УДК 72.012.8

Американский дизайн и современный американский интерьер

М.В. Кувакина, Д.В. Чадова.

ст. гр. ДАС-1-15, E-mail:darya.chadova.97 @mail.ru,

ИАиС ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ

О.В. Шкотова. 

чл. Союза архитекторов РФ, доц.каф. ДиМДИ

ИАиС ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ

 

Аннотация. Статья посвящена истории и эволюции американского дизайна. Что послужило развитию промышленного дизайна в Америки? Какие существуют основные приемы и особенности в современном американском интерьере?

Ключевые слова: американский дизайн, международная выставка, Норман Белл Геддес, общество массового потребления, специалисты дизайнеры, реклама, Чикагская архитектурная школа, Фрэнк Ллойд Райт, Ар Нуво, Арт Деко, модернизм, кантри, эра космических исследований, Поп- Арт, Оп-Арт, натуральные материалы, однотонность, открытая планировка.

 

История стран и народов находит свое отражение в традициях оформления жилого пространства. Американский стиль в интерьере представляет собой прекрасный пример дизайна, полученного через смешение самых разнообразных национальных традиций.1925 стал годом, когда Америка впервые, увидела, каким может быть прогрессивный дизайн, что послужило толчком для начала его развития в США. Международная выставка декоративного и промышленного искусства, проходившая в Париже, отразила послевоенные настроения, показав новейшие достижения дизайна [2].

   На выставке в Париже были представлены проекты автомобилей, образцы функциональной мебели, павильон Баухауз, павильон Советского Союза, павильон Ле Корбюзье Эспри Нуво. Американцы не принимали участия в этой выставке. Министр торговли США Г. Гувер, после консультации с промышленниками, сообщил, что Америка не может представить «образцы современного и оригинального дизайна», как того требовали условия оргкомитета выставки. Бизнесмены отправили на эту выставку своих представителей с заданием «изучить современное европейское искусство, а также понять тот дизайнерский дух, который характерен для Европы послевоенного периода». Это было необходимо для коммерциализации американского искусства.

  Ни Ле Корбюзье, ни Гропиус, ни Мельников, ни Родченко, занимаясь дизайном, не ставили перед собой коммерческих задач. Но именно об этом размышляли американцы на парижской выставке 1925 года. Среди них был и Норман Белл Геддес, (впоследствии ставший одним из пионеров американского дизайна), обративший внимание промышленников Америки на важность развития дизайна в культуре Соединенных Штатов [2].

   Быстрое развитие дизайна в США было обусловлено формированием общества массового потребления, которое возникло там раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы XX в. стали доступны большинству американцев, благодаря чему значительно улучшилось качество жизни. С приближением кризиса 30-х годов производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров.

   Во времена кризиса стабильность экономики зависит от потребления эксклюзивных изделий, но больше от продажи массовой продукции. Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и театральных декораторов для того, чтобы сделать товар более привлекательным. Соответственно, на такой товар был больше и спрос. В создании новых предметов традиций не было. Различные части, детали, узлы, механизмы одного и того же предмета разрабатывались специалистами и готовый предмет являлся результатом соединения различных деталей, каждая из которых была сделана людьми, не связанными друг с другом. Не только техника производства была новой, но и предмет был технически иным. Новые предметы были поначалу не слишком удобными в использовании. Понадобились специалисты, которые должны были организовывать производство, обобщать и упрощать форму, приводить ее к единству, формировать в узнаваемые образы. Эта деятельность стала называться дизайном, а специалисты – дизайнерами [1]. Работа дизайнеров способствовала эргономичности, привлекательности предметов и, соответственно, большей комфортности среды, которые эту среду и создавали.

   Один из двигателей американского дизайна – реклама. Рекламные акции были направлены на увеличение продаж, что способствовало популяризации дизайнерских объектов среди покупателей.

   Специфические особенности творчества промышленного дизайнера вводили в жизнь новые представления о красоте через такие предметы массового пользования, как кухонная утварь, посуда и бытовые электроприборы, суда и интерьеры, автомобили, бензозаправочные станции и многое другое. Множество новых рациональных способов применения нашли сталь, латунь, медь, алюминий, стекло [1].

           В Чикаго в 70-е годы XIX столетия возникла своеобразная архитектурная школа. В ней были разработаны новые принципы строительства многоэтажных конторских зданий с использованием металлического каркаса (первоначально использовался чугун, а впоследствии сталь) и больших остеклённых поверхностей. Значение Чикагской архитектурной школы в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Архитекторы Чикагской школы старались освоить новые формы, в которых конструкция и образы соединены в единое целое. Здания стали расти вверх и появились первые высотные сооружения. Небоскрёб (рис.1) стал наглядным символом превосходства американской экономики.  

 

Рис.1 Небоскреб «Чикаго билдинг»

Основатель Чикагской архитектурной школы Уильям ле Барон

до того, как стать архитектором, был инженером, что сказалось на его творчестве. Архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. Луис Салливен (1856-1924 годы), основатель американского функционализма, сформулировал концепцию направления: «форма следует функции». В Чикагской архитектурной школе проходили подготовку разные архитекторы, среди них был и Фрэнк Ллойд Райт – впоследствии мэтр американской архитектуры.  Он оказал большое влияние на развитие западной архитектуры первой половины XX века. Проектируя интерьеры, Райт насыщал их предметами, комбинируя объекты

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Дома Джексобса в Мидлтоне

 

промышленного производства и ручного труда, стремился вписать архитектуру в природное окружение. Зодчий применял естественные (дерево, камень) и искусственные (бетон, стекло) материалы. По его чертежам были возведены многие сооружения, ставшие впоследствии знаменитыми, в том числе жилой дом Джекобса в Мидлтоне (рис.2), «Дом над водопадом» Кауфманна (рис.3), комплекс «Талиесин» и др.

 

 

Рис.3 «Дом над водопадом»

 

Американский интерьер и его особенности.

   Современный американский стиль разнороден. По существу, за основу американского интерьерного дизайна взят английский классический стиль, который был завезен из Европы на американский континент.Переселенцы обустраивались на новых землях по известным им традиционным схемам.

    Однако бывшие европейцы столкнулись с рядом проблем, связанных с местностью и климатом, что привело к невозможности принять полностью английский стиль в новых условиях. Американский интерьер развивался под сильным влиянием европейской классики. Но постепенно он становился все более своеобразным.

   В начале XX века американский стиль воспринял влияние Ар Нуво (рис.4), а в 30-40-е г.г. – Арт Деко (рис.5). Интерьеры этого стиля отличали роскошь и чрезмерность. Но и этот стиль долго не просуществовал. В 30-е годы Америка приняла волну эмигрантов из Европы, среди которых были и известные дизайнеры, наполнившие культуру Америки идеями модернизма, который развивался в США до середины 50-х годов приобретя интернациональный характер. Интерьеры этого времени аскетичны, строги и функциональны, но по-американски дороги и эффектны [4].

 

Рис.4 Интерьер в стиле Ар Нуво

 

 

Рис.5 Интерьеры в стиле Арт Деко

  

   В 50-е годы XX века стиль, связанный с образом жизни фермеров становится популярным и в связи с этим появляется новый интерьерный стиль – кантри [3] (рис.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6 Стиль кантри в интерьере

 

   Во второй половине XX века американский стиль снова преображается, наполняясь новомодными идеями, связанными с техническим прогрессом: появляется многофункциональная современная техника, открывается новая эра – эра космических исследований. Все это влияет и на формирование интерьера.

   60-е годы ХХ века – время новых открытий и новых образов. Зарождается Поп- и Оп-Арт (рис.7), развивается молодежная мода. Все эти факторы влияют на пространство для проживания человека.

   80-е годы – новая эпоха, эпоха постмодерна, которая ориентирована на использование всемирного наследия в отношении пластических искусств с определенным налетом иронии и эпатажа.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7 Интерьеры в стиле Поп-Арт и Оп-Арт

   Главная черта американского стиля –открытая планировка комнат (рис.8), что связано с национальными предпочтениями. Подобное решение пространства характерно для домов особнякового типа и больших квартир в многоэтажных зданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8 Интерьер с открытой планировкой

 Чтобы еще больше увеличить площадь помещения убираются все лишние стены и перегородки, а само зонирование происходит с помощью мобильных элементов, предметов мебели с разнообразной компоновкой, интерьерного текстиля, различных отделочных материалов и растительности.

 

Рис.9 Интерьер с открытой планировкой

 

В главном помещении жилища мебель часто располагается вокруг центральной зоны, предназначенной для общения. Это может быть диван, стол, кресла, пуфы, шезлонги, канапе (рис.9). На сегодняшней день американская мебель наиболее привлекательна с функциональной точки зрения. Она создана с использованием современных материалов и, по большей степени, лишена декора, что отражает менталитет американского народа и его историю.
            В традиционном американском стиле не используются яркие цвета и пестрые цветовые сочетания. Основное свойство цветовой гаммы – однотонность. Основные цвета – белый, желтый и коричневый разнообразных оттенков (молочный, бежевый, песочный, кремовый, шоколадный и др.), по сути дела  вся гамма земляных оттенков. Так же любима и синяя гамма. Не редки и цветовые контрасты, например темно-коричневый с красным, синий с белым или синий с желтым.

   В качестве отделочных материалов используются натуральное дерево светло-серых или коричневых оттенков, природный камень, стекло и др. Для напольного покрытия в последнее время все чаще используется ламинат, обладающий отличными эстетическими и практическими свойствами. Для создания атмосферы домашнего уюта на пол кладется шерстяной ковер, чаще светлый.

   В интерьерах американцы любят использовать в качестве украшений фотографии, фарфоровые тарелки и другими мелочи, создающие теплую атмосферу.

Американский интерьер наполнен светом, льющимся через большие окна.  Для искусственного освещения используются различные осветительные приборы: люстры, бра, встроенные светильники, особенно любимы торшеры разного вида.

   Основными чертами американского интерьера являются сплетение классики и авангарда, историчности и современности, традиции и эпатажа. Открытое пространство, свободная расстановка мебели дают возможность заменять одни материалы и предметы на другие, может быть более бюджетные, но не менее эффектные. Все это характерно для дизайна современного американского интерьера.

Список литературы:

1.    Виктор Папанек. Дизайн для реального мира. [Электронный ресурс]/ Виктор Папанек. Дмитрий Аронов, 2015 – Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php?book=134259

2.     Лаврентьев Α.Η. История дизайна. [Электронный ресурс] /А. Н. Лаврентьев. Москва; Гардарики, 2007 Режим доступа:  http://libed.ru/metodihceskie-posobie/1185429-1-lavrentev-istoriya-dizayna-uchebnoe-posobie-dopuscheno-uchebno-metodicheskim-obedineniem-vuzov-rossiyskoy-federa.php.

3.    Лакшми Бхаскаран  Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре.  [Электронный ресурс] /  Бхаскаран Л. Арт-Родник, 2006. с .  Режим доступа: http://www.studmed.ru/lakshmi-bhaskaran-dizayn-i-vremya-stili-i-napravleniya-v-sovremennom-iskusstve-i-arhitekture_dfbf914160c.html

4.     Кузнецова Татьяна, Уткин Анатолий. История американской культуры. [Электронный ресурс] / Кузнецова Татьяна, Уткин Анатолий. Санкт-Петербург, Человек,2010 Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/82467/tatyana-kuznetsova-istoriya-amerikanskoy-kultury.php