

4.       Babun RV Organization of local self-government: Textbook - Moscow: KnoRus, 2013. - 280 p.

5.       Miroshnichenko EV Organizational forms of local self-government  : a new stage of development // Legislation - 2015. - № 6. - P. 121-125

6.       Trofimova IN Local self-government in modern concepts of public administration // Trends and management - 2013. - № 2. -  104-107

7.       Officer  cial website of the Administration Dobrovský district [electronic resource] - Access mode: http://admdobroe.ru/category/glavnaya/ (reference date 06.15.2018)