ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Мальцева Н.В.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Пермский государственный национальный

исследовательский университет,

Россия, г. Соликамск

n.malzeva@mail.ru

Красавина О.Г.

студент

Пермский государственный национальный

исследовательский университет,

Россия, г. Соликамск

krasavina.1996@bk.ru

 

Аннотация. В работе рассматриваются критерии сформированности профессиональных компетенций. Приведены оценочные средства сформированности профессиональных компетенций. Рассмотрены возможности интернет-ресурсов в формировании профессиональных компетенций социальных педагогов.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, критерии сформированности профессиональных компетенций, интернет-ресурсы

 

Современное общество претерпевает значительные изменения, которые связаны, в первую очередь, с переходом общества в информационную среду, где главным средством, охватывающим все сферы жизнедеятельности человека, является интернет и интернет-ресурсы. Именно интернет и интернет-ресурсы стали широко применяться в самых разнообразных сферах деятельности человека (медицина, сфера услуг), но также интернет стал широко использоваться в образовании не только школьников, но и студентов среднего профессионального и высшего образования. По мнению исследователей, система высшего образования претерпевает значительные изменения в связи с тем, что:

- современное общество вступило в эпоху информатизации, где главной особенностью является интернет и его возможности (А.В. Бусыгина, Я.М. Луцких, А.Е. Моторина) [2, с. 53];

- современная система образования ориентирована на Западную, где главной особенностью является 4-х летнее образование (Россия вступила в Болонский процесс в 2003 г.) (С.В. Санникова) [10, с. 58];

- главной особенностью обучения в ВУЗах является формирование компетентной личности, готовой к конкурентной борьбе на рынке труда, основываясь на компетентностном подходе (И.А. Зимняя, Е.В. Савина, Е.А. Харитонова, Л.Г. Шестакова) [6; 11, с. 218].

Анализируя данные положения, можно отметить что, именно формирование профессиональных компетенций становится важным компонентом высшего образования студентов. Изучением данной проблемой занимались: И.А. Адаев, А.В. Бусыгина, З.М. Гиниятова, С.В. Гиннэ, Е.Я. Климкович, Н.В. Пахаренко, Т.В. Рихтер и др.

Рассматривая и анализируя понятия «компетенция» и «профессиональная компетенция» многие авторы (З.М. Гиниятова, И.А. Зимняя, Е.Я. Климкович, А.В. Хуторской и др.) приводят собственную точку зрения к определению данных понятий с позиции различных областей науки. Так, И.А. Зимняя считает, что компетенция – это отчужденное наперед заданное социальное требование (норма) к профессиональной подготовке студентов высшей школы, необходимой для его профессиональной деятельности [6]. По мнению, А.В. Хуторского компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6]. В исследованиях З.М. Гиниятовой, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых профессиональная компетенция рассматривается как интегральная характеристика, включающая в себя совокупность деловых, личностных и профессиональных качеств, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности [3, с. 68; 8, с. 22]. Таким образом, профессиональная компетенция рассматривается как совокупная характеристика, включающая в себя набор необходимых профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления определенного рода деятельности. А компетенция рассматривается как набор, включающий в себя личностные, профессиональные качества, знания, умения и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности в конкретной области.

С точки зрения З.М. Гиниятовой, процесс формирования профессиональных компетенций является последовательным и усложняющимся, результат достижения которого имеет отдаленные перспективы в самостоятельной деятельности социального педагога [3, с. 68]. Формирование профессиональных компетенций – это длительный процесс, который продолжается на протяжении всего профессионального пути, начинающийся задолго до профессиональной деятельности [3, с. 69].

Формирование профессиональных компетенций тесно связано с применением интернет-ресурсов в обучении, практической и профессиональной деятельности социального педагога. Так, А.С. Горбулин под интернет-ресурсами подразумевает совокупность логически законченной, структурированной информации, предоставляемой посредством Сети Интернет [4, с. 388]. По мнению Т.Н. Буцевой интернет-ресурс – это совокупность информационных ресурсов, размещенных в интернете [4, с. 388].

По мнению  А.А. Безвесильной, Е.Я. Климкович, интернет-ресурсы набирают большую популярность среди педагогических работников, так как интернет-ресурсы предоставляют широкие возможности, которые можно использовать в профессиональной деятельности, среди которых [1, с. 53; 7, с. 294]:

- поиск и получение профессионально-ориентированной информации (электронные журналы, библиотеки, социальные сети и др.) – данные ресурсы содержат тематические рубрики, статьи, посты, подборки на профессиональные темы, обучающие материалы (видеохостинги YouTube), видеокурсы, вебинары, в которых опытные эксперты раскрывают актуальные темы и проблемы социально-педагогического характера;

- профессионально-ориентированная коммуникация в сети (социальные сети, электронная почта) – данные ресурсы позволяют обмениваться полезной информацией друг с другом, общаться на различных профессиональных форумах, участвовать в дискуссиях профессиональных сообществ с целью получения актуальной информации по интересующему вопросу;

- публикация материалов умственного труда (онлайн-конференции, блоги научных идей, сайты педагогических разработок) – данные ресурсы позволяют специалисту публиковать собственные наработки и исследования на различных практико-ориентированных научных сайтах, размещать на сайте видеоматериалы, писать комментарии и статьи, вести собственный блог или дневник;

- расширенный доступ к научно-методической литературе, возможность заимствовать опыт других специалистов, систематизация личного социально-педагогического опыта (портфолио).

Таким образом, формирование профессиональных компетенций является сложным, повторяющимся процессом, результатом которого должна стать компетентная личность, обладающая спектром сформированных профессиональных компетенций, на которые значительное влияние оказывает применение интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.

Формирование профессиональных компетенций сложный и длительный процесс, который может складываться на основе различных факторов (критериев). Так, в своем исследовании Е.Л. Гусейнова выделяет [5, с. 13-14]:

- мотивационно-ценностный - система мотивационно-ценностных отношений студента к самому себе, своей деятельности;

- когнитивный - система знаний, способствующая обеспечению формирования у студентов научной картины мира;

- действенно-операционный - качества, необходимые для осознания цели самостоятельной деятельности, способности к творчеству;

- рефлексивно-оценочный - осмысленное отношение студентов к результатам обучения, способность оценивать результаты, ошибки собственной деятельности.

По мнению Н.В. Пахаренко, критериями сформированности профессиональных компетенций должны стать [9]:

- мотивационный - потребность и стремление овладеть профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в деятельности;

- когнитивный - определенный уровень профессиональных знаний;

- деятельностный - практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в различных ситуациях;

- личностный - осознание значимости профессионального развития и личного самосовершенствования.

Проанализировав работы Е.Л. Гусейновой, Н.В. Пахаренко, Ю.Г. Татура, а также И.А. Адаева, Е.Я. Климкович, А.Е. Моториной, Т.В. Рихтер можно отметить, что формирование профессиональных компетенций можно рассматривать в 4 позиций: когнитивной, мотивационной, деятельностной и оценочно-рефлексивной (см. Табл. 1). Анализируя данные критерии, мы подобрали ряд диагностических методик, на основании которых удалось выделить отдельные показатели, с помощью которых будет строиться наше исследование.

Таблица 1.

Критерии и показатели исследования сформированности профессиональных компетенций социальных педагогов

Критерий

Показатели

Расшифровка

Оценочное средство

Когнитивный (система знаний, способствующих обеспечению формирования у студентов научной картины мира)

Успеваемость студентов

(Е.Л. Гусейнова)

Мониторинг успеваемости

Контрольные точки, входной, текущий и итоговый контроль, оценки за производственную практику,

входной тест об интернет-ресурсах

Мотивационный

(стремление овладеть и применять знания и умения, готовность к освоению профессиональных компетенций)

«Приобретение знаний»

 

 

 

Стремление к приобретению знаний, любознательность

Методика «Мотивация обучения в ВУЗе»

(автор Т.И. Ильина)

«Овладение профессией»

 

стремление овладеть профессиональными знаниями и умениями, сформировать профессионально важные качества

«Получение диплома»

стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов

Деятельностный (практическое и оперативное применение знаний)

В рамках дисциплин с социально-педагогической направленностью предусмотрена публичная защита проекта, технологии, программы

В рамках оценивая сформированности профессиональных компетенций, эксперт может использовать следующие показатели:

0 – не владеет;

1 – имеет необходимые знания;

2 – имеет необходимые умения;

3 – думает, что владеет компетенцией, но нет практического опыта;

4 – владеет компетенцией

Экспертная оценка по Таблице анализа овладения профессиональными компетенциями в рамках дисциплины Авторы:

Е.А. Харитонова,

Л.Г. Шестакова

(в роли эксперта могут выступать: преподаватель, социальный педагог)

Оценочно-рефлексивный (способность к самоанализу, осознанию себя в процессе учебной деятельности)

Рефлексия, самоанализ, самооценка

В рамках самоанализа сформированности профессиональных компетенций, студент может воспользоваться следующими показателями:

0 – не владею;

1 – имею необходимые знания;

2 – имею необходимые умения;

3 – думаю, что владею компетенцией, но нет практического опыта;

4 – владею компетенцией

Таблица самоанализа овладения профессиональными компетенциями в рамках дисциплины

Е.А. Харитонова,

Л.Г. Шестакова

 

 

Таким образом, проанализировав работы Е.Л. Гусейновой, Н.В. Пахаренко, Ю.Г. Татура и др. мы пришли к выводу о том, что в структуре формирования профессиональных компетенций выделяют: когнитивный, мотивационный, деятельностный и оценочно-рефлексивный критерии, которые характеризуются в первую очередь сформированными знаниями, сформированной познавательной мотивацией, умением осуществлять деятельность в различных ситуациях, и умением оценить себя, свою профессиональную деятельность. поэтому данные критерии легли в основу нашего исследования.

Список литературы:

1. Безвесильная А.А. Использование информационных технологий при подготовке социальных педагогов [Текст]/ А.А. Безвесильная// Педагогическая информатика. - 2007. - №4. - С. 52-56.

2. Бусыгина А.В. Использование контрольно – оценочных средств при определении уровня сформированности профессиональных компетенций [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-53.pdf (Дата доступа: 21.05.2018)

3. Гиниятова З. М. Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога [Текст]/ З.М. Гиниятова// Педагогика высшей школы. — 2015. — №3. — С. 66-68.

4.  Горбулин А. С. Использование дополнительных (популярных) интернет-ресурсов при создании электронных средств обучения [Текст]/ А.С. Горбулин// Молодой ученый. -2013. -№8. -С. 388-390.

5.  Гусейнова Е.Л. Организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технического ВУЗА [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / Гусейнова Елена Лазаревна; ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». – Уфа, 2016. – 27 с.

6.  Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (Дата доступа: 19.02.2018).

7.  Климкович Е.Я. Интернет-ресурсы как средство формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий [Текст]/ Е.Я. Климкович// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. - № 9 (92). – С. 293-299.

8.  Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст]/Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

9.  Пахаренко Н.В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [Текст] Н.В. Пахаренко, И.Н. Зольников// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7502 (дата обращения: 21.05.2018).

10.  Сальникова О.А. Ключевые компетенции личности в контексте Болонского процесса [Текст]/ О.А. Сальникова, Е.В. Письменный// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. - №4. – С. 57-59.

11.  Шестакова Л.Г. Использование самооценки и взаимооценки для формирования профессиональных компетенций обучающихся педагогического вуза [Текст]/ Л.Г. Шестакова, Е.А. Харитонова// Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 3(50). – С. 216-224

Сведения об авторах:

Мальцева Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, n.malzeva@mail.ru

Красавина Оксана Геннадьевна – студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, krasavina.1996@bk.ru