МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Судаков Д.В.

к.м.н., ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Белов Е.В.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Шевцов А.Н.

к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

 медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Тишинов Е.Н.

ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией ФГБОУ ВО ВГМУ (Воронежский государственный

медицинский университет) им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Назлиев Д.К.

Врач – онколог  БУЗ ВО ВОКОД (Воронежский областной клинический онкологический диспансер)

 

Аннотация. Психология мотивации является одним из важнейших разделов педагогики и психологии. Термин «мотивация» переводится с латинского как побуждение к действию. Психологи считают, что это динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека. Мотивация поражает своим разнообразием и видоизменяется в зависимости от определенных событий и обстоятельств в жизни человека. В детском саду одна мотивация, в начальных классах школы – другая, в старших классах – третья, во время учебы в Вузе – четвертая, при последующем трудоустройстве – пятая. Изучение мотивация человека в зависимости от его возраста является интересной задачей для психологов. Если рассматривать наиболее интересные возрастные моменты, то определенный интерес для педагогов представляет возраст обучения в Вузе. Это связано с «взрослением» человека и личности в целом. В статье изучаются мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета на примере студентов 3 и 5 курсов. Именно на сравнении 3 и 5 курсов (разница в возрасте от 2 до 4 лет) – заметна небольшая разница в становлении личности и изменения мотивации, с переходом от младшекурсников к старшекурсникам медицинского Вуза. Статья представляет интерес для психологов и педагогов высшей школы.

Ключевые слова: мотивация, Якунин, Реан, мотивы учебной деятельности.

Актуальность. Изучение мотивов учебной деятельности является важной задачей психологов и педагогов. Ритм жизни диктует свои условия. С каждым годом видоизменяется программа обучения в Вузах[2]. Постоянно студентам и преподавателям приходится подстраиваться под эти новшества, а также подстраиваться друг под друга, пытаясь найти контакт друг с другом в постоянно изменяющихся условиях работы и процесса обучения[3]. Касаемо системы образования и медицинских Вузов в частности, подстроиться бывает сложно, так как практически каждый год выходит новый стандарт обучения. В связи с этим –меняется и программа обучения[5]. Студентам с каждым годом все больше времени отводится на самостоятельную подготовку, уменьшается контакт с преподавателем, который превращается из наставника в некий контролирующий орган. Нарушается связь: наставник – ученик[11]. Если рассматривать медицинский Вуз, то подобная связь является одним из гарантов качественного обучения. Что делать, если эта связь нарушается? Что делать, если к студенту надо найти подход за небольшой отрезок времени. В данном случае помогло бы определение мотивации. Всегда легче найти подход к человеку(студенту), когда знаешь, чего он хочет, ради чего он учится и так далее[6]. К тому же, давно замечено, что успеваемость студентов не всегда зависит от их умственных способностей[1][16]. Чаще она зависит от уровня мотивации, а не только от природных способностей.

Перечислять все факторы, которые влияют на уровень мотивации можно долго. Что касается студентов – медиков, то из основных можно выделить следующие: само обучение в Вузе – учится ли студент по собственному желанию или поступил по велению родителей; состояние здоровья студента[4], особенно с учетом его изменения в процессе обучения; желание и возможность участвовать в общении (вести диалог) с преподавателями и другими студентами; смелость или наоборот – боязнь ошибиться и так далее[7].

Следовательно, определение и изучение мотивов учебной деятельности является важным аспектом для педагога высшей школы. Благодаря этому можно найти общий язык с обучающимися, постараться «переделать» «преподавательский монолог» в диалог, который должен вестись между преподавателем и студентом. Это особенно важно для старшекурсников, обучающихся на клинических кафедрах[8], где преподаватель, является по совместительству практикующим специалистом – терапевтом, гинекологом или хирургом, осуществляющим лечения пациентов[14][15][17].

Цель исследования

Определить мотивы учебной деятельности студентов 3 и 5 курсов, лечебного факультета.

Материалы и методы

Объектами исследования послужило 100 студентов 3 и 5 курса лечебного факультета, мужчин и женщин (средний возраст составил 22,34±2,26), обучающихся на кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией ГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Студенты 3 курса обучались в 6 семестре (весенний семестр), а студенты 5 курса в 10 семестре (весенний семестр – элективный курс).

С целью определения мотивов учебной деятельности применяли методику «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным (16 разнообразных мотивов – для каждого обучающегося входящего в исследование выполнялся подробный анализ доминирующих мотивов учебной деятельности). Результаты обрабатывались по первому варианту решения методики (выделение наиболее значимых факторов). В данном исследовании применялся метод априорного ранжирования[12]. Благодаря этому появилась возможность объективно оценить субъективное мнение студентов выступающих в роли «экспертов»[13].

При сборе априорных данных, «экспертам» (m≥100) предложили заполнить анкеты, где надо было оценить n входных переменных в зависимости от степени их влияния на выходную переменную (или выходных переменных, наибольшую информативность из которых следует оценить). Если число переменных n велико, то при их ранжировании целесообразно применять метод дихотомии. В результате ранжирования переменных по степени убывания или возрастания их влияния каждой переменной присваивается определенный ранг. Если «эксперты» затрудняются присвоить всем переменным различные ранги, они могут приписать двум или нескольким переменным одинаковые ранги. В случае совпавших рангов матрица ранжирования приводится к нормальному виду таким образом, чтобы сумма рангов в каждом столбце матрицы ранжирования, где записано мнение j-го исследователя ( ), была равна n(n+1)/2. Для этого переменным, имеющим одинаковые ранги, приписывается ранг, равный среднему значению мест, которые переменные поделили между собой[9][10].

При статистической обработке результатов исследования определялись среднее арифметическое – M, стандартная ошибка среднего – m, критерии Пирсона (χ2), W Вилкоксона и U Манна-Уитни. Различия показателей считались значимыми при доверительной вероятности 0,95 и более (p≤0,05).

Полученные результаты и их обсуждение

В исследование входило 3 группы студентов 3 курса и 3 группы студентов 5 курса лечебного факультета. Количество обучающихся в каждой группе варьировалось в пределах от 13 до 18 человек. Рандомно было выбрано 3 группы 3 курса и рандомно 3 группы 5 курса, с одним лишь условием: среди большого количества групп было выбрано по 3 –с учетом того, что бы количество студентов во всех трех группах 3 и 5 курса было равно 50 (для большей объективности результатов).

Подавляющая часть обучающихся 3 и 5 курсов лечебного факультета, выделила следующие главные мотивации: обеспечение успешности дальнейшей профессиональной деятельности, желание стать квалифицированным специалистом, а так же получить глубокие и прочные знаний. Если рассматривать показатели в динамике, то есть тенденция к увеличению всех 3 показателей с взрослением студентов и переходом от 3 к 5 курсу. Это может говорить о повышение уровня сознательности, не только о взрослении физическом, но и взрослении моральном: они все больше задумываются о том, какая большая ответственность ляжет на их плечи – забота о здоровье человека, лечение человека, спасение жизни. Одновременно с этим, следующие показатели имели тенденцию к снижению от студентов 3 курса к 5 курсу: успешно учиться, возможность получать стипендию, быть постоянно готовым к очередным занятиям, выполнять педагогические требования,  достичь уважение преподавателей, быть примером для сокурсников и добиться одобрения родителей и окружающих и так далее (таблица №1).

Таблица 1. Основные мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета

Мотив

3 курс

(6 семестр)

5 курс (10семестр)

Стать квалифицированным специалистом

26

37

Получить диплом

8

7

Успешно продолжить обучение на последующих курсах

10

9

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

18

15

Постоянно получать стипендию

16

13

Приобрести глубокие и прочные знания

31

37

Быть постоянно готовым к очередным занятиям

13

10

Не запускать изучение предметов учебного цикла

14

17

Не отставать от сокурсников

6

7

Обеспечить успешность будущей профессиональной  деятельности

33

39

Выполнять педагогические требования

10

8

Достичь уважения преподавателей

9

6

Быть примером для сокурсников

8

6

Добиться одобрения родителей и окружающих

18

13

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

4

2

Получить интеллектуальное удовлетворение

11

6

 

Выводы.

1.  Большая часть студентов ставит перед собой следующие мотивы: успешность будущей профессиональной деятельности, желание стать квалифицированным специалистом, получить глубокие и прочных знания. Отмечено, что с повышением возраста испытуемых – увеличивалась и их мотивация

2.  Однако часть мотивов имела тенденцию к снижению с повышением возраста респондентов: желание успешно учиться, получать стипендию, постоянно быть подготовленным к занятиям, выполнять педагогические требования, заработать уважение преподавателей, стать  примером для сокурсников, получить одобрение родителей и окружающих.

3.  Данные исследования представляют интерес для психологов и  педагогов высшей школы. Однако данное исследование было бы еще интереснее, при условии проведении его на одной группе испытуемых с течением времени.

Список литературы:

1. Актуальные вопросы типовой анатомии передней области шеи в аспекте запросов клинической практики / Ю.В. Малеев, А.В. Черных, А.Н. Шевцов, Д.Н. Голованов, В.В. Стекольников // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2015. – Т. 4, № 3 (15). – С. 79 – 80.

2. Возможности элективного курса при изучении современных методов медицинской визуализации / А.В. Черных, Н.В. Якушева, А.Н. Шевцов, Ю.В. Малеев, Е.В. Белов, Д.В. Судаков, Е.И. Закурдаев // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С. 49.

3. Двуединая дисциплина в системе высшего медицинского образования России / А.В. Черных, Ю.В. Малеев, Н.В. Якушева, Е.В. Белов, В.Г. Витчинкин, В.А. Болотских, А.Н. Шевцов, Д.В. Судаков, Е.И. Закурдаев, Е.М. Дубровин // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С. 48.

4. Есауленко И.Э. Мониторинг здоровья учащейся молодежи на основе компьютерных технологий / И.Э. Есауленко, Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2014. – Т. 13, № 2. – С. 483 – 487.

5. Значение внутривузовских и межвузовских студенческих олимпиад по хирургии в становлении будущего врача / Ю.В. Малеев, А.В. Черных, Д.В. Судаков, А.Н. Шевцов, Е.В. Белов // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С. 27 – 28.

6. Значение студенческого научного кружка кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией в формировании будущего врача / Ю.В. Малеев, А.В. Черных, Н.В. Якушева, В.Г. Витчинкин, В.А. Болотских, Н.М. Косянчук, А.Н. Шевцов, Г.Н. Авилов, Е.И. Закурдаев, Е.В. Белов, Д.В. Судаков // Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2015. - № S2. – С. 101 – 102.

7. Определение мотивов учебной деятельности и «важных» предметов для студентов 3-4 курсов педиатрического факультета / А.В. Черных, Д.В. Судаков, Н.В. Якушева, Ю.В. Малеев // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 222 – 228.

8. Петрова Т.Н. Особенности психоэмоционального статуса и адаптации к учебному процессу студентов технического вуза / Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т. 11, № 3. – С. 632 – 635.

9. Применение внеклеточных криопротекторов для получения органных матриксов / А.В. Черных, Ю.В. Малеев, А.Н. Шевцов, А.Ю. Пульвер, Б.Е. Лейбович // Вопросы реконструктивной и пластической хирургии. – 2016. – Т. 19, № 1 (56). – С. 68 – 73.

10. Сравнительный анализ психоэмоционального состояния пациентов отделений хирургического и гинекологического профиля / Д.В. Судаков, Г.В. Орлова, О.А. Судакова, А.Н. Тихонов // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2, № 1 (18). – С. 35 – 37.

11. Студенческий научный кружок кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии / А.В. Черных, Ю.В. Малеев, Н.В. Якушева, Е.В. Белов, В.Г. Витчинкин, В.А. Болотских, А.Н. Шевцов, Д.В. Судаков, Е.И. Закурдаев, Е.М. Дубровин // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – Т. 6, № S. – С.  48 – 49.

12. Судакова О.А. Анализ возбудителей воспалительных заболеваний женских половых органов и органов малого таза приводящих к самопроизвольному прерыванию беременности / О.А. Судакова, М.В. Фролов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2018. - № 71. – С. 136 – 141.

13. Судакова О.А. Анализ причин невынашивания беременности в ургентной гинекологии / О.А. Судакова, М.В. Фролов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2018. - № 71. – С. 149 – 153.

14. Судакова О.А. Анализ психоэмоционального состояния пациенток инфицированных ВИЧ находящихся на лечении в гинекологических отделениях городских больниц / О.А. Судакова, Г.В. Орлова, Д.В. Судаков // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 216 – 221.

15. Тихонов А.Н. Анализ психоэмоционального состояния пациентов травматологического отделения со сложными переломами верхних и нижних конечностей / А.Н. Тихонов, Д.В. Судаков, Е.В. Белов // Центральный научный вестник. – 2007. – Т. 2, № 23 (40). – С. 10 – 13.

16. Черных А.В. Личностное развитие студентов начальных, старших курсов и ординаторов второго года обучения на примере ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / А.В. Черных, Д.В. Судаков, Г.В. Орлова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2017. - № 70. – С. 184 – 190.

17. Черных А.В. Особенности топографической анатомии околощитовидных желез / А.В. Черных, Ю.В. Малеев, А.Н. Шевцов // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19, № 2. – С. 175 – 178.

Сведения об авторах:

Судаков Дмитрий Валериевич – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Белов Евгений Владимирович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Шевцов Артем Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Тишинов Евгений Николаевичассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ), г. Воронеж, ул. Студенческая д.10. 394036, 2531070, operhir@vsmaburdenko.ru

Назлиев Данаил Красимирович – врач – онколог, Воронежский областной клинический онкологический диспансер (БУЗ ВО ВОКОД), г. Воронеж, ул. Вайцеховского, д.4, 394036, 2533293, operhir@vsmaburdenko.ru

 

MOTIVES OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE MEDICAL FACULTY

D.V. Sudakov, E.V. Belov, A.N. Shevtsov, E.N. Tishinov, D.K. Nazliev

 

Abstract.  Psychology of motivation is one of the most important sections of pedagogy and psychology. The term "motivation" is translated from Latin as a motivation for action. Psychologists believe that this is a dynamic process of the psycho-physiological plan that manages the behavior of a person. Motivation affects its diversity and varies according to certain events and circumstances in a person's life. There is one motivation in the kindergarten, another in the primary classes of the school, the third in the senior classes, the fourth in the University, and the fifth at the subsequent employment. Studying the motivation of a person depending on his age is an interesting task for psychologists. If we consider the most interesting age moments, then the interest of the educators is of the age of study in the university. This is due to the "growing" of the person and the person as a whole. In the article motives of educational activity of students of medical faculty are studied on an example of students of 3 and 5 courses. It is on the comparison of 3 and 5 courses (difference in age from 2 to 4 years) - there is a slight difference in the formation of the personality and changes in motivation, with the transition from junior students to undergraduates of the medical college. The article is of interest to psychologists and teachers of higher education.

Keywords: motivation, Yakunin, Rean, motives of educational activity

References:

1. Topical issues of typical anatomy of the anterior region of the neck in the aspect of requests for clinical practice / Yu.V. Maleev, A.V. Chernykh, A.N. Shevtsov, D.N. Golovanov, V.V. Stekolnikov // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2015. - V. 4, №. 3 (15). - P. 79 - 80.

2. Possibilities of the elective course in studying modern methods of medical imaging / A.V. Chernykh, N.V. Yakusheva, A.N. Shevtsov, Yu.V. Maleev, E.V. Belov, D.V. Sudakov, E.I. Zakurdaev // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, №. S. - P. 49.

3. Two-discipline in the system of higher medical education in Russia / A.V. Chernykh, Yu.V. Maleev, N.V. Yakusheva, E.V. Belov, V.G. Vitinkin, V.A. Bolotskikh, A.N. Shevtsov, D.V. Sudakov, E.I. Zakurdaev, E.M. Dubrovin // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, №. S. - P. 48.

4. Esaulenko I.E. Monitoring of the health of young students on the basis of computer technologies / I.E. Esaulenko, T.N. Petrova, O.V. Sudakov // System analysis and management in biomedical systems. - 2014. - V. 13, №. 2. - P. 483 - 487.

5. The importance of university and interuniversity student olympiads on surgery in the formation of a future doctor / Yu.V. Maleev, A.V. Chernykh, D.V. Sudakov, A.N. Shevtsov, E.V. Belov // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, №. S. - P. 27 - 28.

6. The importance of the student scientific circle of the Department of Operative Surgery with topographic anatomy in the formation of the future physician / Yu.V. Maleev, A.V. Chernykh, N.V. Yakusheva, V.G. Vitinkin, V.A. Bolotskikh, N.M. Kosyanchuk, A.N. Shevtsov, G.N. Avilov, E.I. Zakurdaev, E.V. Belov, D.V. Sudakov // Bulletin of the Russian Military Medical Academy. - 2015. - №. S2. - P. 101 - 102.

7. Determination of the motives of educational activity and "important" subjects for students of the third and fourth year of pediatric faculty / A.V. Chernykh, D.V. Sudakov, N.V. Yakusheva, Yu.V. Maleev // Scientific and Medical Herald of the Central Chernozem Region. - 2017. - №. 70. - P. 222 - 228.

8. Petrova T.N. Features of the psychoemotional status and adaptation to the educational process of students of a technical university / Т.N. Petrova, O.V. Sudakov // System analysis and management in biomedical systems. - 2012. - V. 11, №. 3. - P. 632 - 635.

9. Application of extracellular cryoprotectants to obtain organic matrices / A.V. Chernykh, Yu.V. Maleev, A.N. Shevtsov, A.Yu. Pulver, B.E. Leibovich // Issues of reconstructive and plastic surgery. - 2016. - V. 19, №. 1 (56). - P. 68 - 73.

10. Comparative analysis of the psychoemotional state of the patients of the surgical and gynecological departments / D.V. Sudakov, G.V. Orlova, O.A. Sudakova, A.N. Tikhonov // The Central Scientific Bulletin. - 2017. - V. 2, №. 1 (18). - P. 35 - 37.

11. Student scientific circle of the Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy / A.V. Chernykh, Yu.V. Maleev, N.V. Yakusheva, E.V. Belov, V.G. Vitinkin, V.A. Bolotskikh, A.N. Shevtsov, D.V. Sudakov, E.I. Zakurdaev, E.M. Dubrovin // Journal of Anatomy and Histopathology. - 2017. - V. 6, №. S. - P. 48 - 49.

12. Sudakova O.A. Analysis of the causative agents of inflammatory diseases of female genital organs and pelvic organs leading to spontaneous abortion / О.А. Sudakova, M.V. Frolov // Scientific and Medical Herald of the Central Chernozem Region. - 2018. - №. 71. - P. 136 - 141.

13. Sudakova O.A. Analysis of the causes of miscarriage in urgent gynecology / O.A. Sudakova, M.V. Frolov // Scientific and Medical Herald of the Central Chernozem Region. - 2018. - №. 71. - P. 149 - 153.

14. Sudakova O.A. Analysis of the psychoemotional state of HIV-infected patients undergoing treatment in gynecological departments of city hospitals / O.A. Sudakova, G.V. Orlova, D.V. Sudakov // Scientific and Medical Herald of the Central Chernozem Region. - 2017. - №. 70. - P. 216 - 221.

15. Tikhonov A.N. Analysis of the psychoemotional state of patients in the traumatological department with complex fractures of the upper and lower extremities / A.N. Tikhonov, D.V. Sudakov, E.V. Belov // The Central Scientific Bulletin. - 2007. - V. 2, №. 23 (40). - P. 10 - 13.

16. Chernykh A.V. Personal development of students of primary, senior courses and residents of the second year of training on the example of VSMU them. N.N. Burdenko / A.V. Chernykh, D.V. Sudakov, G.V. Orlova // Scientific and Medical Herald of the Central Chernozem Region. - 2017. - №. 70. - P. 184 - 190.

17. Chernykh A.V. Features of topographic anatomy of parathyroid glands / A.V. Chernykh, Yu.V. Maleev, A.N. Shevtsov // Bulletin of New Medical Technologies. - 2012. - V. 19, №. 2. - P. 175 - 178.