Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


История возникновения вокальных джазовых ансамблей

 

Паршина Юлия Александровна,

магистрантка 1 курса кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Аннотация. В данной статье проведён анализ возникновения первых вокальных джазовых ансамблей. Также были выявлены причины, способствующие появлению первых вокальных джазовых ансамблей. Дана характеристика первым представителям сложившегося жанра.

Ключевые слова: вокал, джаз, вокальный ансамбль, джазовый вокальный ансамбль, джазовое вокальное исполнительство.

 

Вокальный ансамбль – это общее обозначение для разнообразных вокальных составов, работающих в области не только академической музыки, но и в джазе, и в современной популярной музыке. Нужно отметить, что, кроме сложившихся однородных, мужских или женских групп, существует огромное количество вокальных ансамблей смешанного типа. Обычно подобные типы вокальных ансамблей включают в себя от двух до восьми участников. Но существуют и коллективы, состоящие более чем из десяти человек. Хотя подобные ансамбли встретишь не часто.

Предыстория вокальных групп в джазе тесно связана с традициями массового пения, культивируемого европейскими переселенцами практически с самого начала колонизации американского континента. Значение массовой песни в социальной жизни белых колонистов возросло, в особенности в связи с американской борьбой за независимость во второй половине XVIII столетия.  Её культурной противоположностью после 1800 года стало религиозное движение, обозначаемое как «великое пробуждение» (англ., «great awaking»).

Кроме, собственно, религиозного пения, распространённого в конгрегациях многочисленных протестантских сект, тогда важное место занимало также любительское музицирование в домашних условиях. Именно от него происходит одна из характерных черт американской общественной жизни XIX века – так называемые «поющие семьи» (англ., «singing families»). Подобным образом обозначали, конечно, и такие самодеятельные певческие объединения, в которые, кроме членов одной семьи, входили соседи, друзья и т.п. Из этих домашних ансамблей со временем образовались и профессиональные группы типа известного квартета «Hutchinson Family» («Семья Хатчинсон»), основанного в 1842 году. Данный квартет получил огромную популярность в Америке и внёс большой вклад в развитие американской популярной музыки.

Другую почву, питавшую возникновение и распространение новых песен, представляли передвижные выступления «чернолицых менестрелей» (англ., blackface minstrels). Так как жизнь белых плантаторов и их чёрных рабов проходила фактически на виду друг у друга, хозяева очень часто обращали внимание на особую манеру негритянских простолюдинов ходить, петь, танцевать, одеваться, разговаривать. Подобное поведение их очень забавляло и казалось комичным. Так стали появляться белые артисты, которые мазали себе лицо жжёной пробкой или краской и выступали на сцене, изображая чёрных рабов. Подобные выступления получили название «minstrel show», так как «менестрелями» называли странствующих актёров, певцов, музыкантов. Особую популярность получили группы «Virginia Minstrels» (1843 год) Дэна Эммета и «Christy Minstrels» (1846 год) Эдвина Пирса Кристи. Эти коллективы ориентировались на унисонное исполнение рабочих и духовных песен негритянских рабов, обозначавшееся рекламным ярлыком «the true plantation style» (англ., «подлинный стиль плантаций»). Четырёхголосная гармонизация, которая также была использована менестрельными коллективами, перешла и к вокальным ансамблям второй половины XIX века, ставшими их преемниками.

Победа Севера в гражданской войне (1865 год) и формальная отмена рабства (1863 год) открыли перед цветными американцами возможность участия, хотя и в ограниченном объёме, в общественной и культурной жизни Америки. Как раз в это время возникают первые самостоятельные негритянские группы менестрелей. Большую популярность в то время приобрела негритянская группа «Georgia Minstrels», основанная в 1865 году. Однако знакомство с негритянской музыкальной культурой не ограничивалось «театром менестрелей». Огромное значение также имели вокальные группы, возникшие в 80-е годы XIX века в первых негритянских высших школах. Здесь речь идёт о спонтанном народном пении в конгрегациях. Одним из самых известных коллективов был «Fisk Jubilee Singers», созданный в 1871 году в университете Фиска в Нэшвилле (штат Теннесси). Благодаря этому ансамблю белая публика впервые познакомилась с софистицированными, то есть испытавшими конкретное влияние протестантских хоралов, обработками спиричуэлов (поздние записи «Fisk Jubilee Singers» были переизданы на фирме Folkways Records).

На рубеже XIX и XX веков стали появляться мужские вокальные квартеты, от которых уже идёт прямая линия развития к современным вокальным группам. Характерным приёмом техники исполнения, который практиковали многие ансамбли, было использование специфического способа голосоведения в, так называемых, барбершоп-гармониях, которое позже было заимствовано инструментальной аранжировкой эры свинга. Барбершоп-квартеты – это коллективы, поющие а’капелла четырёхголосные партитуры в тесном расположении. Как правило, мужские барбершоп-квартеты состояли из 1-го тенора, поющего основную мелодию в альтовом регистре, его также называли «лидером» (англ., lead), тенора, баритона и баса. Подобный тип фактуры часто применялся вокальными ансамблями, специализирующимися на исполнении спиричуэлов, госпел и более поздних ритм-энд-блюзов.

Из ансамблей этой категории во второй половине 20-х годов XX века всемирной популярности добился мужской квартет «The Revelers» («Гуляки»). Первоначальный состав: Франклин Баур – тенор, Льюис Джеймс – тенор, Эллиот Шоу – баритон, Уилфред Гленн – бас, Эд Смолл – пианист, аранжировщик, иногда исполнял партию баритона. В то время «The Revelers» были наиболее известной группой в США, которая с большим музыкальным шармом и живостью демонстрировала стиль, типичный для «золотой эры джаза». Кроме несколько «причёсанной» подачи духовных песен, отрывков из водевилей, барбершоп, рэгтайма, ансамбль исполнял также шлягерный репертуар Тин-Пэн-Элли (англ., Tin Pan Alley - собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии) того времени («His Master`s Voice», RCA Victor).  Известности ансамбля, сопровождаемого собственным пианистом, способствовало широкое распространение ставшего совсем недавно популярным граммофона. «The Revelers» послужили вдохновением для создания в 1928 году немецкого мужского вокального квинтета «Comedian Harmonists». Тот, вплоть до своего распада в 1935 году, имел оглушительный успех в Германии. «The Revelers» имели огромное количество хитов типа «Valencia», «Baby Face», «Dinah», «The Blue Room». Некоторые из них записаны под именем «The Merrymakers» (англ., «Весельчаки»). Некоторые из композиций для слушателей того времени являли новый аспект: гармония была приятна и соответствовала норме, вокальная интонация – образцовая, а качество записи удивительно тёплое и чистое. Восхитительные аранжировки ассимилировали барбершоп-гармонии с манерой и изящной подачей камерного пения.

В середине 20-х годов XX столетия появляются первые профессиональные вокальные ансамбли, исходящие из фольклорных традиций белой музыки американской деревни и связанные с «families» XIX века. К главным ансамблям этого типа, относящимся к стилю кантри-энд-вестерн (англ., «country and western» - объединяет две разновидности фольклора: сельский (кантри) и ковбойский (вестерн)), принадлежали «Stoneman Family» («Семья Стоунмэн») (записывавшаяся с 1925 года на фирмах Genett, Okeh и Victor, позже на Folkways Records) и трио «Carter Family» («Семья Картер») (с 1927 года на RCA Victor), состоявшее из Элвина Плезанта Картера, его жены Сары и её двоюродной сестры Мейбелль. «Carter Family» трио оказало огромнейшее влияние на развитие жанра «кантри». Нужно отметить, что в своих песнях трио перенесло акцент с инструментальных партий на вокальные.

В 1927 году появилось мужское вокальное трио «The Rhythm Boys» («Ритм-мальчики»). Состав трио: Гарри Баррис, Бинг Кросби, Эл Ринкер. Их возникновение связано с бурным развитием современной популярной музыки в 20-х годах XX века и с массовой популярностью одного из самых любимых тогда представителей, Пола Уайтмена и его оркестра. Трио регулярно выступало с П. Уайтменом с 1927 года (как раз в этом году к Кросби и Ринкеру присоединился пианист, композитор и певец - Баррис) и снялось с ним также в известном фильме «King Of Jazz» (1930 год), в котором прозвучали следующие композиции в их исполнении: «Mississippi Mud», «So the Bluebirds and the Blackbirds Got Together», «A Bench in the Park» и «Happy Feet». «The Rhythm Boys» записывались и с другими оркестрами, включая ЭллингтонаThree Little Words», 1930 год, Victor). Успех этого трио побудил возникновение многочисленных вокальных ансамблей, которые стали характерной составной частью популярной и джазовой вокальной музыки 30-х годов XX века.

 Список литературы:

1.        Кинус Ю.Г. «Из истории джазового исполнительства». Феникс, 2009 – С. 96, 98-99

2.        John Wallace Hutchinson «Story Of The Hutchinsons» (Tribe of Jesse) BOSTON 1896 – 35 - 38 c.

3.        Михаил Митропольский «Краткая история джаза» Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм. Москва, 2004 – jazz.ru

4.        Toni P. Anderson «Tell Them We Are Singing For Jesus» The Original Fisk Jubilee Singers and Christian Reconstruction, 1871-1878. Macon, GA: Mercer University Press, 2010 – C. 2

5.       Lynn Abbot «Play That Barber Shop Chord: A Case for the African-American Origin of Barbershop Harmony» American Music 10, no. 3, 1992 – С. 289-290

6.       Dennis Pereyra, Dave Dixon «Paul Whiteman’s Original Rhythm Boys». redhotjazz.com