ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕЦЕДЕНТНЫМИ ТЕКСТАМИ

Белая Я.А.

Студентка

Новокузнецкий институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

г. Новокузнецк, Россия

Научный руководитель: Налимова Т.А., канд. пед. наук, доцент

Новокузнецкий институт (филиал)

 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

г. Новокузнецк, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу обучения младших школьников использованию в речи прецедентных текстов. Авторы утверждают, что включение детьми в речь прецедентных текстов делает их речь более выразительной, способствует обогащению кругозора учащихся начальной школы культуроведческой информацией.

Ключевые слова: прецедентный текст, младшие школьники, уроки русского языка, обогащение речи.

 

Употребление прецедентных текстов - один из характерных признаков языковой личности, а источники прецедентных текстов, а также особенности их использования в речи указывают на принадлежность конкретной языковой личности к тому или иному типу речевой культуры.

Ю.Н. Караулов определяет прецедентные тексты как значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, «имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая её предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности» [1, с. 111]. Каждый прецедентный текст вызывает систему ассоциаций: представления о личности автора текста, эпохи, сюжета, истории создания текста.

К прецедентным текстам обычно относят:

·              общеизвестные цитаты из произведений художественной классики. Например: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»), «Береги честь смолоду» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), «Да, были люди в наше время» (М.Ю. Лермонтов «Бородино»);

·              названия произведений (не только литературных): «Тришкин кафтан» (И.А. Крылов), «Не ждали» (картина И.Е. Репина), «Кавказская пленница» (кинофильм Л. Гайдая); «Поле чудес» (названия телепередач) и т.д.

·              строки из популярных песен, например: «Вот новый поворот», «Все стало вокруг голубым и зеленым», «Собака бывает кусачей»;

·              реплики героев кинофильмов, например: «Надо, Федя, надо» (Л. Гайдай «Приключения Шурика», «Маленькая пенсия, но хорошая» (Э. Рязанов «Небеса обетованные»).

Выделяют также прецедентные имена – индивидуальные имена, связанные или с широко известным текстом, как правило, относящимся к прецедентным (например, Теркин, Печорин) или с прецедентной ситуацией (например, Иван Сусанин).

По мнению Ю.А. Сорокина и И.М. Михалева, к прецедентам относятся также крылатые фразы, литературные афоризмы, пословицы, поговорки, имена мифологических персонажей, героев литературных произведений («вечные образы») [2, с. 55]. При широкой трактовке термина в состав прецедентных текстов включают некоторые исследователи еще и фразеологизмы.

Одна из главных проблем, возникающих при обучении младших школьников использованию прецедентных текстов, заключается в отборе соответствующих текстов. Тексты должны представлять познавательную и эстетическую ценность, иметь воспитательное значение, быть доступными для младших школьников. В начальной школе к таким прецедентным текстам относятся пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы, цитаты из известных детям произведений.

Обучение младших школьников использованию прецедентных текстов проще всего построить на материале пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки украшают, обогащают речь, придают речи особую остроту, силу и выразительность.

Прежде всего необходимо научить детей различать пословицы от поговорок. На примере пословицы «Грамоте учиться – всегда пригодится» можно объяснить, что пословица – это произведение фольклора малой формы, которое содержит в себе поучительный смысл. Пословица учит, одобряет, осуждает, утверждает, наставляет. Поговорка – это также произведение фольклора малой формы. Поговорки такие же остроумные, образные и меткие, как пословицы, но в отличие от пословиц, они короткие и не дают советов. Например, «поживем – увидим», «в тесноте, да не в обиде».

В работе с пословицами можно использовать различные виды заданий.

Например, при чтении и обсуждении рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным» учащиеся подбирают к рассказу пословицы: «Правда, что шило в мешке - не утаишь», «Правда прямо идет, а с нею не разминешься», «Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают». В ходе анализа текста и самостоятельного подбора пословиц и поговорок к нему дети учатся находить общее между названием произведения и его содержанием, понимать смысл пословицы.

Можно предложить учащимся вспомнить начало пословиц, определить их тему.

·                                                       ……, а товарища выручай.

·                                                       ………., там и умение.

·                                                       …..., умей за нее постоять.

В 3-4 классах можно предложить детям упражнение, в котором требуется разделить пословицы  на две группы: назидательные и ироничные:

·                                                         Век живи, век учись.

·                                                         Не грози щуке морем.

·                                                         От доброго слова язык не отсохнет.

·                                                         Труд человека кормит, а лень портит.

Представляются эффективными в работе с пословицами на уроке русского языка следующие упражнения:

1. Составить пословицы из набора слов. Ученикам предлагаются слова на карточках или на доске, из которых им необходимо составить пословицу.

·                              Ухо, влетело, в другое, в одно,  вылетело;

·                              Утаишь, в мешке, шила, не;

·                              А, глупый, любит, учить, умный, учиться;

2. Составить пословицу, убрав из набора слов лишнее.

·                              Живет, всегда, вода, найдет путь (вода всегда найдет путь);

·                              Крыжовник, лучше, садовник, хорош, крупен (хорош садовник – крупен крыжовник);

·                              Встанешь, побольше, слов, сделаешь, пораньше (пораньше встанешь, побольше сделаешь).

3. Вставить пропущенное слово в пословицу.

·                              Доброе дело два…живет (века);

·                              Кто правдой живет, тот …наживет (добра);

·                              Где дружбой дорожат, там и …дрожат (враги);

·                              Куда …, туда и нитка (иголка)

4. В пословице одно слово заменено другим, надо найти, какое это слово:

·                              Бежишь, дальше, будешь, едешь (тише едешь, дальше будешь).

·                              Масленица, мышам, без, слона (без кота мышам Масленица).

·                              Испортишь, перцем, не, кашу (кашу маслом не испортишь).

При работе с пословицами и поговорками нужно объяснять детям, что их не всегда следует понимать буквально, многие из них содержат переносный смысл.

Работа с прецедентными текстами (пословицами, фразеологизмами) занимает особое место при написании творческих работ. Например, учащимся предлагается написать сочинение по пословице «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра». Перед началом работы школьники уясняют смысл пословицы. Учитель обращается к ним с вопросами: 1. Что советуется в пословице? 2. Что можно сделать сегодня, не откладывая это на завтра? 3. Почему это так важно? 4. Кто обычно откладывает все дела на будущее? 5. Что из этого получается?

После этого детям предлагается придумать или вспомнить историю из своей жизни, определить главного персонажа сочинения, его поступки и их последствия, сделать вывод о том, чему учит эта история. Особое внимание уделяется тому, в какой части сочинения найдет свое отражение пословица. Если в начале или конце сочинения, она может быть приведена полностью, в основной части сочинения может быть использована ее часть. Например, «сколько можно говорить - «не откладывай на завтра».

Можно предложить детям составить рассказ по картинке с использованием пословиц. Если уровень развития школьников в классе не позволяет им активно справляться с таким заданием, то можно на первых порах предлагать им список возможных пословиц к картинке.

Обучение использованию авторских прецедентных текстов начинается с выявления, насколько учащиеся понимают замысел автора. Например, предлагая младшим школьникам текст из басни И.А. Крылова «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», учитель обращается к ним с вопросами: 1. Вам знакомо это выражение? Кому оно принадлежит? 2. Приведите его полностью. 3. Как вы понимаете это выражение? 4. В какой ситуации употребляется это выражение? Приведите пример, когда используется это высказывание.

На уроках русского языка могут быть использованы не только известные учащимся прецедентные тексты, но и знакомые не всем детям. В таком случае учитель разъясняет смысл выражения. Например, учитель предлагает детям записать высказывание из басни И.А. Крылова «Пустынник и медведь»: «Услужливый дурак опаснее врага». Внимание учащихся обращается на то, что в басне рассказывается о том, как однажды медведь, решив прогнать муху со лба своего спящего друга, так ударил ее камнем, что убил не только муху, но и самого спящего. Можно предложить ученикам попробовать самим объяснить, как они понимают смысл этого выражения. Обобщив все высказывания, учитель формулирует смысл выражения: так говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред.

При обучении младших школьников использованию прецедентных текстов особое значение имеет разъяснение незнакомых для них слов или значений слов. В этих случаях можно предложить им обратиться к различным словарям. Например, при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Осень» учащиеся встречаются со словом «очи»: «Унылая пора! Очей очарованье…». Не все дети знают значение этого слова, поэтому им предлагается обратиться к толковому словарю, а затем попробовать заменить в стихотворении слово «очи» на слово «глаза» и отметить, изменился ли смысл стихотворения. Затем детям предлагается объяснить фразеологические обороты: «предстать пред очи», «проглядеть все очи», «орлиные очи», «очи сокольи» и др., объясняют их смысл и определяют, какие значения приобретает слово в данных устойчивых выражениях.

Таким образом, работа с прецедентами во многом строится на анализе авторских текстов, произведений народного творчества. Важно нацелить детей на запоминание авторских сравнений, всматриваться в рисуемые картинки. Необходимо создавать условия, при которых известные фразы попадают в «окно сознания» ребенка. Мы считаем важным условием развитие творческого воображения, образно-ассоциативного мышления при восприятии детьми прецедентных текстов. В 3-4 классах может проводиться исследовательская работа по изучению прецедентных текстов.

Обучение младших школьников использованию прецедентных текстов в письменной и устной речи расширяет его кругозор культуроведческой информацией, способствует обогащению речи выразительными средствами языка.

Список литературы:

1.     Караулов, Ю. Н. Языковая личность [Текст]/ Ю. Н. Караулов // Русский язык. Энциклопедия. - М.: Дрофа, 1998.-721 с.

2.     Сорокин, Ю.А. Прецедентный текст как способ фиксации языкового сознания [Текст] / Ю.А. Сорокин, И.М. Михалева // Язык и сознание: парадокcальная рациональность. - М., 1993. - С. 98-117.

Сведения об авторах:

Белая Яна Александровна - студентка 2 курса факультета педагогики и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк,

belaya.yana97@yandex.ru

Научный руководитель: Налимова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк,

nalimova7@rambler.ru

 

ENRICHMENT OF SPEECH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH PRECEDENT TEXTS

Y.A. Belaya, student

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University

(Novokuznetsk, Russia)

T. A. Nalimova,

kand. ped. sciences, associate Professor

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University

(Novokuznetsk, Russia)

 

Abstract. The article is devoted to the issue of primary school children the use of precedent texts in speech. The authors argue that the inclusion of children in the speech of precedent texts makes their speech more expressive, contributes to the enrichment of the Outlook of primary school children cultural information.

Key words: precedent text, primary school children, Russian language lessons, speech enrichment.