СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ САМОЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Бабенков М.Н.

магистрант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при президенте Российской Федерации, г.Липецк, РФ

 

Аннотация. Самозанятые граждане – это категория представителей малого бизнеса, которые не проходят процедуры регистрации. Соответственно они не оплачивают налоговые отчисления и отсутствуют на учете в Федеральной налоговой службе. Как правило, эти лица самолично организовывают свой бизнес и в последующем в одиночку работают и развивают его. Так они могут получать оплату за предоставляемые услуги.

В статье рассмотрены преимущества и недостатки самозанятости, а также Государственная программа самозанятости населения в 2017-2018гг. Особое внимание уделено проблеме самозанятости в Добровском районе Липецкой области.

Ключевые слова: самозанятость, население, государственная программа, теневая экономика.

 

Актуальность проблемы. О величине российской теневой экономики уже довольно давно ведутся дискуссии и постоянно приводятся совершенно разные оценки. В докладе, представленном в 2017г. Ассоциацией сертифицированных предпринимателей, ее размеры оценили в 33 триллиона рублей. Данный показатель ставит страну на почетное четвертое место в мире. По другим данным показатели несколько ниже, однако, все равно проблема остается довольно ощутимой. При этом большую долю составляет бесконтрольная деятельность без регистрации и уплаты налогов.

Самозанятость населения в Российской Федерации.

Основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связанно с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям.

Профессии, составляющие основную долю в самозанятости населения, подразумевают простые в технологическом плане действия, для осуществления которых не требуется получение специальной лицензии. Также специфика работы предполагает довольно частое изменение рабочего места либо же ведение деятельности в интернете, что делает слежение за ними налоговой службой очень трудоемким процессом [7].

К достоинствам самозанятости можно отнести:

1. Юридический статус самозанятого работника равен статусу ИП, вследствие чего, он также может проводить рекламную компанию в социальных сетях с помощью рекламы и ряда других маркетинговых решений. При этом данные действия не будут считаться незаконной предпринимательской деятельностью.

2. Требуется внесение только минимальных налоговых отчислений, что должно оказывать содействие самозанятости граждан. При этом с принятием специального патента в его общую стоимость будут входить налоговые отчисления в региональный бюджет, в пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования.

3. В случае, если условия работы предоставляют довольно много свободного времени и при этом рост финансовых перспектив отсутствует, то самозанятость станет отличным подспорьем. Так, наладив процесс, можно будет делать гораздо больший объем работы и брать больше дополнительных заказов, увеличивая свои доходы.

4. Самозанятый гражданин только по собственному желанию может работать сверхурочно или в невыгодное для себя время. Также не возникает дополнительных проблем с отпуском, ведь только сам работник решает сколько и как долго ему работать [3, с. 281].

Среди недостатков следует выделить:

1. В настоящий момент в законодательстве нет четких положений, регламентирующих незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому остаются довольно высокие риски получения штрафа, а отстаивание своих прав займет довольно много времени и усилий.

2. Такая сфера деятельности часто несет за собой риски, связанные с оплатой труда. Так как далеко не все клиенты честны и способны беспроблемно расставаться со своими деньгами. Поэтому потребуется дополнительное время на выяснение отношений.

3. Все налоговые и страховые отчисления придется оплачивать самостоятельно по крайней мере до того, как будет принят специальный патент для частных лиц. Однако в законодательстве в данный момент существует довольно много нюансов, которые иногда противоречивы что значительно усложняют ведение деятельности.

4. Самозанятые граждане полностью сами отвечают за состояние своего здоровья и безопасности во время осуществления своих обязанностей [5, с. 55].

В планах правительства еще с 2013 года входило разработка понятия самозанятых граждан, вследствие чего можно было бы установить для них надлежащую налоговую нагрузку. Так, на протяжении трех последующих лет президент направлял правительству шесть обращений в которых он настаивал на решении этого вопроса [7]. По состоянию на июль 2017 года был принят законопроект, регулирующий самозанятость населения.

Данная программа подразумевает выдачу специальных субсидий для того, чтобы обеспечить самозанятость безработных граждан. Ее действие распространяется и на провинции, так что любое лицо может при желании ею воспользоваться.

Правительство планомерно планирует ужесточить ответственность самозанятых граждан и их возможных клиентов (юридических лиц) при нарушении налогового законодательства. Также особенно сильное давление оказывает закон «о декларировании доходов лица за отчетный период», который позволит отслеживать все финансовые потоки гражданина. Еще одним неприятным фактом станет мораторий на крупные закупки и услуги [4, с. 128].

В качестве поощрения разрабатывается гибкая система налогообложения, упрощенная регистрация патента и минимизированные платежи в социальные фонды. Подразумевается, что самозанятые граждане при легализации и последующем развитии дела смогут со временем перерегистрироваться в ИП или юридическое лицо. Однако, дела обстоят пока не очень хорошо, так как по заявлению налоговой службы за 2017 год зарегистрировалось всего 150 граждан – это очень маленький показатель, говорящий о недоверии граждан к новой системе законодательства.

 Легализация самозанятости одна из основных задач администрации Добровского района Липецкой области. По оценочным данным, в экономике района занято более 272 тысяч человек, что составляет 49,3% от общего уровня. При этом доля незанятого трудоспособного населения района в общей численности трудовых ресурсов – 29,6 тысяч человек или 9,5%. Следует отметить, что ситуация постепенно улучшается: пять лет назад этот показатель был почти вдвое больше – 17,5%. 

Администрация Добровского района в целях вывода «из тени» значительной части физических лиц, оказывающих данный вид услуг, выступила с законодательной инициативой о снижении стоимости патента и внесении изменений в областной закон «О патентной системе налогообложения в Липецкой области», что уже позволило довести численность областного населения, имеющих патенты до 475 человек. Это репетиторы, фотографы, люди, которые сдают в аренду свои свободные квартиры и другие. Причем многие профессии сегодня уходят в интернет. Поэтому перечень патентной деятельности постоянно расширяется. 

В числе государственных услуг, оказываемых ЦЗН Добровского района Липецкой области, действующим законодательством закреплена услуга содействия самозанятости безработных граждан.

Данная услуга оказывается безработным гражданам в форме тестирования, консультирования по экономическим и правовым аспектам предпринимательства, условиям предоставления субсидии на открытие собственного дела в рамках программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда [2].

При принятии безработным гражданином в результате получения государственной услуги решения об открытии собственного дела органами службы занятости может быть предоставлена субсидия на компенсацию затрат, связанных с организацией предпринимательской деятельности.

Субсидия предоставляется безработным гражданам в размере расходов, связанных с организацией предпринимательской деятельности, но не более 58800 руб.

В настоящее время в Добровском районе действуют 13,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. В 2016-м бюджеты разных уровней от них поступило налогов на 43 млн. рублей или плюс 3% к 2015-му году. Рост пока небольшой, но есть. В департаменте экономического развития рассчитывают на эффективность принимаемых мер. 

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что нынешнее российское законодательство, регулирующее самозанятость, остается недоработанным и имеет много противоречий. Поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшие два года массового выхода граждан из тени. Лишь после того как законодательная база обеспечит преимущества «легализации», которые действительно будут действовать, стоит ожидать отклика у населения.

Список литературы:

1.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: закон Рос. Федерации 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017) // Справочно-правовая система «Консультант». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).

2.       Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298) (ред. от 30.03.2018). – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).

3.       Алиев И.М. Экономика труда: Учебник для бакалавриата и магистратуры / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. – М.: Юрайт, 2016. - 478 c.

4.       Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения. - М.: Научный эксперт, 2014. - 232 с.

5.       Котляров И.Д. Проблемы регулирования нестандартных форм занятости // Вопросы регулирования экономики. - 2015. - №1. - Т. 6. - С. 55-66.

6.       Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2015. - № 7 (129). - С. 49-54.

7.       Самозанятость населения. Формы самозанятости. Разница между ИП и самозанятым. Как им стать? Законодательство в 2017 году [Электронный ресурс] // Промразвитие. – Режим доступа:  https://promdevelop.ru/rabota/samozanyatost-naseleniya/ (дата обращения: 17.06.2018).

Сведения об авторе:

Бабенков Михаил Николаевичруководитель кластера Липецк -Тамбов ООО "Сервионика", e-mail: babenkov_mihail@mail.ru

 

THE ESSENCE OF THE CONCEPT AND THE CONTENT

OF SELF-EMPLOYMENT OF THE POPULATION IN THE MARKET ECONOMY

M.N. Babenkov

 

Abstract. Self-employed citizens are a category of small business representatives who do not undergo registration procedures.  Accordingly, they do not pay tax deductions and are not registered with the Federal Tax Service.  As a rule, these individuals personally organize their business and then work and develop it on their own.  So they can receive payment for the services provided.  The article discusses the advantages and disadvantages of self-employment, as well as the State program of self-employment of the population in 2017-2018.  Particular attention is paid to the problem of self-employment in the Dobrovsky district of the Lipetsk region.

Key words: self-employment, population, state program, shadow economy.

References:

1.       The Civil Code of the Russian Federation.  Part 1: the law of Ros.  Federation of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended on June 22, 2017) // Reference and legal system "Consultant".  - Access mode: http://base.consultant.ru/ (date of circulation: June 15, 2013).

2.       The State Program of the Russian Federation "Promotion of employment of the population" (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 298) (as amended on 30.03.2018).  - Access mode: http://base.consultant.ru/ (date of circulation: June 15, 2013).

3.        Aliev I.M.  Economics of Labor: A Textbook for undergraduate and graduate students / I.М. Aliev, N.A. Gorelov, L.O.  Ilyin.- Moscow: Yurayt, 2016. – 478p.

4.       Kashepov A.V.  Labor market: problems and solutions.  - Moscow: Scientific Expert, 2014. - 232 p.

5.        Kotlyarov I.D.  Problems of regulation of non-standard forms of employment // Questions of regulation of economy.  - 2015. - №1.  - T. 6. - P. 55-66.

6.       Shumaev VA, Morkovkin D.E.  Ranyuk V.V.  Development of mechanisms of state social support at the regional level // Bulletin of the Samara State Economic University.  -2015.  - No. 7 (129).  - P. 49-54.

7.        Self-employment of the population.  Forms of self-employment.  The difference between a self-employed person and a self-employed person.  How to become one?  Legislation in 2017 [Electronic resource] / / Promrazvitie.  - Access mode: https://promdevelop.ru/rabota/samozanyatost-naseleniya/ (date of circulation: June 17, 2013).