Охрана  детского голоса в эстрадном вокале

Саитбаталова Мария

   Студент кафедры музыкально-театрального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация. В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с детскими вокальными возможностями. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса охраны детского голоса в эстрадном вокале.

Ключевые слова: охрана, детский голос, голос, связки, вокал, эстрадный вокал.

По статистике педиатров, заболевания глотки являются одними из самых распространенных среди детей. Это создает определенные правила при выборе схемы охраны детского голоса при занятиях в эстрадной вокальной группе. Дети наиболее подвержены вирусным инфекциям, от них в первую очередь страдает глотка.

Особенность детского организма заключается в том, что вплоть до достижения ребенком возраста 2-7 лет аденоиды и небные миндалины активно развиваются. С 9-10 лет отмечается обратный процесс – инволюция. Примечательно, что голос каждого ребенка индивидуален – каждый ребенок обладает тем или иным тембром, силой и высотой голоса. Чем чаще происходят колебания голосовых связок, тем более высоким получается звук. У детей характеристики звука отличаются.

У них более слабая сила голоса за счет того, что колеблются голосовые складки не полностью, а лишь краями. Таким образом, амплитуда голоса у детей ниже. А голос получается более высоким за счет малой длины голосовых складок. Система резонаторов развивается постепенно, поэтому и тембральная окраска получается более слабой. [1]

На протяжении всей жизни голосовая функция эволюционирует. Сами же характеристики голоса напрямую зависят от секреции желез – щитовидки, половых желез и гипофиза. Возрастные изменения голоса происходят в 12-15 лет, в этом период гортань увеличивается в размерах. Голосовые связки становятся более длинными и толстыми.

 В этот период времени голосовые связи не успевают адаптироваться к анатомическим изменениям. Как следствие, голос ребенка звучит неуверенно и вяло.

Происходит снижение голоса, расхождение в функциональных свойствах внутренних и внешних мышц гортани. Кроме того, появляется отсутствие согласованности между фонацией и дыханием. При болезнях голосового аппарата происходит нарушение голосовых функций. В этот период времени ребенку полностью рекомендуется отказаться от вокальных занятий.

 А сразу после выздоровления – начинать занятия с постепенным ростом нагрузки на голосовой аппарат. Основным способом профилактики заболеваний гортани является закаливание организма и профилактические прививки. При повышенной профессиональной нагрузке на голос у ребенка могут появляться голосовые узелки, они могут быть застарелыми, хроническими или острыми.

Причина их возникновения – неправильное форсированное пение и повышенная профессиональная нагрузка на голос.

Поэтому при охране детского голоса соблюдается два принципа. Во-первых, это исключение чрезмерных профессиональных нагрузок на голос. Во-вторых, исключение неправильного форсированного пения, которое приводит к нарушениям голосовой функции и расстройству работы голосовых связок. [2]

Как правило, при возникновении острых певческих узелков требуется обеспечить покой, отказаться от занятий вокалом на 10-15 дней. Через это время певческие узелки в острой форме самопроизвольно рассасываются. Если у ребенка диагностированы застарелые певческие узелки, то здесь помочь, как правило, может только оперативное вмешательство. Диагностика певческих узелков – одна из задач руководителя вокального коллектива. Диагностировать узелки можно по снижению диапазона и появлению охриплости в голосе.

Если у ребенка уже были обнаружены певческие узелки, это служит сигналом того, что для него необходимо снизить объем профессиональной нагрузки на голос. Также в процессе пения у ребенка может возникнуть кровоизлияние в голосовые связки.

Как правило, это протекает быстро, голос моментально садится. Для решения проблемы необходимо обеспечит покой ребенка и отстранить его от занятий на 1-2 дня. Это явление проходит самостоятельно.

Деятельность голосовых складок может ослабнуть на фоне дисфонии. Как правило, такая ситуация отмечается при перенапряжении нервной системы. Нередко такое явление протекает на фоне какой-либо инфекции. Поэтому основная функция охраны должна сводиться к исключению занятий вокалом при инфекционном заболевании у ребенка. Впрочем, голосовой аппарата чутко реагирует на любые другие изменения в организме. К примеру, психические нагрузки, переутомление и стресс могут приводить к нарушению голосовой функции.

Главное правило здесь – распознать первые признаки голосовых расстройств, а при их обнаружении – освободить ребенка от занятий вокалом на время полного восстановления организма. Гигиена и охрана голоса детей учитывает одну важную особенность – период полового созревания, при котором изменяются характеристики голоса. [3]

Все вредности, которые воздействуют на детский организм, могут приводить к стойким или острым нарушениям голоса. Зачастую проблемы с детским голосом возникают на фоне того, что родители, педагоги и творческие руководители вокальных коллективов недостаточно осведомлены об особенностях охраны детского голоса.

Необходимо обращать внимание на признаки расстройства голосовой функции. К примеру, появление хрипоты и снижение силы голоса говорят о таком отклонении голосовой функции, как фонастения.

Охрана детского голоса сводится к соблюдению гигиены голоса как основного средства профилактики различных расстройств голосового аппарата. Задача руководителя коллектива и педагогов по вокалу – давать такую голосовую нагрузку на связки, которая соответствует степени натренированности голосового аппарата ребенка. [4]

Нарушение этого правила ведет к стойким и хроническим нарушениям работы голосового аппарата. Гигиена голоса также исключает форсированное звучание, чрезмерное употребление высоких нот. Даже на групповых занятиях опытный руководитель может выделить среди тех, кто специально или по причине нарушений функций голосового аппарата прибегает к форсированному пению.

Также педагогам и руководителям вокальных групп необходимо придерживаться правила умеренной речевой нагрузки. Необходимо исключить пение во время инфекционных заболеваний во избежание столкновения с тяжелыми последствиями. Большие речевые нагрузки не должны даваться детям вне зависимости от требований, предъявляемых к качеству вокального выступления. Также нужно заботиться об оптимальных климатических условиях.

К примеру, при перелете в другие страны необходимо дать время на акклиматизацию, исключить воздействие перепада температур на качество функционирования голосового аппарата.

Впрочем, даже правила питания входят в основу гигиены голоса. Рекомендуется исключить употребление перед занятиями и выступлениями любых продуктов, которые раздражают слизистую горла. При возникновении острых состояний и подозрении любых нарушений голосового аппарата необходимо нанести визит фониатру, который по результатам диагностики поставит диагноз и подготовит необходимые рекомендации. [5]

Таким образом, охрана детского голоса – это целый комплекс мер, которые должны приниматься со стороны взрослых как для профилактики расстройств голосового аппарата, так и для оперативного решения уже возникших проблем. Немаловажную роль в охране детского голоса играет гигиена голоса, меры по ее соблюдению должны приниматься самими детьми и контролироваться со стороны взрослых – педагогов по вокалу и руководителей творческих коллективов.

Список литературы:

1. Земцова, Е. А. Чтобы голос звучал как музыкальный инструмент / Е. А. Земцова // Народная асвета. - 2017. - № 7. - С. 64-65.

2. Егоров, А. Гигиена голоса и его физиологические основы / А. Егоров. - М. : Гос. Муз. Изд., 2014. - 171 с.

3. Захарина, Ю. Ю. Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика : сб. докл. Междунар. практ. конф., 7-8 апр. 2011 г., Минск / БГПУ ; Ю. Ю. Захарина (отв. ред.) [и др.]. - Минск, 2015. - 341 с.

4. Дедковская, Е. Г. Некоторые вопросы постановки голоса : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Дедковская. -Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. - 67 с.

5. Самарин, В. Хороведение : учеб. пособие / В. Самарин. - М. : Академия, 2015. - 288 с.