ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Мальцева Н.В.
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
Россия, г. Соликамск
n.malzeva@mail.ru
Красавина О.Г.
студент
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
Россия, г. Соликамск
krasavina.1996@bk.ru
Аннотация. В работе рассматриваются
критерии сформированности профессиональных компетенций. Приведены оценочные
средства сформированности профессиональных компетенций. Рассмотрены возможности
интернет-ресурсов в формировании профессиональных компетенций социальных
педагогов.
Ключевые слова:
компетенции, профессиональные компетенции, критерии
сформированности профессиональных компетенций, интернет-ресурсы
Современное общество претерпевает значительные
изменения, которые связаны, в первую очередь, с переходом общества в
информационную среду, где главным средством, охватывающим все сферы жизнедеятельности
человека, является интернет и интернет-ресурсы. Именно интернет и
интернет-ресурсы стали широко применяться в самых разнообразных сферах
деятельности человека (медицина, сфера услуг), но также интернет стал широко
использоваться в образовании не только школьников, но и студентов среднего
профессионального и высшего образования. По мнению исследователей, система
высшего образования претерпевает значительные изменения в связи с тем, что:
- современное общество вступило в эпоху
информатизации, где главной особенностью является интернет и его возможности
(А.В. Бусыгина, Я.М. Луцких, А.Е. Моторина) [2, с. 53];
- современная система образования ориентирована на
Западную, где главной особенностью является 4-х летнее образование (Россия
вступила в Болонский процесс в 2003 г.) (С.В. Санникова) [10, с. 58];
- главной особенностью обучения в ВУЗах является
формирование компетентной личности, готовой к конкурентной борьбе на рынке
труда, основываясь на компетентностном подходе (И.А. Зимняя, Е.В. Савина, Е.А. Харитонова,
Л.Г. Шестакова) [6; 11, с. 218].
Анализируя данные положения, можно отметить что, именно
формирование профессиональных компетенций становится важным компонентом высшего
образования студентов. Изучением данной проблемой занимались: И.А. Адаев,
А.В. Бусыгина, З.М. Гиниятова, С.В. Гиннэ, Е.Я. Климкович,
Н.В. Пахаренко, Т.В. Рихтер и др.
Рассматривая и анализируя понятия «компетенция» и
«профессиональная компетенция» многие авторы (З.М. Гиниятова, И.А. Зимняя, Е.Я.
Климкович, А.В. Хуторской и др.) приводят собственную точку зрения к
определению данных понятий с позиции различных областей науки. Так,
И.А. Зимняя считает, что компетенция – это отчужденное наперед заданное социальное требование (норма) к
профессиональной подготовке студентов высшей школы, необходимой для его
профессиональной деятельности [6]. По
мнению, А.В. Хуторского компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов,
необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6]. В исследованиях
З.М. Гиниятовой, В.Д. Симоненко,
М.В. Ретивых профессиональная компетенция рассматривается как интегральная
характеристика, включающая в себя совокупность деловых, личностных и
профессиональных качеств, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта,
достаточных для осуществления определенного рода деятельности [3, с. 68;
8, с. 22]. Таким образом, профессиональная
компетенция рассматривается как совокупная характеристика, включающая в себя
набор необходимых профессиональных качеств, знаний, умений и навыков,
необходимых для осуществления определенного рода деятельности. А компетенция
рассматривается как набор, включающий в себя личностные, профессиональные
качества, знания, умения и опыт, необходимые для успешной профессиональной
деятельности в конкретной области.
С точки зрения
З.М. Гиниятовой, процесс формирования профессиональных компетенций
является последовательным
и усложняющимся, результат достижения которого имеет отдаленные перспективы в
самостоятельной деятельности социального педагога [3, с. 68]. Формирование профессиональных компетенций
– это длительный процесс, который продолжается на протяжении всего
профессионального пути, начинающийся задолго до профессиональной деятельности
[3, с. 69].
Формирование профессиональных
компетенций тесно связано с применением интернет-ресурсов в обучении,
практической и профессиональной деятельности социального педагога. Так,
А.С. Горбулин под интернет-ресурсами подразумевает совокупность логически
законченной, структурированной информации, предоставляемой посредством Сети
Интернет [4, с. 388]. По мнению Т.Н. Буцевой интернет-ресурс – это
совокупность информационных ресурсов, размещенных в интернете [4, с. 388].
По мнению А.А. Безвесильной, Е.Я. Климкович, интернет-ресурсы
набирают большую популярность среди педагогических работников, так как
интернет-ресурсы предоставляют широкие возможности, которые можно использовать
в профессиональной деятельности, среди которых [1, с. 53; 7, с. 294]:
- поиск и получение профессионально-ориентированной информации
(электронные журналы, библиотеки, социальные сети и др.) – данные ресурсы
содержат тематические рубрики, статьи, посты, подборки на профессиональные
темы, обучающие материалы (видеохостинги YouTube), видеокурсы, вебинары, в которых
опытные эксперты раскрывают актуальные темы и проблемы
социально-педагогического характера;
- профессионально-ориентированная коммуникация в сети
(социальные сети, электронная почта) – данные ресурсы позволяют обмениваться
полезной информацией друг с другом, общаться на различных профессиональных
форумах, участвовать в дискуссиях профессиональных сообществ с целью получения
актуальной информации по интересующему вопросу;
- публикация материалов умственного труда
(онлайн-конференции, блоги научных идей, сайты педагогических разработок) –
данные ресурсы позволяют специалисту публиковать собственные наработки и
исследования на различных практико-ориентированных научных сайтах, размещать на
сайте видеоматериалы, писать комментарии и статьи, вести собственный блог или
дневник;
- расширенный доступ к
научно-методической литературе, возможность заимствовать опыт других
специалистов, систематизация личного социально-педагогического опыта (портфолио).
Таким образом, формирование
профессиональных компетенций является сложным, повторяющимся процессом,
результатом которого должна стать компетентная личность, обладающая спектром
сформированных профессиональных компетенций, на которые значительное влияние
оказывает применение интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций сложный и
длительный процесс, который может складываться на основе различных факторов (критериев).
Так, в своем исследовании Е.Л. Гусейнова выделяет [5, с. 13-14]:
- мотивационно-ценностный - система мотивационно-ценностных отношений
студента к самому себе, своей деятельности;
- когнитивный - система знаний, способствующая обеспечению
формирования у студентов научной картины мира;
- действенно-операционный - качества, необходимые для осознания цели
самостоятельной деятельности, способности к творчеству;
- рефлексивно-оценочный - осмысленное отношение студентов к
результатам обучения, способность оценивать результаты, ошибки собственной
деятельности.
По мнению Н.В. Пахаренко,
критериями сформированности профессиональных компетенций должны стать [9]:
- мотивационный - потребность и стремление овладеть профессиональными
компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией
для достижения успеха в деятельности;
- когнитивный - определенный уровень профессиональных знаний;
- деятельностный - практическое и оперативное применение знаний, опыт
их проявления в различных ситуациях;
- личностный - осознание значимости профессионального развития и
личного самосовершенствования.
Проанализировав работы
Е.Л. Гусейновой, Н.В. Пахаренко, Ю.Г. Татура, а также И.А. Адаева,
Е.Я. Климкович, А.Е. Моториной, Т.В. Рихтер можно отметить, что формирование
профессиональных компетенций можно рассматривать в 4 позиций: когнитивной,
мотивационной, деятельностной и оценочно-рефлексивной (см. Табл. 1). Анализируя
данные критерии, мы подобрали ряд диагностических методик, на основании которых
удалось выделить отдельные показатели, с помощью которых будет строиться наше
исследование.
Таблица 1.
Критерии и показатели исследования сформированности
профессиональных компетенций социальных педагогов
Критерий |
Показатели |
Расшифровка |
Оценочное средство |
Когнитивный (система знаний, способствующих обеспечению
формирования у студентов научной картины мира) |
Успеваемость студентов (Е.Л. Гусейнова) |
Мониторинг успеваемости |
Контрольные точки, входной, текущий и итоговый
контроль, оценки за производственную практику, входной тест об интернет-ресурсах |
Мотивационный (стремление овладеть и применять знания и умения,
готовность к освоению профессиональных компетенций) |
«Приобретение знаний» |
Стремление к приобретению знаний, любознательность |
Методика «Мотивация обучения в ВУЗе» (автор Т.И. Ильина) |
«Овладение профессией» |
стремление овладеть профессиональными знаниями и
умениями, сформировать профессионально важные качества |
||
«Получение диплома» |
стремление приобрести диплом при формальном усвоении
знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов |
||
Деятельностный
(практическое и оперативное
применение знаний) |
В рамках дисциплин с социально-педагогической
направленностью предусмотрена публичная защита проекта, технологии, программы
|
В рамках оценивая сформированности профессиональных
компетенций, эксперт может использовать следующие показатели: 0 – не владеет; 1 – имеет необходимые знания; 2 – имеет необходимые умения; 3 – думает, что владеет компетенцией, но нет практического
опыта; 4 – владеет компетенцией |
Экспертная оценка по Таблице анализа овладения
профессиональными компетенциями в рамках дисциплины Авторы: Е.А. Харитонова, Л.Г. Шестакова (в роли эксперта могут выступать: преподаватель,
социальный педагог) |
Оценочно-рефлексивный
(способность к самоанализу,
осознанию себя в процессе учебной деятельности) |
Рефлексия, самоанализ, самооценка |
В рамках самоанализа сформированности
профессиональных компетенций, студент может воспользоваться следующими
показателями: 0 – не владею; 1 – имею необходимые знания; 2 – имею необходимые умения; 3 – думаю, что владею компетенцией, но нет
практического опыта; 4 – владею компетенцией |
Таблица самоанализа овладения профессиональными
компетенциями в рамках дисциплины Е.А. Харитонова, Л.Г. Шестакова |
Таким образом, проанализировав работы Е.Л. Гусейновой, Н.В. Пахаренко, Ю.Г.
Татура и др. мы пришли к выводу о том, что в структуре формирования
профессиональных компетенций выделяют: когнитивный, мотивационный,
деятельностный и оценочно-рефлексивный критерии, которые характеризуются в
первую очередь сформированными знаниями, сформированной познавательной
мотивацией, умением осуществлять деятельность в различных ситуациях, и умением
оценить себя, свою профессиональную деятельность. поэтому данные критерии легли
в основу нашего исследования.
Список
литературы:
1. Безвесильная А.А. Использование информационных
технологий при подготовке социальных педагогов [Текст]/ А.А. Безвесильная//
Педагогическая информатика. - 2007. - №4. - С. 52-56.
2. Бусыгина А.В. Использование контрольно – оценочных
средств при определении уровня сформированности профессиональных компетенций
[Электронный ресурс]// Режим доступа:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-53.pdf (Дата доступа:
21.05.2018)
3. Гиниятова З. М.
Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога
[Текст]/ З.М. Гиниятова// Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 66-68.
4. Горбулин А.
С. Использование дополнительных (популярных) интернет-ресурсов при создании
электронных средств обучения [Текст]/ А.С. Горбулин// Молодой ученый. -2013.
-№8. -С. 388-390.
5. Гусейнова Е.Л.
Организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций в
самостоятельной работе студентов технического ВУЗА [Текст]: автореф. дис. на
соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Гусейнова Елена Лазаревна;
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.
Акмуллы». – Уфа, 2016. – 27 с.
6. Зимняя И.А.
Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в
образовании [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf
(Дата доступа: 19.02.2018).
7. Климкович Е.Я. Интернет-ресурсы как средство формирования иноязычной
профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих
специалистов в области информационных технологий [Текст]/ Е.Я. Климкович//
Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. - № 9
(92). – С. 293-299.
8. Общая и профессиональная
педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности
«Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст]/Под ред. В.Д. Симоненко, М.В.
Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1
- 174 с.
9. Пахаренко Н.В. Модель
определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных
компетенций [Текст] Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольников//
Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.; URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7502 (дата обращения:
21.05.2018).
10. Сальникова О.А. Ключевые
компетенции личности в контексте Болонского процесса [Текст]/ О.А. Сальникова,
Е.В. Письменный// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Образование. Педагогические науки. – 2009. - №4. – С. 57-59.
11. Шестакова Л.Г. Использование
самооценки и взаимооценки для формирования профессиональных компетенций
обучающихся педагогического вуза [Текст]/ Л.Г. Шестакова, Е.А. Харитонова//
Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 3(50). – С.
216-224
Сведения об
авторах:
Мальцева
Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и
психологии, Пермский государственный национальный исследовательский
университет, г. Соликамск, n.malzeva@mail.ru
Красавина
Оксана Геннадьевна – студент, Пермский государственный национальный
исследовательский университет, г. Соликамск, krasavina.1996@bk.ru